Содержание материала

В. В. ГУЛЬДЕНБАЛЬК, М. М. КАЕТАНОВИЧ, Д. В. РАБИНОВИЧ, И. И. РАПУТОВ и М. Н. ШМЕЛЕВ
СООРУЖЕНИЕ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
МОСКВА  1950 ЛЕНИНГРАД

В книге освещены конструктивные элементы линий передачи и вопросы организации строительно-монтажных работ, а также изложены практические указания по производству строительных и монтажных работ, встречающихся при сооружении линий передачи.
Книга предназначена для инженерно-технических работников, прорабов и мастеров, работающих на строительстве линий передачи.

ПРЕДИСЛОВИЕ

За годы трех пятилеток в СССР построено и введено в эксплуатацию много тепловых электрических станций, работающих на местном топливе, и гидроэлектростанций, а для передачи электроэнергии от этих станций — десятки тысяч километров линий передачи на напряжение от 35 до 220 кВ.
В годы войны были построены и восстановлены десятки электростанций и тысячи километров линий электропередачи.
Послевоенным пятилетним планом перед строителями- энергетиками поставлены задачи:
«Полностью восстановить электростанции в районах, подвергавшихся оккупации, и ввести в действие на всех электростанциях СССР за пятилетие 11,7 млн. киловатт, доведя установленную мощность электростанций до 22,4 млн. киловатт в 1950 году».
Выполняя пятилетний план, энергетики уже в 1946 г., первом году послевоенной пятилетки, полностью закончили восстановление и, кроме того, построили и ввели в эксплуатацию несколько тысяч километров новых магистральных линий электропередачи.
Грандиозные задачи дальнейшей электрификации СССР требуют все более широкого развертывания строительства новых линий электропередачи.
Наряду со значительным увеличением объемов строительства, строители-энергетики должны за годы послевоенной пятилетки увеличить производительность труда не менее чем на 40% по сравнению с довоенной и снизить себестоимость работ на 12% против уровня 1945 г.
Опыт строительства линий показал, что при надлежащей подготовке и организации работ темпы строительства линий напряжением 220—110 кВ — 1—2 км в день вполне реальная величина.
При таком темпе время строительства линий протяженностью 100—150 км, считая и подготовительные работы, составит 4—6 мес.
Сокращение времени строительства линий в свою очередь повышает производительность труда, улучшает использование механизмов и снижает себестоимость работ.
Для достижения высоких темпов строительства линий передачи в первую очередь требуется наличие квалифицированного инженерно-технического персонала и рабочих-линейщиков и хорошая организация работ.
Значительное увеличение объёмов строительства линий передачи требует, наряду с механизацией работ, привлечения новых кадров строителей — линейщиков.
Предлагаемая книга предназначается для инженерно-технических работников, начинающих работать в области строительства линий передачи, а также для повышения квалификации, начальников участков, прорабов и мастеров, уже работающих в этой области.
Задачи, которые предстоит выполнить сетевым организациям в ближайшие годы, особенно остро ставят вопрос о внедрении передовых методов производства работ и максимальной индустриализации и механизации их при сооружении линий электропередачи.
Специфичность условий сооружения линий электропередачи, в корне отличающихся от обычных условий строительства на территориально ограниченной площадке, требует иных, принципиально новых организационных путей для разрешения этих задач.
Практически новые методы на сетевом строительстве стали внедряться в 1947—1948 годах, и, хотя первые же результаты оказались успешными, все же имеющийся опыт незначителен и многие вопросы еще не нашли своего окончательного разрешения.
Это не дало возможности изложить их в систематизированном виде в настоящей книге.
Главы книги I—XV, XIX—XXVIII и LIV—LV написаны инж. В. В. Гульденбальк, главы XVI—XVIII инж. М. М. Кастанович, главы XXXIV—XL инж. Д. В. Рабинович, главы XLI— LIII инж. И. И. Рапутовым и главы XXIX—XXXIII инж. М. Н. Шмелевым.
Авторы