Содержание материала

В данном параграфе особое внимание уделено ремонту, так как именно здесь реализуется большинство технологических операций восстановления изношенного оборудования, его узлов и деталей.
При техническом обслуживании производятся обычно операции двух видов. Во-первых, операции контрольного характера — осмотр, надзор за соблюдением соответствующих инструкций и правил технической эксплуатации, технические испытания, проверка технического состояния; во-вторых, мелкие технологические операции восстановительного характера. Кратко скажем об операциях восстановительного характера. К ним в Системе ТОР ЭО обычно относятся регулировка и подналадка, очистка, смазка, замена вышедших из строя деталей без значительной разборки, устранение различных мелких дефектов и т. п. К этим операциям технического обслуживания добавляются, как правило, специфические виды незначительных по объему работ в зависимости от вида и типа оборудования.
Независимо от вида и типа оборудования ремонт обычно включает следующие этапы: восстановление, изготовление или замена изношенных узлов и деталей, сборка, наладка, испытания. Из данных этапов работ для энергоремонтных служб имеет смысл особенно этап восстановления и изготовления запасных частей и деталей, так как это является обычно самым острым вопросом из всего комплекса вопросов и проблем технического обслуживания и ремонта техники промышленных предприятий.
Рассмотрим некоторые вопросы технологии изготовления и восстановления запасных частей, узлов и деталей оборудования энергохозяйства.
Необходимо признать, что уровень технологических процессов ремонта как в энергоремонтных службах, так и в ремонтных службах промышленных предприятий низок. На большинстве предприятий ремонт оборудования и машин, в том числе и оборудования энергохозяйств, осуществляется без заранее разработанной технологии, на основе лишь умения и опыта слесарей-ремонтников. А это приводит к переделкам, повторным разборкам и подгонкам, что не способствует обеспечению качества отремонтированного оборудования, увеличивает издержки и потери.
В связи с этим необходимо наряду с техническим оснащением энергоремонтных баз различным оборудованием, механизмами, приспособлениями, приборами и т. п. внедрение соответствующих технологических процессов.
Так как из-за большого числа типов и моделей оборудования энергохозяйства разработка технологических процессов ремонта каждого из них невозможна и экономически нецелесообразна, необходимо разрабатывать типовые технологические процессы ремонта для однотипного оборудования. Такой типовой технологический процесс может быть оформлен в виде небольшого альбома. На первом листе альбома приводится общий вид типового оборудования, машины, агрегата, далее приводится перечень ремонтных операций, общие технические условия и требования по выполнению разборно-сборочных работ. Затем идет описание ремонтных операций и переходов с указанием оснастки и допускаемых отклонений, карта проверки на соответствие норм, параметров и характеристик. Представляются необходимые эскизы, рисунки и схемы, поясняются приемы выполнения отдельных операций, замеров, испытаний и т. д.  Типовая технология выполнения ремонта достаточно точно и строго определяет последовательность выполнения соответствующих операций, степень подгонки восстанавливаемых поверхностей, применения необходимых приспособлений и инструментов.
Применение указанных типовых технологических процессов обеспечивает качество ремонтных работ, рост производительности. Выполнение технологических процессов становится более доступным и для менее квалифицированного персонала энергоремонтных служб. Внедрение таких технологических процессов диктует применение различных механизмов, приспособлений, оснастки, приборов и приведение в надлежащее состояние производственных площадей и помещений энергоремонтной базы.
Конечно, внедрению технологических процессов способствует наличие достаточно большого объема ремонтных работ по однотипному оборудованию, что не всегда может быть обеспечено. В таких случаях, видимо, имеет смысл составление такого графика ремонтов оборудования предприятия, при котором это условие может быть выполнено, т. е. необходимо предусмотреть вывод в ремонт однотипного оборудования в одни и те же сроки.
В ряде отраслей промышленности страны разработка типовых технологических процессов ремонта поставлена достаточно широко и квалифицированно. Для оборудования энергохозяйств таких технологических процессов практически никто, за некоторым исключением, не разрабатывает*.

* Этот и другие вопросы и проблемы технического обслуживания и ремонта оборудования и сетей энергохозяйств промышленных предприятий можно было бы решать успешнее при наличии тесной межотраслевой кооперации. Необходимость такой кооперации очевидна, и она принесет заметные результаты.

