ЗАБИВКА СВАИ
Фиг. 32. Вибробулава.
Для забивки свай и шпунтовых рядов применяются копры с приводом от двигателя внутреннего сгорания, электромотора или от ручной лебедки. В линейных условиях наиболее удобной машиной для забивки свай является самоходный копер, смонтированный на гусеничном тракторе. Опыт эксплуатации такого копра конструкции Ленэлектросетьстроя показал вполне удовлетворительные результаты не только на забивке свай в слабых грунтах, но и на забивке свай-пасынков для деревянных опор в грунтах средней плотности и на забивке столбов для линий связи.
Самоходный копер Ленэлектросетьстроя имеет следующую техническую характеристику.
База копра — трактор НАТИ, подъем бабы — фрикционная лебедка 1,25—1,5 т с приводом от двигателя трактора, скорость подъема бабы 1,2 м/сек, вес бабы 500 кг. Наименьшая высота, падения бабы при свае 6 м равна 1 м, наибольшая высота падения 5 м, вес копра 2 т без лебедки, удельное давление на грунт 0,53 кГ/см2. Габаритные размеры в рабочем положении: высота 8,3 м, длина 5 м, ширина 5 м; в походном положении: высота 3,2 м, ширина 3,4 м, длина 7,5 м.
Производительность самоходного копра в основном зависит от длины забиваемых свай и плотности грунта и может быть принята как средняя в 5—6 опор за смену.
СБОРКА ОПОР
Конструктивное выполнение современных опор позволяет доставлять их на пикеты крупными секциями, а соединение секций осуществляется болтами. Секции и накладки доставляются с просверленными «начерно» отверстиями и при сборке производится только развертывание отверстий «вчистую», под расчетный диаметр болтов.
Механизировать развертывание отверстий при сборке массовых опор на пикетах затруднительно, так как трудоемкость этих работ невелика, а их разбросанность сильно осложняет механизацию.
При сборке переходных тяжелых опор соединение стыков производится заклепками, и в этом случае необходимо механизировать как самую клепку, так и расчистку отверстий.
Таким образом, механизация сборки деревянных и металлических опор массового типа сводится к механизации такелажных работ, а при сборке металлических переходных опор она дополняется механизацией клепки и расчистки отверстий.
Для механизации такелажных работ при сборке опор применяются краны на автоходу грузоподъемностью до 3 т, краны на гусеничном ходу грузоподъемностью до 7,5 г, краны-столбоставы на автоходу и на гусеничном ходу грузоподъемностью до 2 т.
Наиболее удобны в линейных условиях краны на автоходу (типа АК-1) и краны-столбоставы на гусеничном и на автомобильном ходу. Краны на гусеничном ходу, грузоподъемностью 5—7,5 т, используются главным образом для установки опор и на сборке тяжелых опор на переходах.
Широкое применение кранов на сборке опор часто ограничивается отсутствием дорог, вследствие чего переход крана от пикета к пикету затруднен, что особенно существенно в отношении тяжелых гусеничных кранов.
Характеристики кранов приведены в табл. 43.
Сборка деревянных опор осуществляется кранами-столбоставами. При небольшом, до двух тонн, весе элементов металлических опор также весьма удобны для сборки краны- столбоставы, которые, несмотря на ограниченный вылет стрелы, позволяют механизировать кантовку и вывеску элементов опор. Если элементы опор имеют больший вес, приходится, учитывая местные дорожные и другие условия, выбирать кран большей грузоподъемности, причем кран на автоходу решает вопрос сборки для всех типов массовых опор.
Таблица 43
Характеристики кранов
При сборке переходных опор тяжелого типа расчистка дыр и клепка соединений опор производится пневматическими сверлилками и клепальными молотками.
Характеристики сверлилок и клепальных молотков приведены в табл. 44 и 45.
Для получения сжатого воздуха в линейных условиях применяются передвижные компрессоры.
Таблица 44
Характеристики сверлильных машин завода "Пневматик"
Показателя | СМ-1 | СМ-2 | СМ-4 |
Наибольший диаметр сверления, мм . . | 51 | 32 | 22 |
Наибольший диаметр рассверловки, мм . | 38 | 25 | 16 |
Конус, №............................................................. | 4 | 3 | 2 |
Расход воздуха, около, м3/мин.......................... | 2,0 | 1,3 | 0,9 |
Вес, кг................................................................. | 24 | 15,5 | 10 |
Диаметр шланга в свету, мм............................. | 16 | 16 | 13 |
Таблица 45
Характеристики клепальных молотков завода "Пневматик"
Характеристики компрессоров с двигателями внутреннего сгорания приведены в табл. 46.
Таблица 46
Характеристики компрессоров
При выборе компрессора следует учитывать расход воздуха каждым механизмом и количество механизмов, находящихся в работе одновременно.
Ориентировочно расход воздуха на пневматические машины можно принимать по табл. 47.
Таблица 47
Коэффициент одновременности работы пневматических машин следует принимать от 1 до 0,7, в зависимости от числа машин, установленных на пикете, соответственно от 1—2 до 10.
В процессе сборки опор, главным образом для исправления поврежденных при перевозке элементов, применяется электросварка.
Электросварку при отсутствии на пикетах электроэнергии осуществляют передвижными сварочными агрегатами, а когда имеется электроэнергия — сварочными трансформаторами.
К началу сборки опор на каждом пикете должно быть уложено заземление, и сварочный агрегат одновременно с подваркой опор используется для сваривания заземления и приварки контура к ногам опоры. Следует отметить, что в случае отсутствия на работах электростанции и необходимости освещать место работы, сварочный агрегат используется и для освещения (автолампами 12 в).
Однако, использование агрегата для освещения обходится дорого, и для этих целей следует иметь малые электростанции мощностью 1,5—3,5 квт.
Характеристики сварочных агрегатов и трансформаторов приведены в табл. 48 и 49.
Таблица 48
Сварочные агрегаты
Таблица 49
Сварочные трансформаторы
Тип трансформатора | Мощность в ква | Первичное напряжение в в | Вторичные напряжения в в | Номинальный сварочный ток в а | Вес с регулятором в кг |
СТ-2 | 15 | 120-200 | 55-65 | 250 | 180 |
СТЭ-23 | 19,5 | 220, 380, 500 | 65 | 300 | 240 |
СТЭ-32 | 29 | 220, 380, 500 | 65 | 450 | 320 |
УСТАНОВКА ОПОР
Хорошо подобранный такелаж и инструмент (стрелы, блоки, трос, свайки, ключи и др.), правильно организованная работа и квалифицированный состав установщиков позволяют устанавливать одним трактором в день 5—6 опор, причем это далеко не предел производительности трактора, и все дело сводится к организации работ. Краны применяются, главным образом, для установки подножников и значительно реже для установки опор, так как установка опор трактором методом падающей стрелы весьма проста и успешно конкурирует с установкой кранами обычной конструкции.