Глава тридцать девятая
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСИЛИИ ПРИ ПОДЪЕМЕ ОПОР
161. ПОДЪЕМ ОДНОЙ НЕПОДВИЖНОЙ СТРЕЛОЙ
На фиг. 180 схематически показаны положения опоры при ее подъеме одной неподвижной стрелой. Пока низ опоры передвигается по земле, опору можно рассматривать как балку на двух опорах. Усилие, приходящееся на подъемный полиспаст, равно:
P=Qх(а/а+b)+р,
где Q — вес опоры;
р — вес такелажа, (блоки, тросы и т. д.);
а и b —соответственно расстояния центра тяжести опоры до ее основания и до места вязки полиспаста.
Во избежание случайных боковых перемещений, могущих вызвать удары опоры об стрелу, опора должна быть снабжена при подъеме боковой расчалкой. Раскладывая усилие, тормозная лебедка переключается с нижних тормозных тросов, которые уже не работают, на верхний тормозной трос.
Положение IV соответствует конечному моменту подъема. Усилие в верхнем тормозном тросе достигает наибольшего значения и определяется таким же образом, как в предыдущем примере.
Руководясь схемой подъема, можно для каждого положения поднимаемой опоры определить положение подвижного блока С подъемного полиспаста. Для этого от вершины стрелы следует откладывать отрезки В2С2, равные ВС. После выхода стрелы из работы положение подвижного блока определяется, откладывая от точки крепления А2 подъемного троса к опоре отрезок А3С3, равный А2С2=АВ+ВС. Этот метод позволяет определить графически необходимый разнос ЕС блоков подъемного полиспаста, чтобы они не сошлись до того, как опора придет в положение Ш, соответствующее прохождению центра тяжести опоры над вертикалью центра вращения.
На фиг. 184 дана схема подъема портальной опоры 220 кВ падающей стрелой и максимальные усилия в грузоподъемных средствах.
Глава сороковая
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО УСТАНОВКЕ ОПОР
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ
Работы по установке опор могут быть организованы тремя способами.
- Установка опор производится силами линейного участка, выполняющего и прочие строительные работы по сооружению линии. В этом случае создается бригада по установке опор, во главе которой находится опытный мастер-такелажник или прораб, подчиняющийся начальнику участка. Полное оснащение бригады инструментом, материалами и такелажем, обеспечение квалифицированной и неквалифицированной рабочей силой, предоставление транспорта и полное хозобслуживание бригады производятся участком.
Это наиболее распространенный случай при сооружении линий передач.
- Установка опор производится специальной колонной, находящейся в непосредственном подчинении треста или управления строительства. Во главе колонны стоит прораб. Колонна имеет в своем распоряжении весь необходимый инструмент и такелаж, специальные подъемные механизмы (тракторы, столбоставы, краны и т. д.), авто- и гужтранспорт и рабочую силу. Колонна продвигается вдоль линии, проходя
по территории нескольких линейных участков, которые обеспечивают полное хозобслуживание колонны и предоставляют ей неквалифицированную рабочую силу и горючее. Колонна может находиться на полном хозрасчете и рассчитываться с участками за получаемые от них услуги, либо финансирование колонны производится участком, на территории которого колонна работает.
Организация колонны целесообразна в том случае, когда ее можно оснастить механизмами и на линии имеется большой фронт работ по установке опор.
- Установка опор производится посторонней специализированной монтажной организацией по субподрядному договору. Обычно в этом случае линейными участками обеспечивается хозобслуживание и предоставляется транспорт и неквалифицированная рабочая сила.
Этот случай в практике линейного строительства встречается довольно редко, и главным образом при установке специальных опор больших переходов.
Характерной особенностью работ по установке oпоp является чрезвычайно большой удельный вес подготовительных работ в общем производственном процессе; так, подъем опоры при помощи трактора занимает всего 10—15 мин.; подготовительные же работы на самом пикете при этом занимают 1,5—2 часа.
Организация работ внутри бригады или колонны должна быть произведена с учетом этой специфики. Обычно выделяются следующие звенья:
- Звено по расчистке котлованов и установке якорей, состоящее из нескольких землекопов.
Оно же производит засыпку опоры.
- Звено по установке такелажа и оснастке опоры, состоящее из 6—10 человек (в зависимости от веса опоры и такелажа) и имеющее в своем составе 2—3 такелажников и 1 верхолаза.
Это же звено производит демонтаж такелажа после установки опоры и его перевозку на следующий пикет.
- Звено по установке опоры в составе 3—4 человек. Это звено выделяется отдельно только в случае применения специальных механизмов для подъема опоры (тракторы, столбоставы и т. д.). В противном случае оно совмещается с предыдущим звеном.