Широкое внедрение типовых технологических процессов предполагает решение комплекса организационно-технических мероприятий, таких, как:
выбор и установление номенклатуры типов оборудования;
проектирование и изготовление технологической и контрольно-поверочной оснастки;
внедрение имеющихся прогрессивных унифицированных ремонтных технологий;
организация пооперационного контроля качества выполнения ремонтных работ;
периодическая аттестация контрольно-поверочных приспособлений и приборов;
обучение ремонтного персонала выполнению типовых технологических операций ремонта;
образование технологического бюро (группы) при энергоремонтной базе;
установление постоянного надзора со стороны ОГЭ за соблюдением технологической дисциплины и т. д.
Данные мероприятия доступны для достаточно крупных предприятий или для группы предприятий определенного региона, имеющих общую, специально оснащенную энергоремонтную базу. В то же время эти мероприятия доступны и для мелких предприятий, имеющих довольно развитое проектно-конструкторское бюро (группу) и необходимое в таких случаях желание и стремление руководителей служб.
Несомненно, не все зависит и от руководителей соответствующих служб. В условиях, когда некоторые энергоремонтные службы не имеют надлежащего технического оснащения своей ремонтной базы, невозможно изготовить и не такие сложные запасные части и детали. Между тем огромная номенклатура всевозможных деталей в различных видах оборудования энергохозяйств требует и довольно широкого спектра применения различных технологических операций в процессе их изготовления. Это всевозможные операции металлообработки, термические, физико-химические операции и др. Поэтому организация внедрения указанных и других технологических операций и процессов есть первейшая обязанность специалистов проектно-конструкторского бюро (группы) и руководителей энергоремонтной службы.
Для постоянной и планомерной работы по обеспечению энергоремонтной службы необходимой документацией на изготовление запасных частей и деталей и реализации их изготовления в энергоремонтном цехе необходимо иметь одного-двух специалистов. Эти специалисты (инженеры и техники, конструкторы и технологи) должны организовать всю работу по обеспечению энергоремонтной службы запасными частями и деталями от приемки заявок на проектно-конструкторскую и технологическую проработку запасных частей и деталей до их изготовления,
Другим важным вопросом технологического аспекта ремонтных работ является восстановление изношенных деталей, являющееся одним из путей решения проблем запасных частей и деталей. При восстановлении деталей значительно экономится и дефицитный цветной металл. Детали могут быть восстановлены несколькими способами. Выбирается тот, который наиболее выгоден в условиях данного предприятия для данных деталей. За основу при выборе способа восстановления запасных частей и деталей принимают экономическую целесообразность, наличие оборудования и материалов, технологические и конструктивные особенности деталей. На выбор метода влияют также условия работы деталей, характер сопряжения, условия смазки b т. д.
Показателем эффективности восстановления изношенных деталей и выбора способа восстановления является относительная себестоимость (себестоимость восстановления, отнесенная к сроку службы ее после ремонта). Другими показателями являются данные о продолжительности и трудоемкости технологического процесса, виды материалов и затраты на них.
В настоящее время известно около 70 различных способов восстановления и упрочнения деталей оборудования и машин. Это следующие:

  1. Электрические способы, основанные на использовании электромагнитного поля, светового луча и ионной проводимости газов. Они позволяют восстанавливать детали практически любой конфигурации и изготовленные из любых материалов.

Из этих способов восстановления и упрочнения деталей при ремонте наиболее часто применяется электроискровая обработка, которая используется для упрочнения опорных шеек валов, винтов, шпинделей, работающих в подшипниках скольжения, направляющих поверхностей. Однако значительная трудоемкость, низкая производительность, малая толщина упрочненного слоя и пониженная усталостная прочность не позволяют рекомендовать эти способы для широкого применения. Могут найти применение и способы лазерной обработки и электромагнитного упрочнения.

  1. Термомеханические способы, сущность которых заключается в объемном или поверхностном нагреве, пластической деформации и термообработке. Могут применяться для восстановления и упрочнения деталей из металлов практически любых марок, а их комбинация позволяет получить очень хорошие результаты.
  2. Способы сварки позволяют восстанавливать детали путем нанесения на изношенную поверхность металлов требуемых параметров. Эти способы внедрены на многих предприятиях.
  3. Гальванические способы обеспечивают восстановление деталей путем электролизного нанесения покрытия на изношенные поверхности посадочных мест шпинделей, валов, подшипников качения и т. п. В зависимости от состава электролита и режимов процесса можно восстанавливать детали С одновременным их упрочнением. Однако не все способы нашли применение при восстановлении детален оборудования. Так, процесс электролиза является мало производительным, трудоемким и дорогостоящим, требует дефицитного сырья, много оборудования и организации специального участка. Гальваническое восстановление и упрочнение деталей целесообразно рекомендовать в основном ремонтным службам тех предприятий, у которых имеется участок гальванопокрытий на основном производстве.
  4. Способы неметаллических покрытий позволяют восстанавливать детали в тех случаях, когда в качестве наносимого на изношенную поверхность материала могут быть использованы органические полимеры (термопласты, термореактивные смолы и др.), керамика, металлоподобные соединения.
  5. Термические способы применяются для повышения прочности и износостойкости. Сущность этих способов заключается в нагреве и охлаждении деталей в различных средах, что ведет к структурным изменениям и перераспределениям внутренних напряжений. Применение термической обработки связано с необходимостью организации специального участка.
  6. Способы пластической деформации применяются для восстановления и упрочнения деталей, при которых восстановление в основном производится за счет изменения одного размера поверхности детали.
  7. Металлургические способы заключаются в расплавлении металла, придании ему определенных свойств и нанесении его на изношенную поверхность. Легирование и модифицирование, порошковая металлургия применяются в большинстве случаев при изготовлении запасных частей. Восстановление деталей металлургическими способами позволяет получить толщину наращиваемого слоя до 20 мм.

