Глава тридцать третья
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И МОНТАЖА МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОПОР
УДЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ ПО СООРУЖЕНИЮ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОПОР И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ
Сооружение металлических опор — основная и наиболее трудоемкая работа, выполняемая при постройке всей линии.
Объем и удельное значение работ по сооружению опор характеризуются цифрами, приведенными в примере главы XVII. Для магистральной одноцепной 220-кВ линии протяженностью 200 км затраты металла составят 4 000—4 500 т, а удельный вес работ по сборке и установке опор — от 40 до 45% всех трудозатрат на основные работы по сооружению линии.
Приведенные сведения, отражающие удельное значение этих работ, позволяют сделать вывод, что от своевременного сооружения опор, главным образом, зависит постройка данной линии в срок. Успешность сооружения опор в основном обеспечивается правильной организацией работ, своевременной подготовкой к ним, а также качеством проекта конструкций опор.
Для успешного сооружения металлических опор на линии следует провести ряд подготовительных работ, которые разбиваются на следующие этапы:
- составление проекта организации работ по сооружению oпоp,
- проведение подготовительных работ в аппарате управления строительством или строительно-монтажном тресте,
- проведение подготовительных работ в конторе участка и на трассе линии.
Описание подготовительных работ на прорабском участке и на трассе линии дано в § 121; в данной главе рассматриваются подготовительные работы первого и второго этапов.
Основными задачами, разрешаемыми проектом организации работ, являются:
- выбор общей, наиболее целесообразной технологической схемы, определяющей методы производства и способы организации отдельных видов работ по сооружению опор;
- определение основных условий, необходимых для осуществления работ по сооружению опор в намеченные сроки.
Намеченной принципиальной технологической схемой организации сооружения опор, кроме того, устанавливаются виды, объемы и последовательность работ, подлежащих выполнению при сооружении опор.
При решении второй задачи организации работ производятся выявление и обоснование расчетом необходимых для строительства данной линии материалов, производственных механизмов, квалифицированной рабочей силы, транспортных средств и других материальных ресурсов, с учетом местных условий трассы.
Перечисленные основные условия, необходимые для сооружения опор, должны выбираться с учетом местных условий трассы, возможных к получению материальных средств и производственных возможностей строительной организации. Очевидно, что всеми указанными сведениями проектная организация не располагает, а поэтому при установлении действительно необходимых условий сооружения опор должна активно участвовать строительная организация.
ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ, РАЗРЕШАЕМЫЕ В ПРОЕКТНОМ ЗАДАНИИ. СВЕДЕНИЯ О ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЕ
Решение указанных в предыдущем параграфе двух основных задач организации работ производится посредством последовательной разработки значительного числа вопросов при всех стадиях проектирования линий.
На стадии проектного задания намечаются решения следующих общих вопросов организации работ по сооружению опор:
- общая принципиальная технологическая схема сооружения опор;
- место и основные условия изготовления опор;
- возможные способы транспортировки опор на трассу;
- первоочередные подготовительные мероприятия, подлежащие разработке или осуществлению до утверждения технического проекта линии; например, постройка мастерских или реконструкция завода для изготовления металлических опор.
Одновременно определяются приближенные количества необходимой рабочей силы, транспортных средств и других основных материальных ресурсов.
Для предварительного решений перечисленных общих вопросов должны быть:
- установлены проектной организацией начальные исходные данные: общий вес сооружаемых опор, намечаемый конструктивный тип их, срок и продолжительность работ;
- собраны сведения на местах о возможности изготовления опор на существующих вблизи трассы предприятиях и об условиях транспортировки опор.
Весь строительный процесс сооружения металлических опор разбивается на четыре различных комплексных процесса работ: устройство оснований под опоры, изготовление опор, транспортировку конструкций на трассу линии и монтаж опор.
Совокупность рабочих процессов, производимых в определенном порядке, составляет технологический процесс монтажа опор.