- Звено по выверке опоры, состоящее из 3—4 человек. Каждое звено должно возглавляться старшим рабочим звена, умеющим самостоятельно выполнять порученные ему работы. Ввиду большой разбросанности рабочих мест при сооружении линии это требование является одним из основных для своевременного и качественного выполнения работ.
165. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Подготовительные работы по установке опор разделяются:
- на подготовительные работы в центральном аппарате управления строительства или треста,
- на подготовительные работы в конторе участка (или монтажной колонны) и
- на подготовительные работы на пикетах линии.
Подготовительные работы при управлении строительства или треста
- Подбор и обеспечение в надлежащем количестве основной проектной документации — трассы линии, ведомости опор, рабочих чертежей опор и фундаментов.
- Составление схем подъема опор, являющихся основным документом, которым должен руководствоваться производитель работ. На схеме указывается расположение такелажа, усилия, возникающие в нем и в поднимаемой опоре, и дается спецификация такелажа.
При разработке схем подъема опор следует руководствоваться наличием и возможностью получения строительством такелажа и механизмов.
- Разработка рабочих чертежей всех необходимых приспособлений: стрелы деревянные и металлические, шарниры и т. д. и размещение заказов на них.
- Составление календарного графика производства работ по установке опор, увязанного с графиком сборки опор и графиком монтажа проводов.
- Определение количества бригад или колонн по установке опор и их укомплектование, и распределение по линии.
Это количество исчисляется, исходя из известных норм выработки одной бригады по установке опор.
- Определение общей потребности в инструменте, такелаже, механизмах, транспорте и рабочей силе.
Обычно наличие на строительстве квалифицированной рабочей силы и такелажа является решающим фактором, определяющим и лимитирующим количество создаваемых бригад.
- Составление технических условий и рабочих инструкций по производству работ и инструкции по технике безопасности.
- Установление норм времени и расценок на все виды работ, производимые бригадами по установке опор.
В конторе участка производятся следующие подготовительные работы:
- Ознакомление прорабов и бригадиров с проектными материалами и тщательный инструктаж.
- Организация бригад и звеньев.
- Комплектование такелажа и приспособлений согласно схемам подъема опор.
- Комплектование инструмента и выдача его бригадирам.
- Проверка и испытание такелажа.
- Следует рекомендовать в качестве подготовительной работы1 произвести пробную подъемку нескольких опор, руководясь полученной схемой подъема и инструкциями. Это даст необходимую тренировку в работе бригад и звеньев, выявит соответствие бригадиров и звеньевых возложенным на них обязанностям и их способность к самостоятельной работе. Благодаря пробной подъемке выявляются дополнения и изменения, которые необходимо внести в схемы подъема и рабочие инструкции, и наконец, подбирается окончательный комплект такелажа. Вопросу подбора такелажа следует уделить особенное внимание. Условия работы на линии требуют выбора наиболее легкого такелажа, удовлетворяющего усилиям, возникающим при подъеме опор. Следует учитывать, что опоры вследствие отступления от проекта при их изготовлении и сборке могут иметь значительные отклонения от теоретического веса в сторону утяжеления. Обычно такелаж подбирается достаточным для подъема массовых опор — промежуточных и анкерных, а для подъема особенно тяжелых и высоких опор выделяется отдельная бригада, оснащенная усиленным такелажем.
- Выявление фронта работ по установке опор, составление графиков работ по бригадам и звеньям и выдача им заданий.
Следует заметить, что к работам по установке опор можно приступать только в том случае, если имеется достаточный беспрерывный фронт вполне законченных сборкой опор. Следует избегать «окон», т. е. отдельных опор, которые по той или иной причине еще не готовы к подъему, так как их установка потребует в дальнейшем обратной переброски бригады, что в линейных условиях всегда связано с большими затратами и потерей времени.
- Наконец, контора участка проводит все необходимые мероприятия по обеспечению хозобслуживания персонала, занятого на установке спор.
Подготовительные работы на пикетах состоят в следующем:
- Осмотр собранной опоры и ее оснований Опора должна соответствовать рабочим чертежам и не иметь дефектов, как-то: пропущенных, погнутых или неприваренных элементов, непоставленных болтов и т. д. Стыки секций на металлических опорах и бандажи на деревянных опорах должны быть плотно подтянуты. Соответствие мест крепления проводов и тросов проверяется шаблонами
Основания металлических опор должны быть засыпаны и хорошо затрамбованы. Бетонные основания должны иметь достаточную прочность, что проверяется остукиванием. Отдельно проверяется соответствие расположения анкерных болтов фундаментов и отверстий в верхних косынках подножников дырам в пятах опор.
