ЧАСТЬ ДВЕНАДЦАТАЯ
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ И СДАЧА ЛИНИЙ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
Глава пятьдесят четвертая
ГРАЖДАНСКИЕ СООРУЖЕНИЯ НА ЛИНИЯХ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
В числе прочих работ, входящих в общий объем работ по сооружению линии электропередачи, имеются работы по постройке постоянных гражданских сооружений.
К ним относятся:
ремонтные базы, расположенные через 40—50. км на длинных линиях электропередачи;
контрольные пункты для обходчиков (монтерские пункты), расположенные через 10—15 км вдоль трассы линии;
ледорезы, дороги и мосты.
При проектировании этих объектов обычно используются типовые решения одноименных сооружений.
Работы по сооружению указанных объектов включаются в общий график производства работ по линии.
При сооружении линий в малонаселенных местах монтерские пункты и жилые дома ремонтных баз целесообразнее строить до производства основных работ по трассе в целях использования их для расселения рабочих, занятых на строительных работах.
ЛЕДОРЕЗЫ
Все опоры, расположенные на участках линий, идущих по поймам рек, надежно защищаются от ледохода.
Эта защита выполняется в виде специальных сооружений, называемых ледорезами.
Конструкция ледореза зависит от типа фундамента опоры, конструкции нижней ее части и, главное, от характера ледохода в местах установки опор.
Весь район поймы реки, по которому проходит данный участок линии, должен быть тщательно изучен в части наблюдения за ходом льда, уровня воды, при котором проходит ледоход, направлением и силой течения воды.
На выкопировке из плана участка трассы, проходящего по пойме реки, подробно наносятся все указанные выше данные.
На продольном профиле этого же участка наносится как уровень полых вод, так и уровень вод, при котором проходит ледоход.
На основании сопоставления плана трассы и профиля ее определяется необходимость установки ледорезов, а также их тип.
В том случае, когда фундаменты металлических опор выступают над землей в виде бетонных быков, последние служат ледорезами и своей острой режущей гранью сооружаются против направления хода льда.
Ледорезы могут быть выполнены в виде трехгранных деревянных ряжей, заполненных камнем. Режущая грань таких ледорезов усиливается или угловым железом тяжелого профиля, или рельсом.
Деревянные опоры защищаются бревенчатыми ледорезами. Форма бревенчатых ледорезов зависит от типа опоры.
В случае защиты П-образных опор применяется плоский ледорез, а в случае выявленного большого напора льда ледорезы сооружаются в виде трехгранной пирамиды широким основанием к опоре.
Металлические опоры с широкой базой, а. также переходные деревянные опоры защищаются системой плоских или трехгранных ледорезов.
Основным требованием при сооружении ледорезов является такое расположение отдельных конструкций ледореза, чтобы огибающая их кривая линия заходила за периметр основания опоры не менее чем на 1 м.
ДОРОГИ И МОСТЫ
В случае строительства крупных линий в малонаселенной и бездорожной местности, одновременно с работами по сооружению самой линии проектируются и строятся дороги вдоль трассы.
В отдельных случаях полного отсутствия проезда вдоль или вблизи трассы линии постройка дороги предшествует сооружению линии, чтобы использовать выстроенную дорогу для перевозки всех материалов, необходимых для сооружения самой линии.
На линиях электропередачи обычно проектируются и строятся дороги IV группы, т. е. грунтовые.
Ширина проезжей части дороги 2,5—3. Проезжая часть делается упрощенной конструкции. Покрытие ее может быть сооружено из местного грунта с добавками из имеющихся поблизости местных материалов (гравий, щебень, бутовый камень).
В условиях строительства линий электропередачи в лесистой местности, постройке дороги обязательно должна предшествовать полная раскорчевка полосы шириной 6 м (проезжая часть дороги и 2 канавы).
При пролегании трассы по болотистой местности дорога вдоль трассы осуществляется в виде лежневки в один слой бревен или трехслойной в зависимости от состояния болот.
Когда трасса проходит по торфяным болотам, одновременно с постройкой линии вдоль трассы для осмотра трассы при эксплуатации сооружается насыпь-гать из торфа, переложенного слоями хвороста, и окапывается двумя боковыми канавками для дренажа.
Гать делается шириной 1 м поверху и высотой 1—1,5 м над уровнем земли.
На болотистых участках, покрытых водой, сооружаются вдоль трассы досчатые мостки на свайках шириной около 1 м и высотой 1—1,5 м для обслуживания линии эксплуатационным персоналом.
При пересечении строящейся вдоль трассы дорогой русла рек, ручьев, оврагов и подобных препятствий, сооружаются деревянные мосты простейшей конструкции или укладываются звенья труб под проезжей частью.