Очевидно, что при правильной организации работ по сооружению опор должна быть взаимная увязка не только всех необходимых рабочих процессов, но также и целых комплексных процессов, что должно отражаться в общей схеме организации работ.
Общей технологической схемой сооружения опор называют совокупность всех согласованных и последовательных комплексных процессов.
Общей технологической схемой сооружения металлических опор устанавливается: а) степень готовности конструкций, т. е. указания, какая часть полной сборки опоры должна быть выполнена на заводе, б) способы перевозки конструкций на трассу и принципиальная схема маршрута и в) способы монтажа опоры.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО СООРУЖЕНИЮ ОПОР
В техническом проекте организации работ по сооружению опор рассматриваются главные вопросы, определяющие последовательность и способы проведения всех применяемых видов работ, а также подсчитываются необходимые для этого трудозатраты и материальные средства.
Для выбора общей технологической схемы сооружения опор должны быть разрешены следующие вопросы:
- Объемы работ с указанием количества и веса опор по типам подсчитываются по материалам техпроекта линии (сводке опор и техническим или рабочим чертежам опор).
- График сооружения опор составляется на основании общего календарного плана строительства линии. В нем отражаются по отдельным участкам линии взаимно согласованные сроки изготовления, транспортировки и монтажа опор, продолжительность этих работ и подлежащие выполнению объемы по месяцам.
3. Места изготовления опор определяются наличием вблизи трассы сооружаемой линии заводов или мастерских и возможностью разместить на них заказы на изготовление опор. В случае невозможности разместить заказы на опоры, выбирают места для организации своих временных линейных мастерских.
Выбор места для мастерских должен производиться с учетом наиболее благоприятных условий транспортировки готовых опор на трассу линии. В большинстве случаев этому требованию удовлетворяет расположение мастерских около ж.-д. станций, вблизи которых проходит трасса линии.
- Перевалочные пункты или промежуточные склады готовых опор, с которых производится вывозка опор на трассу, выбираются по наличию в районе трассы грунтовых, шоссейных и железных дорог с учетом максимального использования их для транспортировки опор с мест изготовления. Обычно при использовании ж.-д. транспорта для перевозки опор промежуточные склады намечаются на тех ж.-д. станциях прибытия, где имеются необходимые условия для разгрузки и хранения опор. Кроме того, при выборе мест для промежуточных складов следует учитывать нежелательность размельчения грузопотока на большое число станций назначения, так как это вызывает затруднения с организацией разгрузочно-погрузочных работ и одновременно снижает коэффициент использования ж.-д. платформ. При наличии механизации погрузочно-разгрузочных работ на крупных промежуточных складах целесообразно, по условиям максимального использования механизмов, производить через эти склады вывозку таких опор, места установки которых расположены на 10—15 км дальше, чем до соседнего мелкого промежуточного склада.
- На основании намеченных мест для промежуточных складов составляются ведомости распределения опор по ж.-д. станциям назначения, отражающие разбивку всей трассы сооружаемой линии на отдельные участки, тяготеющие к соответствующим ж.-д. станциям по условиям вывозки опор на трассу.
Выбор общей технологической схемы сооружения опор производится на основании отмеченных в пп. 1—5 исходных данных и сравнения результатов предварительной разработки нескольких вариантов. Указания по выбору этой схемы изложены в следующем параграфе.
Выбором технологической схемы заканчивается первая часть проекта организации, которой устанавливаются виды и последовательность проведения всех работ по сооружению опор.
Вторая часть проекта (нормирование) состоит в подсчетах необходимых для выполнения работ рабочей силы и материальных ресурсов.
Подсчеты рабочей силы, ж.-д. платформ и транспортных механизмов, как по отдельным рассматриваемым вариантам, так и по окончательно принимаемой общей технологической схеме следует производить по укрупненным показателям для данного вида и типа опоры, определенной степени готовности их и принимаемого способа соединения монтажных стыков. При подсчетах могут быть использованы справочник Госэнергоиздата (вып. 1) и указания о необходимых для перевозки опор железнодорожных вагонах, приведенные в § 117 гл. 31.