Для деревянных опор проверяется правильность разбивки котлованов и соответствие их глубины проекту. При работах в зимнее время котлован не докапывается на 20—30 см, во избежание промерзания дна котлована. Углубление котлована до проектной отметки производится непосредственно перед установкой опоры.
Проверяется также соответствие выкладки опоры принятой схеме ее подъемки: при установке падающей стрелой опора должна быть вся расположена по одну сторону оснований, при установке неподвижными стрелами ее центр должен совпадать с центром основания. Во избежание перетаскивания собранной опоры, что всегда связано с большими затруднениями, необходимо заранее дать бригадам по сборке указания о выкладке опоры.
Осмотр опор и оснований производится заблаговременно бригадиром или опытным рабочим, которые докладывают начальнику участка или прорабу о всех несоответствиях проекту и связанных с ними дополнительных работах.
Как правило, все дефекты в поднимаемой опоре и ее основаниях должны быть исправлены до начала подъема, так как кроме того, что подъем неисправной опоры грозит аварией, исправление дефектов на уже поднятой опоре обходится значительно дороже и продолжается дольше, чем исправление дефектов на лежащей опоре.
- Ознакомление с местными условиями каждого пикета в части удобств подъемки опоры.
Одновременно с осмотром опоры и оснований бригадир выясняет пути подъезда к пикетам, намечает наилучшее расположение такелажа в соответствии с принятой схемой подъема и отмечает места установки якорей.
Если опора находится в зоне отчуждения железной дороги или шоссе, следует выяснить, какие разрешения необходимо получить для возможности производства работ.
В случае наличия вблизи поднимаемой опоры высоковольтных линий передач и линий связи, необходимо выяснить, не мешают ли они подъему опор. Если существуют помехи, то требуется заранее произвести выключение высоковольтных линий передач или снижение линий связи.
- Очистка зимой от снега поднимаемой опоры, анкерных болтов и их колодцев.
При наличии узловых сопряжений в опоре, изгибы или поломки отдельных элементов, заедание тросов на роликах, выползание якорей и т. п., то опора должна быть плавно опущена на свое место и все обнаруженные дефекты исправлены.
Во всё время подъема бригадир следит за правильным ходом работы и выполнением всех указаний по технике безопасности.
В последней стадии подъема опора должна быть установлена на свои основания. Ноги деревянных опор спускаются в котлованы, низа металлических опор устанавливаются на бетонные фундаменты или металлические подножники. Ввиду того, что как при изготовлении опор, так и при установке оснований получается неточность, может случиться, что дыры в пятах опоры не соответствуют точно анкерным болтам фундаментов или отверстиям в верхних горизонтальных листах подножников. При небольших расхождениях требуемое совпадение достигается путем сжимания или раздвигания домкратами ног опоры или перемещения анкерных болтов в колодцах фундамента.
При этом, однако, появляются значительные добавочные усилия в элементах опоры и в фундаментах, приводящие к их ослаблению. У сварных опор могут нарушиться швы в нижней, наиболее ответственной части опоры. Поэтому к таким воздействиям на ноги опоры и анкерные болты следует прибегать с большой осторожностью, не допуская значительных деформаций. После установки опоры следует в этом случае внимательно осмотреть ее нижнюю часть, чтобы убедиться в отсутствии лопнувших швов.
В случае больших расхождений между расположением дыр в пятах опоры и соответствующих им анкерных болтов или дыр в подножниках, приходится принимать специальные меры, вплоть до перекопки оснований. В некоторых случаях возможно применение переходных коробок. Для опор, устанавливаемых на подножники, возможна приварка пяты опоры к верхнему листу подножника. Как сказано выше, эти мероприятия должны быть намечены и подготовка к ним произведена до начала подъема опоры.
По окончании установки часть людей направляется с освободившимся инструментом и такелажем на следующий пикет.
Оставшиеся вместе с бригадиром производят выверку опоры и закрепление. Для металлических опор должно быть поставлено не менее 75% болтов, крепящих ноги опоры к основаниям. Для деревянных опор котлованы должны быть засыпаны и затрамбованы не менее чем на половину их глубины. После этого с опоры снимается весь остальной такелаж и перевозится на следующий пикет.
Окончательная засыпка и утрамбовка котлованов деревянных опор обычно делается отдельным звеном, как правило, непосредственно после окончания установки опоры.
Во время снятия тросов с опоры бригадир должен следить, чтобы никто не находился вблизи опоры, так как деревянные прокладки, которые служат для предохранения тросов от трения об опору, при развязывании узлов обычно падают на землю и могут послужить причиной несчастного случая.
