Глава двадцать седьмая
УСТАНОВКА МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОДНОЖНИКОВ
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПОДНОЖНИКИ, ОБЛАСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Металлические подножники освобождают от большей части трудоемких работ на трассе, а их стоимость и сроки изготовления, из-за возможности организации производства в заводских условиях, ниже других типов подножников для металлических опор.
Фиг. 55. Металлический подножник со сплошным нижним листом.
Фиг. 56. Металлический подножник с двумя раздельными нижними листами.
Поэтому металлические подножники нашли широкое применение при сооружении высоковольтных линий.
В настоящее время разработаны и применяются металлические подножники для следующих типов опор:
- анкерные одноцепные опоры для линий 110 кВ;
- промежуточные двухцепные опоры для линий 110 кВ;
- анкерные двухцепные опоры для линий 110 кВ;
- промежуточные одноцепные опоры для линий 154 кВ;
- промежуточные одноцепные опоры для линий 220 кВ;
- анкерные одноцепные опоры для линий 220 кВ.
В целях экономии металла в последнее время принимаются меры к внедрению железобетонных подножников.
Металлические подножники осуществляются сварными и сварными сборными и различаются в зависимости от типов опор и их нагрузок. Сварные сборные подножники применяются для опор 154—220 кВ. Сборка подножника из отдельных элементов облегчает их транспортировку и опускание в котлован.
Для увеличения поверхности, передающей усилия от подножника на грунт, нижняя часть подножника выполняется или в виде сплошного листа (фиг. 55), или в виде листов, приваренных к каждой паре ног подножника (фиг. 56).
У некоторых подножников основания из листа вовсе отсутствуют, и для увеличения поверхности, передающей усилия на грунт, применяются деревянные шпалы, железобетонные плиты.
В случае особенно слабых грунтов металлические подножники устанавливаются на бетонные блоки (фиг. 57), а на глубоких торфяных болотах подножники ставятся на бетонные фундаменты, сопряженные со свайным ростверком (фиг. 58).
Деревянные (пропитанные) шпалы применяются в грунтах с устойчивым уровнем грунтовых вод (глины). В грунтах же с переменным уровнем грунтовых вод применяются железобетонные шпалы, плиты или бетонные блоки.
Деревянные шпалы, предназначенные для использования в качестве основания под металлические подножники для опор, должны быть прямоугольного сечения; полуобрезные шпалы допускаются с обливинами не более 30 мм (фиг. 59).
Шпалы должны быть без коры и луба, тщательно оторцеваны, не иметь трещин, механических повреждений и признаков гниения.
Для предохранения от загнивания шпалы, как правило, пропитываются антисептиками, в соответствии с существующими нормами на пропитку шпал.
Металлические подножники защищаются от коррозии.
Поверхность подножника перед покрытием ее антикоррозийным составом очищается от окалины и ржавчины ударами молотка и металлическими щетками.
Фиг. 57. Бетонные блоки для подножников.
Фиг. 58. Бетонный фундамент для подножников на торфяных болотах.
Фиг. 59. Полуобрезная шпала для подножников.
Для защитных покрытий металлических подножников применяются битумы № 3 и № 5.
Промежутки между покрытиями должны равняться времени, необходимому для полного высыхания предыдущего слоя.
На расстояния 15—20 см от нижней подошвы подножники ничем не покрываются для лучшего заземления опоры.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО УСТАНОВКЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОДНОЖНИКОВ
Заготовленные и покрытые защитным слоем от коррозии металлические подножники доставляются по железной дороге согласно разнарядке на станции назначения в районе прохождения трассы или на автомашинах непосредственно к пикетам, в случае расположения производственной базы в районе трассы.
По пикетам подножники развозятся согласно специальной ведомости, в соответствии с журналом разбивки опор.
В случае различия подножников на «правые и левые», глядя по ходу трассы, такие подножники следует развозить Попарно.
Подножники складываются на пикетах таким образом, чтобы их не забрасывали вынимаемым из котлованов грунтом.
При работах в зимнее время следят, чтобы подножники не опирались на замерзший грунт дна котлована. Это достигается тем, что предварительно отрываемые котлованы недорываются до проектной глубины на 250—300 мм, и недорытая часть грунта выбирается непосредственно перед установкой подножников.
Фиг. 60. Козлы для установки подножников в котлован.
Перед опусканием подножников низа котлованов подчищаются и проверяются по нивелиру по отношению друг к другу и к отметке грунта в центре опоры.