Окончательный выбор способов транспортировки, монтажа и общей технологической схемы сооружения опор производят по результатам сравнения трудозатрат, потребности в ж.-д. платформах и транспортных механизмах по доставке опор на трассу и на монтаж их.
Составление графиков и таблиц потребности рабочей силы, автомашин, тракторов, ж.-д. платформ, опор, горючего, вспомогательных материалов и т. п., необходимых для выполнения общих заданий по монтажу и транспортировке опор, является последним из главных вопросов, разрабатываемых при составлении технического проекта организации работ по сооружению опор.
Составление согласованных графиков следует начинать по одной из ведущих операций (например, сборка или выпуск конструкций заводом и т. п.), производительность которой определяет расчетную производительность всего технологического потока. Последняя определяется по заданной общим графиком необходимой средней производительности по данному виду работ с учетом практически возможных отклонений от нее.
Графиком потребности рабочей силы следует предусматривать постепенное поступление рабочих, необходимое время на их освоение, иногда и на обучение. В этих графиках отражается потребность в рабочих по специальностям.
Графиком транспортных средств следует определить необходимое количество транспорта с учетом работы колоннами, при возможности неравномерного поступления конструкций по железной дороге и необходимости создания достаточного фронта работ на трассе при работе максимального расчетного количества бригад по монтажу опор.
График ж.-д. платформ должен составляться с учетом возможной неравномерности их подачи железной дорогой (что, примерно, можно оценить коэффициентом 1,35 к средней потребности в платформах), а также максимальной суточной пропускной способности при погрузке на заводе и при разгрузке на ж.-д. станциях прибытия.
При разработке и составлении проекта (плана) организации работ подсчет рабочей силы производится для сравнения рассматриваемых вариантов и для составления рабочих графиков.
В первом случае ограничиваются определением приблизительной величины трудозатрат при разных вариантах, так как здесь достаточно установить разность или относительную величину затрат, а не их абсолютное значение, необходимое для составления графиков.
В справочнике на электромонтажные работы (вып. 1) даны нормы времени на тонну лишь для опор различного веса, монтируемых из сварных секций с клепаными монтажными узлами. В дополнение к этим данным здесь приведены более детальные сведения по затратам рабочей силы на монтаж одной тонны промежуточных опор различного вида и типа.
На фиг. 118 отражены относительные затраты рабочей силы в зависимости от конструктивного типа опоры, от степени готовности и от способа монтажа.
На фиг. 119 приведены затраты рабочей силы по квалификациям на монтаж портальной опоры разными способами.
Приведённые в графиках затраты труда отражают приближенную величину их на монтаж промежуточных опор. Эти данные могут применяться для предварительных приближенных подсчетов полной трудоемкости объема работ по монтажу опор на 1 км или на всю линию.
При более точных расчетах принимают трудоемкость монтажа опор, приблизительно пропорциональной их весу, для опор, имеющих одинаковые принципиальные конструктивные схемы. С изменением конструктивной схемы удельная трудоемкость на 1 т конструкций может существенно отличаться. Например: угловая портальная опора У-90 имеет более сложную схему и приблизительно на 30% большую трудоемкость, чем анкерная портальная опора.
ВЫБОР ОБЩЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ И СПОСОБА МОНТАЖА ОПОР
Ранее уже указывалось, что предварительный выбор общей технологической схемы производится на стадии проектного задания. В этом случае для выбора схемы могут быть использованы указания, приведенные в графе 8 табл. 92. При составлении технического проекта организации работ выбор технологической схемы производится на основании полученных из технического проекта исходных данных (см. § 134), сравнением результатов разработки нескольких вариантов с учетом устранения ожидаемых узких мест.
Таблица 92
Основные технологические схемы сооружения опор
* Здесь указываются отдельные наиболее распространенные случаи практического применения каждой из схем. Подробно см. § 128 и 135.
