Содержание материала

Глава седьмая
ЭКОНОМИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

7-1 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

Промышленные предприятия в настоящее время получили широкие права для самостоятельного решения вопросов повышения технического уровня производства, обновления парка оборудования, его модернизации или капитального ремонта. Эти права должны полнее использоваться планово-экономическими службами предприятий совместно с заинтересованными подразделениями (подразделения основного производства, отдел технолога и т. д.) и ОГЭ, который представляет сведения по надежности и эксплуатационным показателям, динамике изменения затрат на техническое обслуживание и ремонт по тем или иным видам оборудования, о которых стоит вопрос замены, списания, модернизации или капитального ремонта.
Вопрос замены, списания или капитального ремонта оборудования энергохозяйства имеет свою специфику. Если от нового технологического оборудования основного производства требуется высокая, отвечающая современным требованиям степень надежности и других эксплуатационных свойств (производительность, точность и др.), то об оборудовании энергохозяйств такое сказать можно не всегда. Особенно это относится к сетям и сооружениям. Поэтому капитальный ремонт (по фактической необходимости и при соответствующем технико-экономическом обосновании) может быть здесь средством и методом дальнейшего эффективного использования основных производственных фондов предприятия.
Рассмотрим эффективность технического обслуживания и ремонта оборудования энергохозяйства как оценку работы энергоремонтной службы по обеспечению потребностей основного производства и предприятия в целом.
По эффективности ремонта имеются некоторые литературные источники, в которых представлены, однако, разноречивые суждения и показатели. По оценке эффективности технического обслуживания и ремонта оборудования и сетей энергохозяйств таких данных нет. Различия в имеющихся оценочных показателях связаны, во-первых, с тем, что не определено содержание этого понятия в государственных нормативных документах по системе технического
обслуживания и ремонта техники, во-вторых (точнее — это следствие первого), видимо, потому, что очень много различных граней у данного вспомогательного, ремонтного производства и трудно определить что-то однозначно.
Говоря об эффективности технического обслуживания и ремонта оборудования и сетей промышленных предприятий, авторы хотели бы определить сами это следующим образом.
Эффективность технического обслуживания и ремонта оборудования и сетей промышленного предприятия — это максимальное обеспечение потребностей основного производства и потребностей по обеспечению соответствующих условий жизнедеятельности предприятия при минимальных затратах на техническое обслуживание и ремонт.
Какими критериями и показателями могут быть выражены потребности производства и предприятия? Они выражаются, прежде всего, в том, чтобы были как можно меньше простои оборудования и сетей в техническом обслуживании и ремонте, число и частота отказов, чтобы была максимальная готовность парка оборудования. Могут быть в зависимости от вида производства, других факторов и местных условий и другие потребности. Предприятие заинтересовано в том, чтобы были минимальны затраты на материалы, запасные части, комплектующие изделия и т. п., т. е. на техническое обслуживание и ремонт.
Эти потребности и условия выражаются показателями: коэффициент простоя на единицу оборудования, лимитирующего производство, Кп, коэффициент отказов Ко', коэффициент готовности Кг; коэффициент затрат Кз, при этом
(7.1)
где Т„ — суммарная длительность простоя оборудования (лимитирующего производство) в техническом обслуживании и ремонтах, сут; N„p — парк оборудования, лимитирующий производство, шт.;
(7.2)
где 100 — число, введенное для сопоставимости;
(7.3)
где Nр — число работающего в настоящий момент оборудования, шт.;
(7-4)
 где ST.p—суммарные затраты на техническое обслуживание и ремонт парка оборудования, тыс. руб.; Sб — балансовая стоимость парка оборудования, тыс. руб.
Показатель Кз может быть установлен относительно стоимости выпускаемой продукции (на 1000 руб.).
Измеряя и сравнивая все показатели по отдельным отчетным периодам, можно достаточно точно судить об эффективности технического обслуживания и ремонта.
Могут быть использованы и другие, обобщенные коэффициенты оценки, такой, как обобщенный коэффициент эффективности Коб, т. е.
(7.5)
где Пп — потери основного производства и предприятия из- за простоя в техническом обслуживании и ремонте, тыс. руб. Такой показатель, разумеется, объективен, но указанные потери порой нелегко учесть и подсчитать.
Различные министерства и ведомства, а внутри них отдельные объединения и предприятия могут, опираясь на приведенные рассуждения и показатели, с учетом своих факторов и условий разработать соответствующие нормативные документы (отраслевые стандарты, стандарты предприятий, положения) по оценке эффективности технического обслуживания и ремонта оборудования и сетей.