Содержание материала

ЧАСТЬ ПЯТАЯ
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И МЕХАНИЗАЦИЯ РАБОТ
Глава шестнадцатая

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ РАБОТ

Законом о восстановлении и развитии народного хозяйства СССР на 1946—1956 гг., п. 20, записано: «...Для обеспечения программы строительства и ввода в действие производственных мощностей обеспечить всемерное развитие строительной индустрии и укрепление строительных организаций союзных министерств и союзных республик. Широко внедрить передовую строительную технику, максимально используя в строительстве сборные конструкции заводского изготовления, и повысить механизацию строительных работ».
Такая организация строительного процесса, при которой максимальное количество деталей и полуфабрикатов изготовляется на заводах и в мастерских, вне строительной площадки, а на строительной площадке большая часть работ сводится к монтажу готовых изделий, выполняемому механизмами, называется индустриализацией строительных работ.
Индустриализация линейных работ решается в двух направлениях.
Первое — при разработке типовых конструкций опор, фундаментов под опоры и т. д. проектная организация должна стремиться дать такие решения, выполнение которых было бы возможно в максимальной мере на заводах и в мастерских, а если на линии, то с использованием механизмов.
В первую очередь сюда следует отнести: уменьшение числа типов опор, применяемых на данной линии, укрупнение отдельных секций опор, сокращающее работы по стыкованию секций на линии, упрощение конструкции стыков и перевод их на болты; изготовление сборных железобетонных фундаментов и металлических подножников, упрощение конструкции и типизация всех подсобных сооружений на линии (монтерский пункты, рембазы и т. п.) и т. п.
Второе — строительно-монтажные организации должны иметь собственную производственную базу: завод металлоконструкции, стройдвор, механические мастерские, базу механизации и т. п., способные выполнять заказы по изготовлению конструкций и деталей и обслуживать все возрастающий парк механизмов.
При сооружении линий передач приходится выполнять на трассе, в условиях отрыва от производственных баз и жилья, большое количество трудоемких работ.
К этим работам относятся: земляные работы по рытью котлованов и устройству упрощенных дорог на трассе, вырубка леса, корчёвка пней, бетонные работы, добыча инертных материалов, погрузочно-разгрузочные работы, установка опор, укладка заземлений и т. п.
Для выполнения трудоемких работ требуется большое количество рабочей силы, а наличие ее в свою очередь связано с затруднениями как в размещении, так и с обслуживанием в линейных условиях.
Индустриализация строительных и монтажных работ при широкой механизации их дает возможность освободиться от значительного количества рабочих, в несколько раз сократить время, необходимое для производства работ, и снизить стоимость работ.

Глава семнадцатая
МЕХАНИЗАЦИЯ РАБОТ

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕМОВ РАБОТ

Парк механизмов, которым располагают в настоящее время строительные организации, позволяет механизировать большую часть трудоемких и тяжелых работ на трассе линий передачи, на строительстве подсобных сооружений (рембаз, монтерских пунктов и т. п.) и в карьерах при добыче инертных материалов.
Большая разбросанность работ по трассе, когда производственная площадка достигает протяженности в десятки и даже сотни километров, небольшие объемы работ на каждом пикете, отсутствие дорог, электроэнергии и жилья на месте работ составляют характерную особенность сооружения линий передачи.
Эта особенность вынуждает подходить к вопросу организации и механизации линейных работ, учитывая в каждом отдельном случае местные условия. 
Механизацию того или другого производственного процесса следует осуществлять, ориентируясь прежде всего на принятые промышленностью к изготовлению общестроительные механизмы и машины, так как эти машины дешевле и проще в эксплуатации.
Только отдельные виды работ приходится ориентировать на специальные сетевые механизмы (рытье котлованов, раскатка провода, монтаж проводов и др.).
Для более наглядного представления об объемах работ и удельном весе отдельных видов работ в общем объеме рассмотрим работы по постройке линии передачи 220 кВ длиной 200 км.
Приближенно на такой линии объемы выражаются следующими количествами:

Кроме того, следует учесть работы так называемого подсобного производства, куда относятся: перевозка на автомашинах и тракторах с погрузкой и выгрузкой грузов порядка 30 500 т, добыча и облагораживание (мойка и сортировка) инертных материалов, около 9 000 м3 и др.
Если трудозатраты на работы, перечисленные в первых 9 пунктах, принять за 400%, то по отдельным видам работ трудзатраты составят:

Выбор механизмов и организация их работы определяются не только общими объемами тех или других работ на линии, но и их объемами на каждом пикете или участке трассы.
Ниже рассматриваются основные направления механизации трудоемких работ при сооружении линий передачи и даются краткие характеристики наиболее распространенных машин и механизмов.

РАСЧИСТКА ТРАССЫ

Вырубка леса, корчевка пней и срезка кустарника могут производиться механизированным способом. Для валки и раскряжевки деревьев применяются мото- или электропилы. 
Производительность труда при валке и раскряжевке леса мото-   или электропилами повышается в шесть-девять раз.
Рост производительности на работе в лесу средней густоты и крупности (300—350 деревьев на 1 га) характеризуется табл. 32.
Таблица 32
Валка и раскряжевка леса

Трелевка хлыстов производится с помощью специальных трелевочных тракторов типа КТ-12 и обычными гусеничными тракторами.
Для электрификации лесорубочных работ применяются передвижные электростанции. Выбор мощности электростанции зависит от мощности моторов, установленных на механизмах, и от количества работающих одновременно механизмов.
Характеристики наиболее распространенных электростанций приведены в табл. 33.
Таблица 33
Передвижные электростанции трехфазного тока

Корчевка пней производится, как правило, на узкой полосе (2,5—3 м) для расчистки проезжей части трассы. Для корчевки применяются: корчевальные машины (лебедки), монтируемые на тракторе, непосредственно трактор или ручной инструмент (клинья, ваги) при ручной корчевке.
В линейных условиях корчевку производят большей частью непосредственно трактором. Сопротивление пня требует большого усилия для его выдергивания, причем тем большего, чем старше дерево и больше его диаметр; поэтому пень прежде подкапывают и подрубают кругом от больших корней, что значительно снижает силу сцепления пня с грунтом. Однако, следует учесть, что даже подрубленный пень диаметром 28—30 см непосредственно трактором выдернуть не всегда удается, так как в плотных глинистых грунтах подрубленный еловый пень требует усилия около 3—4 т. Пни большего диаметра требуют усилий до 8—10 т, вследствие чего приходится применять корчевальные лебедки.
Корчевальная лебедка с трактором, или трактор с тросовыми петлями, при нетолстых пнях, при бригаде рабочих в 3— 4 чел. и трактористе, могут корчевать до 0,4 га в смену. На выполнение этой работы тем же количеством рабочих вручную потребуется времени в 5—6 раз больше.
Корчеванье пней взрывами в линейных условиях применяется редко.
Очистка трассы от кустарника производится кусторезами или бульдозерами, смонтированными на тяжелом тракторе.
Перед работой кустореза или бульдозера производится очистка трассы от средней толщины (15—20 см) деревьев и пней, затем пускается кусторез или бульдозер и производится срезка кустарника и мелкого леса (до 10—15 см). Кусторез, так же, как и бульдозер, управляется одним трактористом-оператором. На уборке срезанного кустарника работает 3—4 человека с трактором HATH.
Кусторез за смену освобождает от кустарника и мелкого леса до 3,5—4 га.
При рубке леса даже средней густоты и крупности главное внимание нужно обращать на обработку, трелевку и штабелирование срубленного леса, так как каждая работающая электропила за смену свалит 250—350 деревьев, а дальнейшая их обработка: очистка от сучьев, разметка, трелевка, штабелевка, уборка сучьев и кустарника, выполняемая главным образом вручную, может задержать последующие работы на трассе, так как сваленный и не обработанный лес будет мешать всем работам.