В практике сооружения опор чаще всего узкими местами являются:
- недостаток рабочей силы для монтажа опор, особенно квалифицированной;
- затруднения с созданием условий, обеспечивающих высокую производительность труда на всей трассе.
- слабое использование ж.-д. платформ и других транспортных средств при перевозке громоздких опор, вызывающее большую потребность в ж.-д. платформах, транспортных и погрузочных механизмах;
- большой расход и затруднения с получением жидкого горючего для механизмов и транспортных средств.
Учитывая предыдущие замечания, общая технологическая схема сооружения опор должна выбираться на основе результатов совместного решения двух основных задач:
- максимального упрощения и уменьшения объемов, а также и трудоемкости монтажных работ на трассе линии;
- наибольшего снижения необходимого количества ж.-д. платформ и других транспортных средств для перевозки опор в заданные сроки.
Выбор общей технологической схемы усложняется тем, что указанные две задачи выдвигают не параллельные, а противоположные требования. Действительно: в целях упрощения и уменьшения трудоемкости сборочных работ на трассе опоры должны поступать на монтаж в наиболее укрупненном виде, а для увеличения коэффициента загрузки ж.-д. платформ громоздкими и легкими конструкциями опор необходимо, наоборот, увеличивать дробление опор на более мелкие части, что увеличивает объем монтажных работ.
Правильность выбора по результатам сравнения вариантов общей технологической схемы будет определяться возможностью обеспечения одновременного выполнения поставленных задач и соблюдения руководящих принципов при данных конкретных производственных возможностях и местных условиях. Последняя задача сводится к максимально возможному сочетанию руководящих принципов, но ни в коем случае не подчинению одних другим. Например, достижение высокой производительности без соблюдения соответствующих требований по качеству или стоимости такелажных и монтажных работ.
Разработку вариантов для выбора общей технологической схемы сооружения опор при составлении технического проекта организации работ производят, принимая следующие упрощения:
- Учитывая, что условия для высокой производительности труда при изготовлении опор на заводах или в мастерских значительно легче обеспечить, чем в полевой обстановке, полагают, что изготовление опор с наивысшей степенью готовности, допустимой в данных условиях транспортировки, будет технически целесообразно и экономически выгодно.
Следовательно, исключая изготовление, рассматривают совместно различные варианты технологии монтажа и способов транспортировки конструкций на трассу, задаваясь при этом различной степенью готовности их, что определяет способы монтажа.
- Ограничиваются разработкой вопросов технологии монтажа и транспортировки по двум массовым типам опор: промежуточной и анкерной, а иногда только по одной промежуточной, общий вес которых составляет около 70% полного объема.
- Вопросы транспортировки конструкций разрешают для одного условного участка трассы, расположенного от ж.-д. станции или перевалочного пункта на среднем расстоянии вывозки.
- Вопросы погрузочно-разгрузочных работ детально не разбираются, потребность в рабочей силе для них принимается по укрупненным показателям, а потребность в механизмах — на основании опыта.
- Наконец, выбор вариантов производят, сравнивая показатели только по основным затратам:
а) рабочей силе, б) ж.-д. платформам и в) транспортным механизмам.
Из предыдущего очевидно, что выбор технологической схемы сводится к выбору способов монтажа.
Выбор способа монтажа по результатам сравнения разработанных вариантов рекомендуется производить с учетом, главным образом, монтажных требований, так как монтаж является в большинстве случаев основным ведущим комплексом работ.
Выбранным способом монтажа в основном определяется и общая технологическая схема сооружения опор, которой устанавливается готовность опор, подлежащих транспортировке, и степень готовности их при выпуске с завода.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В АППАРАТЕ СТРОИТЕЛЬСТВА. МАТЕРИАЛЫ РАБОЧЕГО ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ
Рабочий проект (план) организации сооружения опор должен обеспечивать возможность сооружения опор в срок при данных местных условиях, производственных возможностях и с определенными затратами рабочей силы и материальных ресурсов, определяемых подсчетом. Составление основных положений проекта, являющихся рабочими документами по определению затрат на сооружение опор, следует производить на основании уточненных исходных данных.
