КАЧЕСТВО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В промышленности страны имеется достаточно большой опыт проведения работ по определению технического уровня и качества промышленной продукции, разработаны довольно объективные методы их оценок, которые постоянно совершенствуются. Одним из примеров совершенствования форм организации работы по оценке качества продукции может явиться введение с начала 1987 г. на промышленных предприятиях государственной приемки. Но это распространяется на изготовляемую продукцию и практически не относится к оценке качества отремонтированной ремонтными службами промышленных предприятий техники, технологического оборудования и оборудования энергохозяйства. Вместе с тем вопросы оценки качества технического обслуживания и ремонта оборудования энергохозяйств являются важными и актуальными, так как от этого существенно зависят надежностные параметры основного технологического оборудования, а в итоге — эффективность работы всего предприятия.
Несмотря на это, на сегодняшний день нет ни четких показателей для такой оценки, ни даже термина качества технического обслуживания и ремонта оборудования предприятий.
В настоящее время оценка качества технического обслуживания и ремонта оборудования (в том числе и оборудования энергохозяйств) на промышленных предприятиях практически не ведется. Это объясняется многими причинами и в том числе отсутствием установленного термина, соответствующих показателей и т. д. Если качество ремонта еще можно как-то оценивать и измерять, то качество технического обслуживания оценить несколько сложнее из- за того, что границы, формы, порядок и регламент технического обслуживания оборудования энергохозяйства довольно расплывчаты и неоднозначны. Правда, в ремонтных службах предприятий признается важность качества технического обслуживания и ремонта на общую эффективность работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования и техники предприятия, проводится определенная работа по тем или иным ее аспектам.
Так, на большинстве промышленных предприятий при сдаче оборудования и машин в ремонт ремонтной службой составляется дефектная ведомость, в которую последовательно заносят те неполадки и дефекты, которые подлежат устранению при ремонте. Номенклатура и уровень этих неполадок устанавливаются и определяются чаще всего на основе личного опыта и интуиции составителя этой ведомости. Далее, по окончании ремонта и сдачи техники в эксплуатацию проверяется устранение этих дефектов и производится оценка качества ремонта.
Наиболее важной формой работ, направленных на установление качества ремонта, является контроль оборудования на так называемую технологическую точность после ремонта. Это относится чаще всего к основному технологическому оборудованию предприятий. Но принципы и приемы такой проверки могут быть применимы (и применяются) и к оборудованию энергохозяйства. В состав такой проверки одновременно включается ряд следующих контрольных операций.
- Проверка общего качества ремонта. Здесь контролируются те параметры, оценка которых может быть определена визуально. Это правильность сопряжения всех узлов и деталей, комплектность, наличие на оборудовании различных указательных надписей, таблиц, режимов работы, схем, предохранительных и блокировочных устройств, приспособлений, ограждений техники безопасности, внешний вид и т. п.
- Проверка и оценка работы оборудования на холостом ходу и под нагрузкой. Здесь проверяется правильность и надежность работы оборудования в общем, действие всех органов управления, системы защиты, смазки и т.д.
- Проверка и оценка жесткости, вибрации, шума и других параметров оборудования по установленным нормативным документам (при их наличии). Для некоторого оборудования они могут явиться показателями технического состояния и качества ремонта оборудования. Однако для оборудования энергохозяйств таких показателей нет.
- Проверка на технологическую точность или проверка основных технических параметров на соответствие паспортным данным. Они могут производиться по всем основным параметрам соответствующего оборудования с применением контрольно-измерительных приборов.
Кроме указанных проверок при оценке качества ремонта оборудования энергохозяйств обычно проводятся работы испытательного характера согласно различным правилам технической эксплуатации и техники безопасности (ПТЭ и ПТБ). Иногда на предприятиях проводится работa по анализу простоев оборудования энергохозяйств, учету и анализу аварий и брака.
Перечисленные контрольные операции и мероприятия являются действенным средством, направленным на управление качеством ремонта. Но при всем этом они не отражают тех сторон качества ремонта, которые основывались на принципе измерение — сравнение — оценка.
Для некоторого оборудования энергохозяйства имеются четко установленные объемы и нормы испытаний, которые приурочиваются к тем или иным видам ремонта. Так, например, согласно нормам испытания электрооборудования и аппаратов электроустановок потребителей силовые трансформаторы должны быть подвергнуты следующим видам испытаний и проверок: измерение сопротивления изоляции, измерение тангенса угла диэлектрических потерь изоляции обмоток, измерение сопротивления обмоток постоянному току, проверка коэффициента трансформации, измерение тока и потерь холостого хода, испытания трансформаторного масла и т. д. При этом четко установлены нормы и порядок испытаний.
Для мелких и некоторых других энергоремонтных служб указанная номенклатура и объем испытаний часто не под силу. В таком случае приходится проводить лишь те испытания и проверки, которые могут быть проведены в данных конкретных условиях, или те, которые наиболее важны в настоящий момент для данных условий. Но и при таких четко установленных регламенте и нормах испытаний энергооборудования нельзя сказать, как оценивать качество ремонта по результатам этих испытаний. К этому же следует добавить, что приведенный регламент и нормы испытаний разработаны только для основных видов энергооборудования. Поэтому необходимы какие-то общие показатели и методика для оценивания результатов технического обслуживания и ремонта оборудования энергохозяйства в целом. При установлении таких общих показателей и методики должны быть приняты во внимание кроме ПТЭ и ПТБ и другие действующие нормативные документы, ГОСТ 2.602—68*, ГОСТ 20831—75 и др. При этом рекомендованные ГОСТ 2.602—68* правила оформления и ведения ремонтных документов могут послужить базой при определении и установлении показателей и выработки методологии оценивания качества выполнения ремонтных работ ремонтными службами.