Работ в ночное время следует по возможности избегать, особенно если нет возможности обеспечить хорошим освещением все место производства работ. Поэтому не следует начинать подъема опоры, если нет уверенности в том, что опору можно будет закрепить в тот же день до наступления ночи. Поднятая конструкция не должна оставаться навесу. В случае крайней необходимости следует принять дополнительные меры предосторожности против возможного падения опоры и выставить охрану.
По окончании работ заполняется паспорт по подъему опоры по прилагаемым формам (приложения 2 и 3) и передается начальнику участка или колонны.
К установке опор относятся графы: «Подъем» и «Выверка и закрепление».
В эти графы заносятся краткое описание метода производства работ и данные об окончательной выверке опоры.
Начальник участка или колонны делает в паспорте отметки о необходимых исправлениях и способах их производства. Бригадир обязан эти исправления произвести и указать об исполнении в паспорте. После проверки исправлений в паспорте делается отметка об окончательной приемке установленной опоры и о разрешении монтировать провода на опору.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Наибольшее число несчастных случаев при подъеме опор происходит из-за неисправности применяемого такелажа. Поэтому вопросу правильного выбора такелажа и его исправного состояния следует уделить особенное внимание.
Все подъемные механизмы (лебедки, блоки, домкраты и т. д.) должны быть зарегистрированы в шнуровых за печатью книгах для ежегодных записей, осмотров и испытаний.
На всех механизмах должны быть сделаны масляной краской или кернером надписи о времени последнего испытания, сроке следующего испытания и величине предельной нагрузки. Механизмы, сроки испытаний которых истекли, не должны быть допущены к работе. Наибольшая рабочая нагрузка механизмов не должна превышать их предельной разрешенной нагрузки.
До начала работ следует убедиться в полной фактической исправности применяемого такелажа. Особое внимание следует обратить на исправность тормозных приспособлений у лебедок, отсутствие трещин у крюков блоков и полиспастов, на неразработанность осей роликов, целость всех жил тросов и прядей пеньковых канатов, не допуская их к работе при наличии лопнувших жил, перетертых волокон и размочаленных витков. Также необходимо проверить надежность закрепления якорей лебедок, расчалок и тормозных тросов, прочность крепления подъемных тросов к узлам опоры и прочность крепления подъемного троса к барабану лебедки или к трактору, причем должна быть исключена возможность перетирания этого троса.
При подъеме опоры с помощью падающих или неподвижных стрел необходимо проверить исправность стрел и надежность их установки в смысле давления на грунт и возможного обрушения стенок котлована при излишнем приближении ног стрел к ним. Для лучшего распределения давления на грунт под ноги стрел должны быть подложены доски или бревна.
Во время подъема опоры нельзя допускать нахождения рабочих непосредственно под поднимаемой опорой, действующими тросами и расчалками или в котлованах опоры.
Также нельзя допускать нахождения рабочих в районе возможного падения опоры или подъемных стрел. Все рабочие должны быть размещены по своим местам у лебедок и на якорях по указанию бригадира, ведущего подъем, в поле зрения которого должны находиться все рабочие места.
Влезать на установленную опору для снятия такелажа разрешается только после ее надежного закрепления. При этом рабочий должен быть снабжен монтажным поясом. При работах на установленной опоре следует не допускать нахождения людей под опорой, так как они могут быть поранены при падении с опоры инструментов, такелажа и т. п.
Установленная опора должна быть немедленно закреплена. Если же она по каким-либо причинам остается без закрепления на временных расчалках, то в нерабочее время около нее должна быть поставлена охрана.
Специальные меры предосторожности следует принимать при подъеме опоры вблизи действующих высоковольтных линий передач. Поднимать опору без выключения линии передачи разрешается только в том случае, если полностью исключена возможность задевания проводов высокого напряжения при падении устанавливаемой опоры. В противном случае линия высокого напряжения должна быть выключена.
При подъеме опор вблизи дорог необходимо принять меры, чтобы подъемные тросы и расчалки не были повреждены проходящим транспортом.
Таблица 109
Такелаж, инструмент и приспособления для установки опор
При подъеме опор в полосе отчуждения железных дорог необходимо заранее согласовать с железнодорожной администрацией порядок подъема опоры, установить необходимые заградительные знаки и обеспечить сигнализацию для проходящих поездов.
ИНСТРУМЕНТ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Ниже приводится список инструмента, такелажа и приспособлений, которыми должна быть оснащена бригада по установке опор (табл. 109).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ОПОР
Для расчета усилий в такелаже при подъеме опоры необходимо знать расстояние центра тяжести опоры до ее низа.
Для этого разбивают опору на отдельные секции прямоугольного