ПРИЕМКА ОБОРУДОВАНИЯ ИЗ РЕМОНТА, КОНТРОЛЬ И ОТЧЕТ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
Приемка оборудования из ремонта (так же как и его передача в ремонт) должна осуществляться в соответствии с ГОСТ 28.201—74*, распространяющимся на ремонтные предприятия. Однако ряд его положений должен действовать и в энергоремонтных службах промышленных предприятий. При передаче в ремонт должны быть учтены также соответствующие требования ПТЭ и ПТБ различных видов оборудования энергохозяйства, местные требования и условия.
Приемка оборудования из ремонта осуществляется ответственным за качество работ от ОГЭ, начальником или мастером соответствующего эксплуатационного или ремонтно-эксплуатационного участка и мастером производственного цеха, подразделения, за которым закреплено данное оборудование. В необходимых случаях может быть привлечен к приемке представитель ОТК предприятия.
При приемке оборудования из ремонта проверяется выполнение всех предусмотренных работ, включая и внешнее состояние, состояние тепловой изоляции, устройств техники безопасности, ограждений, окраски и т. п., наличие соответствующей отчетной документации.
В случаях, предусмотренных соответствующими правилами и инструкциями, оборудование и сети подвергаются техническим испытаниям с оформлением соответствующих протоколов. Вышедшее из ремонта оборудование или участок сети считаются принятыми в эксплуатацию после проверки их состояния, проведения предусмотренных испытаний, включая испытания в рабочем режиме: после текущего ремонта в течение 8 ч и после капитального ремонта — 24 ч.
Испытание электрической сети технологического оборудования производится одновременно с испытанием самого технологического оборудования. Это необходимо не только для правильной оценки качества ремонта той или иной установки в целом, но и для обеспечения наиболее экономичных режимов его работы.
Приемка из ремонта электротехнического оборудования или участка сети высокого напряжения, а также электротехнического оборудования со сложными схемами управления производится по списку, утвержденному главным энергетиком предприятия, высоковольтной лабораторией.
При приемке оборудования из ремонта должны быть учтены требования гл. ЭЛ.5 ПТЭ электроустановок потребителей и ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей, а также других ПТЭ и ПТБ по видам энергохозяйств оборудования и сетей.
Приемка оборудования энергохозяйства из ремонта производится визированием карт ремонта и планов-отчетов по ремонту (см. приложение 4). При приемке из капитального ремонта, а также при приемке из ремонта любого вида особо ответственного оборудования составляются, кроме того, акт и протокол необходимых испытаний, которые хранятся в деле соответствующей единицы оборудования.
В паспорт оборудования, подвергшегося одновременно с ремонтом также модернизации, вносят соответствующие изменения с указанием даты. На оборудовании ниже заводской паспортной таблички устанавливается дополнительно ремонтная табличка с указанием новых параметров, организации (подразделения), выполнившей модернизацию, и даты.
При контроле выполнения ремонта следует исходить из того, что основным документом, по которому осуществляются работы по ремонту оборудования и сетей предприятия, является план-график работ на год и месяц. Он служит базой для составления годовой сметы на ремонт с разбивкой по трудозатратам, затратам на материалы, запасные части, комплектующие изделия и т. п. Качество выполнения работ по данному графику является основным объектом контроля деятельности энергоремонтной службы. Проверка здесь осуществляется по номенклатуре отремонтированного парка оборудования и сетей энергохозяйства, фактическим видам и трудоемкостям ремонта, суммарной стоимости ремонта.
Контроль за использованием средств, выделенных на ремонт оборудования и сетей, осуществляется бухгалтерией и планово-экономическим отделом предприятия.