1 При известных трудных условиях транспортировки опор или при наличии негабаритных конструкций сначала намечаются решения по вопросам перевозки опор.
Соответственно этому требованию при рабочем проектировании нельзя ограничиваться доработкой принятой в техническом проекте обобщенной технологической схемы для всей линии, а необходимо выбрать наиболее рациональный способ монтажа, руководствуясь излагаемыми ниже указаниями.
Рабочий проект организации сооружения опор должен составляться непосредственно строительной организацией, на основе утвержденного технического проекта линии, проекта организации работ по постройке ее и рабочих чертежей опор.
Перед составлением документов рабочего проекта организации работ в аппарате строительной организации следует на основе окончательных исходных данных выбрать способы монтажа опор по каждому участку и каждому типу опор.
Такой детальный подход к выбору способов монтажа в большинстве случаев дает весьма существенное снижение затрат рабочей силы на монтаж.
Так, например, изменение 2-й степени готовности поступающих на монтаж угловых опор на 3-ю степень уменьшает трудоемкость монтажных работ на 1 км линии на 10—15%.
При рабочем проектировании рекомендуется следующая последовательность выбора способа монтажа опор.
- Выясняется возможность вывозки опор с мест изготовления непосредственно на трассу с максимальной степенью готовности автотранспортом и технически целесообразное максимальное расстояние этой вывозки.
- При нормальных условиях вывозки на трассу и железнодорожных перевозках предусматривается возможность использования сцепов для отгрузки немассовых опор (например, угловых) целыми основными элементами.
- Выявляются по каждому участку трассы условия монтажа и вывозки и выбираются способы монтажа различных типов опор с учетом максимального использования наличных возможностей, улучшающих вывозку и монтаж опор. Например: использование ж.-д. веток, узкоколейных путей, расположенных вблизи трассы, разгрузочных площадок и т. п.
Рабочий проект организации работ по сооружению опор служит непосредственным руководством при организации и проведении этих работ, поэтому до начала работ должны быть составлены следующие основные документы проекта:
- Окончательная ведомость подлежащих сооружению опор по типам с указанием веса их и распределения по участкам линии.
2. График изготовления и отгрузки опор по месяцам или декадам с указанием количества и веса спор по типам. К графику отгрузки должны прилагаться: а) разнарядка, в которой указывается распределение отгружаемых различных типов опор по станциям назначения или по участкам линии; б) ведомость необходимого количества ж.-д. платформ по месяцам и станциям назначения.
- Схема транспортировки опор с мест изготовления на все участки трассы с приложением ведомости тяготения опор к промежуточным складам или ж.-д. станциям. На схеме транспортировки опор указывается предполагаемый для перевозки конструкций вид транспорта и типы погрузочно-разгрузочных механизмов.
- График вывозки опор с промежуточных складов или ж.-д. станций прибытия на трассу с указанием количества и типа транспортных средств, погрузочных механизмов и рабочей силы.
- График монтажа опор на трассе по отдельным участкам линии.
- График необходимой для выполнения и монтажных работ рабочей силы на каждом прорабском участке и общий график рабочей силы по квалификациям.
- Обоснованные подсчетами ведомости, необходимых для транспортировки и монтажа:
- основных материалов (метизов, электродов, материалов для окраски опор и т. п.);
- вспомогательных материалов (горючего, кислорода, карбида, бандажной проволоки, лесоматериалов и т. п.);
- инструмента и такелажного оборудования;
- спецодежды и защитных средств для электросварочных и автогенных работ.
При подготовке к сооружению опор, одновременно с проведением организационных мероприятий в аппарате строительных организаций должны выполняться пo документам рабочего проекта следующие подготовительные работы:
- составление заявок на металл, метизы и другие материалы, на инструмент, такелажное оборудование, спецодежду и т. д.;
- оформление документов заказа на изготовление опор.