Содержание материала

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НОРМЫ ПРОИЗВОДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

  1. ФОРМЫ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

Техническое обслуживание и ремонт техники промышленных предприятий в стране и за рубежом развиваются в трех основных направлениях. Первое, когда техническое обслуживание и ремонт производятся предприятиями, изготовляющими оборудование (фирменный ремонт), второе — специализированными ремонтными заводами, третье — централизованными энергоремонтными базами предприятий, эксплуатирующих оборудование и сети энергохозяйств.
По масштабу централизация ремонтных работ может быть общегосударственной, межотраслевой, внутризаводской.
Говоря о формах централизации технического обслуживания и ремонта, мы больше будем говорить о формах централизации ремонта и, прежде всего, ремонта капитального, так как применительно к техническому обслуживанию оборудования и сетей использование специализированных и централизованных предприятий и организаций не имеет (обычно за некоторым исключением) смысла. Это исключение относится, в первую очередь, к гарантийному техническому обслуживанию оборудования заводом-изготовителем. Следующее исключение относится к техническому обслуживанию, точнее, к его части, относящейся к работам, проводимым в порядке технического освидетельствования, проверок и испытаний органами Главгосэнергонадзора, Госгортехнадзора и т. п. Сюда же относится ряд работ по обеспечению соблюдения требований ПТЭ и ПТБ, которые не могут быть (из-за отсутствия соответствующих специалистов, материально-технических средств и т. п.) выполнены самими энергоремонтными службами.
Надо сказать, что на различных совещаниях постоянно ведутся обсуждения вопросов организации централизованного ремонта на специализированных региональных межотраслевых и отраслевых ремонтных предприятиях. Принято много различных рекомендаций и предложений по этой не простой проблеме. Можно полагать, что именно в настоящее время в процессе ускорения промышленного производства дело организации централизованного ремонта, включая изготовление и обеспечение соответствующими запасными частями, может и должно получить дальнейшее практическое развитие. Примеры таких решений в стране имеются. Это организация и функционирование таких объединений, как «Союзэлектроремонт», «Промэнергоавтоматика», «Волгоградэнергоремонт», «Севкавэнергоремонт», «Союзстанкоремонт» и др. Но этого для масштабов страны очень мало.
В энергоремонтных службах промышленных предприятий ремонту подвергается огромное количество различного энергооборудования, наладить четкий централизованный ремонт которых сложно. Однако необходимость такой организации ремонта ясна, что особенно заметно на примере постоянно подвергающихся ремонту изделий массового применения: трансформаторов, электрических машин, насосов, компрессоров, различной арматуры и т. д.
Соответствующие государственные организации занимаются вопросами и проблемами централизации ремонта техники страны. Возможно, что наилучшим вариантом решения этих вопросов и проблем было бы образование специальной отрасли народного хозяйства — отрасли ремонта техники. Однако рассуждения на эту тему не могут входить в компетенцию авторов и в задачи Системы ТОР ЭО. Авторы хотели бы только изложить некоторые пожелания и мнения, отражающие потребности энергоремонтных служб предприятий при организации централизованного ремонта. По их мнению, необходимо достижение следующих основных целей: повышение показателей качества надежности отремонтированного оборудования и сетей энергохозяйства, уменьшение материально-денежных затрат, уменьшение простоев оборудования в ремонте, сокращение численности рабочих энергоремонтных баз предприятий.
Достижение этих целей видится через решение следующих основных задач: расширение номенклатуры ремонтируемого оборудования энергохозяйств; расширение сферы услуг специализированных ремонтных предприятий, в том числе организация услуг ремонтными бригадами; расширение номенклатуры и объема изготовления запасных частей оборудования энергохозяйств; организация обменного фонда оборудования энергохозяйств в пунктах централизованного ремонта; организация перевозок ремонтируемого оборудования; разработка прейскуранта цен на ремонт оборудования энергохозяйств; решение других юридических, экономических и организационно-технических задач и проблем централизации ремонта.
Эти и другие цели и задачи могут стоять практически на всех уровнях централизации, включая и отраслевой уровень. При этом может быть несколько упрощено решение задачи разработки прейскуранта цен на ремонт (для тех отраслей, которые еще не перешли на полный хозрасчет и самофинансирование).
Из различных уровней централизации энергоремонтных работ к сфере действия Системы ТОР ЭО относятся внутриотраслевая и внутризаводская централизации.
При внутриотраслевой централизации уровень специализации энергоремонтных работ не может быть столь высоким, как при двух предыдущих уровнях централизации, из- за отсутствия достаточно большого числа рядом расположенных предприятий, запросы которых обеспечивались бы полно с одновременной рентабельностью функционирования централизованного ремонтного предприятия. Поэтому внутриотраслевая централизация с образованием ремонтных предприятий по некоторым регионам может быть не всегда оправдана. В таком случае может оказаться достаточным образование специализированного ремонтного цеха или участка на базе одного из близлежащих предприятий.
Следующим уровнем является внутризаводская централизация энергоремонтных работ. Она зависит от формы взаимосвязи организации эксплуатации, технического обслуживания и ремонта и является достаточно важным фактором при установлении структуры энергетической службы. В связи с указанным этот вид централизации рассмотрен в гл. 8. Здесь же скажем, что по существу этот уровень централизации имеет смысл как понятие применительно к крупным предприятиям с развитой энергетикой и территориально рассредоточенными производственными подразделениями и площадями. На средних и мелких предприятиях отсутствие централизации энергоремонтных работ чаще всего не оправдано и свидетельствует об отсутствии соответствующего порядка в энергетической службе. Децентрализация на таких предприятиях оправдана тогда, когда при централизации может снизиться необходимая по характеру и условиям производства оперативность выполнения ремонтных работ.