Особое внимание при контроле выполнения технического обслуживания и ремонта необходимо уделять проверке соблюдения различных ПТЭ и ПТБ, организации учета аварий и брака, травматизма, несчастных случаев и т. п. При этом пользуются «Инструкцией по расследованию и учету аварий и брака и прочих нарушений в работе объектов энергетического хозяйства потребителей электрической и тепловой энергии» , утвержденной Главгосэнергонадзором. Инструкция определяет понятия аварий и брака в работе в зависимости не от абсолютного недоотпуска того или иного вида энергии, а от их влияния на выполнение производственного плана и степени повреждения оборудования и сооружений. Аварией считается также нарушение нормальной работы оборудования или сети, приведшее к тяжелому несчастному случаю, а браком в работе — нарушение, приведшее к любому несчастному случаю. На основе типовой инструкции должна быть издана местная инструкция по расследованию и учету аварий применительно к конкретным условиям каждого предприятия. Это особенно относится к цеховому энергетическому оборудованию и цеховым сетям.
Фиксация в аварийном акте не только продолжительности аварии или брака в работе, но и издержек, связанных с этим недовыпуском продукции, и времени простоя технологических агрегатов дает основу для экономического анализа эффективности внедрения Системы ТОР ЭО на предприятии.
Необходимо ввести в практику такой порядок, при котором каждый случай аварии, брака в работе или отказа любой единицы оборудования или участка в сети должен обязательно актироваться. Лишь тогда, когда ясны причины аварий, можно разрабатывать эффективные меры по их предотвращению. Приемка оборудования или участка сети во внеплановый капитальный ремонт должна оформляться только при наличии аварийного акта. Также должна оформляться и выдача со склада резервного оборудования. Практика показывает, что сам факт составления акта на выход из строя той или иной единицы оборудования или участка сети резко повышает чувство ответственности эксплуатационного и ремонтно-эксплуатационного персонала за состояние оборудования и сетей, повышает качество ремонта и обслуживания и тем самым неизбежно снижает количество неплановых ремонтов и продолжительность простоев. При этом нельзя допускать оформления аварийного акта без указания конкретной причины аварии или выхода из строя единицы энергетического оборудования или участка сети.
В случае невозможности определения причины аварии перед восстановлением участка сети или оборудования акт оформляется с детальным описанием характера и последствий аварии и передается для дорасследования в бюро ОГЭ, которое при необходимости привлекает для установления причины аварии соответствующие лаборатории. О каждом случае, когда причины аварии независимо от ее масштабов остаются невыясненными, бюро ОГЭ доводит до сведения главного энергетика предприятия. Главный энергетик персонально в этих случаях указывает причину аварии и при необходимости привлекает для установления причин соответствующих лиц.
Изучение аварийных актов, систематизация и анализ причин выхода из строя оборудования и сетей, размеров вызванных этим убытков (включая и убытки от простоя) должны являться одной из основных функций ОГЭ и его подразделений, основой для повышения безаварийности в энергетическом хозяйстве и общего уровня его деятельности. Возглавлять эту работу, проводить систематизацию и анализ причин аварийности по предприятию в целом, по видам оборудования и по отдельным эксплуатационным и ремонтно-эксплуатационным участкам, разрабатывать пути обеспечения безаварийности работы оборудования и сетей, выдавать рекомендации по организации ремонтноэксплуатационных участков, о необходимости улучшения технологии ремонтов, испытаний, о модернизации оборудования и сетей должно соответствующее бюро ОГЭ.
В зависимости от конкретного уровня безаварийности и ее влияния на состояние техники безопасности, на экономические показатели работы предприятия не реже 1 раза в квартал рекомендуется проводить технические совещания.
При отчете о выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту следует иметь в виду, что упомянутое в § 4.4 положение о новом порядке использования средств на ремонт техники промышленных предприятий (выход его ожидается в ближайшее время), видимо, существенно изменит существующий порядок отчета перед вышестоящей организацией, в том числе и Госкомстатом. Авторам, в связи с этим представляется, что требует упрощения отчет по форме № 5-Тп. В то же время, резонно в настоящее время усиление требований к отчету по работе энергоремонтой службы в плане финансово-экономической ее деятельности внутри предприятия.