Процессы восстановления и изготовления деталей и другие процессы и операции технического обслуживания и рeмонта оборудования энергохозяйства невозможны без проведения измерений и контроля. Кроме того, в энергохозяйстве приходится проводить различные испытания котлов, трубопроводов, кабельных линий и т. д.
В Системе ТОР ЭО контрольно-испытательные работы делятся на группы ремонтного и эксплуатационного характера.
Контрольно-испытательные работы ремонтного характера включают проверку геометрических и габаритных размеров и других параметров в соответствии с технологическими требованиями на ремонт, паспортными данными, техническими условиями и руководствами по ремонту на соответствующий вид оборудования энергохозяйства. Они организуются и проводятся силами ремонтного персонала энергоремонтной службы.
Контрольно-испытательные работы эксплуатационного характера включают работы, регламентированные соответствующими правилами технической эксплуатации энергоустановок и правилами техники безопасности при эксплуатации энергоустановок. Контрольно-испытательные работы эксплуатационного характера проводятся силами эксплуатационного персонала и отдела главного энергетика и должны быть приурочены по возможности к ремонтным работам.
Полный перечень этих работ, проводимых во время технического обслуживания и ремонта, уточняет и устанавливает ответственный за энергохозяйство предприятия.
К контрольно-испытательным работам эксплуатационного характера можно отнести также работы по испытанию различных средств защиты, которые применяются при техническом обслуживании и ремонте оборудования и сетей. Это средства индивидуальной и коллективной защиты (оперативные изолирующие штанги для наложения заземления, изолирующие устройства и приспособления для ремонтных работ под напряжением выше 1000 В и слесарно-монтажный инструмент с изолирующими рукоятками для работы в электроустановках напряжением до 1000 Вит. д.). Однако необходимо сказать, что эти работы и другие вопросы, связанные с применяемыми средствами защиты, относятся, скорее, к задачам сферы системы эксплуатации, а не системы ремонта.
Контрольно-испытательные работы ремонтного характера по времени их проведения подразделяются на:

  1. предремонтные, проводимые до разборки, в процессе разборки и после разборки (до узлов и сборочных единиц) оборудования;
  2. ремонтные, проводимые в процессе ремонта оборудования;
  3. послеремонтные, проводимые после окончания всех операций ремонта.

Контрольно-испытательные работы на стадии начала ремонта (предремонтные измерения, контроль и испытания) проводятся в целях установления технического состояния и дефектовки оборудования и сетей как в целом, так и по техническому состоянию отдельных узлов и деталей и могут состоять из комплекса различных видов измерительных работ. Это измерения выходных параметров и характеристик оборудования и сетей, переданных в ремонт, измерение и контроль размеров и посадок узлов и деталей при дефектовке, измерения электрических параметров обмоток, катушек и других элементов оборудования и сетей и т. д.
Проведение контрольно-испытательных работ в процессе ремонта необходимо для контроля хода и результатов выполнения работ на отдельных операциях по ремонту и восстановлению узлов и деталей оборудования и сетей. Это измерения геометрических размеров, измерения электрических и других параметров и характеристик оборудования и сетей (например, испытание бака с радиаторами статическим давлением столба масла перед установкой в процессе ремонта силового масляного трансформатора, измерение сопротивления изоляции отдельной секции об? моток перед закладкой в пазы статора в процессе ремонта электрической машины и т. д.) и т. п.
Проведение контрольно-испытательных работ после ремонта необходимо для контроля общего качества выполнения ремонтных работ. Применительно к отдельным видам оборудования это, прежде всего, измерение выходных параметров и характеристик, установленных эксплуатационной документацией, а также измерение и контроль параметров и показателей, установленных техническими требованиями и условиями при передаче оборудования в ремонт.
Контрольно-испытательные работы ремонтного характера проводятся средствами измерения, вид и тип которых соответствуют видам контролируемых параметров и характеристик как оборудования и сетей энергохозяйств, так и качественных параметров и характеристик энергоресурсов и соответствующих гигиенических, экологических и социально-бытовых условий на предприятии.
Надзор за состоянием и порядком применения средств измерения в энергоремонтной службе осуществляет специально назначенное ответственное лицо из числа ИТР ОГЭ (мастер, бригадир и др.), которое организует свою работу на основе действующих стандартов по метрологии (ГОСТ 518—83 и др.) и местных инструкций.