Содержание материала

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

Продолжительность ремонта и технического обслуживания (или, как принято говорить, простой из-за ремонта) является существенным фактором как для соответствующих подразделений основного производства, так и в целом для всего предприятия.
В целях снижения простоя оборудования из-за ремонта должно предусматриваться использование нерабочих дней, смен и перерывов. Однако нельзя перенести всю работу по ремонту оборудования и сетей энергохозяйства только на нерабочие дни и нерабочие смены. Это вызовет неравномерную загрузку ремонтного персонала и необходимость систематически работать в основном в нерабочие часы (вечернюю и ночную смены), что в свою очередь может повлечь нарушение трудового законодательства. В связи с этим работу в нерабочие дни и смены следует практиковать, как правило, в первую очередь для ремонта основного оборудования и сетей энергохозяйства для выполнения плановых и неплановых ремонтов оборудования и сетей, не имеющих резерва.
В зависимости от степени ответственности и сложности оборудования энергохозяйства и энергетической части технологического оборудования ремонтные работы могут планироваться при работе ремонтной бригады в одну смену, в две смены или круглосуточно. Для обеспечения послеремонтной эксплуатационной надежности ремонт и наладку электрооборудования со сложными схемами рекомендуется производить в одну смену под руководством ответственного исполнителя.
Для снижения производственных потерь и обеспечения заделов продукции или соответствующих полуфабрикатов, своевременной перестройки производства, организации межцеховой кооперации календарный срок ремонта конкретной единицы оборудования или участка сети энергохозяйства согласовывается при составлении месячного плана ремонта с цехом или подразделением — владельцем оборудования (участка сети) или с группой производственных подразделений при ремонте общезаводских сетей и оборудования. С той же целью при определении плановой нормы продолжительности ремонта оборудования или участка сети в ремонте система предусматривает, что отдел главного энергетика обязан проводить организационные и технические мероприятия по сокращению времени ремонтов. Сюда входят предварительная техническая, технологическая и материальная подготовка ремонтов, ввод резервов, организация передовых методов ремонта.
Сокращение продолжительности ремонта возможно путем тщательного учета данных об обнаруженных недостатках при последнем текущем ремонте и подготовке к началу ремонта всех необходимых материалов, запасных частей, технологической оснастки и инструмента, четкого согласования с руководством цеха (участка), где работает оборудование энергохозяйства, точного календарного срока начала ремонта, подготовки к этому сроку такелажных и транспортных средств.
Большое значение для сокращения продолжительности ремонта имеет проработка маршрутной технологии ремонта для выявления тех операций, которые могут производиться параллельно (например, ремонт механических деталей одновременно со сменой обмотки при ремонте электрических машин).
При выполнении капитального ремонта, или даже при не столь значительном объеме текущего ремонта оборудования, но лимитирующего основное производство, или срочного непланового ремонта существенную помощь по сокращению простоя в ремонте может оказать планирование по сетевому графику, который может дать наглядные представления о всех моментах будущего ремонта. Показатели и характеристики сетевого графика (событие, работа и т. п., а особенно критический путь) позволяют выявить те или иные второстепенные, но достаточно значительные детали, устранение которых ведет кратчайшим путем к конечному событию — скорейшему завершению ремонта.
Системы сетевого планирования и управления (СПУ) представляют собой особую разновидность систем организационного управления. Методологическую основу СПУ составляют методы исследования операций, теория ориентированных графов и некоторые разделы теории вероятностей. Основные особенности систем СПУ — системный подход к решению вопросов планирования, использование информационно-динамической модели особенного вида — сетевой модели комплекса операций. Взаимосвязь между всеми процессами, поставками различных видов ресурсов, разработкой технической документации и т. д. изображается на сетевой модели в виде графика, который состоит из безмасштабных стрелок, обозначающих те или иные работы, и кружков, которые характеризуют свершение отдельных, вполне конкретных событий, отражающих результаты выполнения работ. Построение сетевых моделей приводится при соблюдении некоторых логических правил, вытекающих из свойств работ, событий и путей и ряда других требований.
Продолжительность простоя оборудования из-за ремонта зависит также от вида ремонта, вида оборудования и сети, количественного и профессионального состава ремонтной бригады, технологии выполнения ремонтных работ и т. д.
Рекомендуемые Системой ТОР ЭО нормы продолжительности ремонта для конкретных видов оборудования и сетей энергохозяйства приведены в соответствующих главах. Эти нормы представлены, исходя в основном из существующего опыта и технологии выполнения ремонтных работ ремонтными службами. Нормы имеют целью ориентировать руководителей соответствующих основных производств на создание условий обеспечения выполнения ремонта при безусловном соблюдении их интересов. При необходимости и возможности сокращения простоя в ремонте указанные нормы должны быть уменьшены. Окончательное решение о времени простоя в спорных ситуациях принимает главный инженер вместе с главным энергетиком и производственниками.
Простой оборудования и сети в ремонте исчисляется с момента остановки агрегата на ремонт до момента приемки его из ремонта. Эксплуатационные испытания после ремонта в простой не засчитываются, если агрегат в процессе испытания работал нормально.
Продолжительность ремонта планируется прежде всего для оборудования, непосредственно участвующего в технологическом процессе, затем для всего основного оборудования и сетей энергохозяйства, для установок и агрегатов, обеспечивающих необходимые технологические и санитарно-технические требования (например, отопление производственных и бытовых помещений, микроклимат, очистка сточных вод и т. п.), а остального оборудования — по мере необходимости с учетом местных условий.

Для оценки производственно-технической деятельности энергоремонтной службы существенным является учет фактического простоя в ремонте.
Фактическая продолжительность ремонта фиксируется в карте ремонта (приложение 1). Фактическое время простоя в ремонте заверяется соответствующим заинтересованным подразделением (цехом, участком и т. п.).