Когда подножники устанавливаются на шпалы или железобетонные плиты, то таковые предварительно комплектуются на все котлованы данного пикета одинаковыми по высоте, опускаются в котлованы, раскладываются по месту скрепления с подножниками, нивелируются в каждом котловане в отдельности и далее по всем котлованам данного пикета.
При установке подножников на небольших бетонных блоках в котлованы под подножники опускаются куски камня- плитняка, на которых подножники выверяются и которые затем остаются в бетоне.
В случае необходимости предварительного бетонирования основания котлованов на слабых грунтах бетонировка подушек производится до уровня нижней пяты подножника по нивелиру во всех котлованах.
Подножники устанавливаются на схватившийся бетон, подушки и выверяются с помощью металлических подкладок под углы подножника. Подкладки остаются в бетоне при окончательной бетонировке.
Самый процесс установки металлических подножников состоит из двух операций: опускания подножников в котлованы и выверки их.
Опускание подножников в котлованы производится вручную или автокранами. Опускание вручную производится при помощи веревок или специальных козел, устанавливаемых над котлованом (фиг. 60).
В последние годы в целях увеличения производительности труда по установке подножников применяются краны на автомашинах.
Автокраны устанавливают посередине между двумя котлованами и опускают с одной стоянки 2 подножника.
Выверка подножников
Вначале производится выверка подножников в горизонтальной плоскости.
Для установки и выверки подножников изготовляются для каждого типа опоры металлические шаблоны.
Шаблон является копией схемы расположения в плане пят опоры и представляет собой легкую металлическую раму с 2 диагоналями из угловой стали 35X35X5 мм или 45Х45X5 мм. По углам этой рамы прикреплены плиты с отверстиями для болтов, соединяющих подножник с опорой.
Весь шаблон делается разборным, маркируется и перевозится с пикета на пикет в разобранном виде.
На продольных (по отношению к оси трассы) и на поперечных его гранях ставятся зубилом метки, расположенные точно на середине между центрами ног опоры.
Для выверки подножников привезенный шаблон на пикете собирается, сбалчивается и в собранном виде накладывается на пяты опущенных в котлованы подножников и скрепляется с ними болтами (фиг. 61).
Фиг. 61. Металлический шаблон для установки подножников.
Затем шаблон точно располагается своими метками под шнурами, натянутыми по сторожкам по двум взаимно перпендикулярным осям симметрии фундамента опоры, проходящим через ее центр.
В таком положении шаблон прочно закрепляется. При перемещении шаблона с ним передвигаются и подножники.
После окончательной установки и выверки горизонтальным шаблоном подножники проверяются по отвесу и в случае отклонения от вертикали передвигаются немного по дну котлована, но уже без перемещения верхних пят его.
На этом заканчивается выверка подножников в горизонтальной плоскости. Далее производится вторая и последняя выверка подножников в вертикальной плоскости.
Для этого в 20—30 м от пикета устанавливается нивелир. При помощи нивелирной рейки, располагаемой поочередно на каждое подножнике (на кромке верхней пяты, выступающей из-под пяты шаблона), производят выравнивание всех подножников в вертикальной плоскости.
По самому нижнему подножнику осторожно, не сдвигая с места шаблона, осаживают поочередно остальные 3 подножника деревянной трамбовкой или ручной бабой, до тех пор, пока пяты всех подножников не будут в одной горизонтальной плоскости.
Допускаются отклонения уровней подножников не более 10 мм.
Результаты окончательной нивелировки подножников после выверки заносятся в журнал установки подножников (форма № 11).
Запись в журнале заменяет акт на скрытые работы. Журнал установки подножников прилагается к паспорту линии при сдаче ее в эксплантацию.
Форма № 11
ЖУРНАЛ УСТАНОВКИ ПОДНОЖНИКОВ ПО ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ кВ
Пикет №------------------ Тип опоры—---------------- Тип основания
После выверки всех подножников производится окончательное крепление их к шпалам или плитам.
Шаблон может быть снят с подножников лишь после засыпки не менее 1/2 глубины котлована с плотной трамбовкой.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УСТАНОВКЕ ПОДНОЖНИКОВ
Во избежание несчастных случаев руководитель работ должен категорически запрещать находиться в котловане кому- либо из работающих в момент опускания подножников.
По тем же причинам нужно следить, чтобы на бровки котлована и на верхние пяты подножника или на шаблон рабочие не клали инструмента.
Опускание подножников нужно производить осторожно, не обрушивая стенок котлована.