Монтаж магистральных шинопроводов.
Магистральные шинопроводы монтируют по следующей технологической схеме: укрупнительная сборка в МЭЗ монтажных блоков длиной 6—12 м из стандартных секций; испытание, комплектование и маркировка монтажных блоков; упаковка и доставка монтажных блоков на объект; осмотр, проверка комплектности и раскладка блоков по участку трассы; монтаж комплектных опорных конструкций на анкерные устройства, установленные на первой стадии монтажа; подъем и крепление монтажных блоков; выполнение электрических и механических соединений монтажных блоков; испытания, опробование и сдача в эксплуатацию.
В процессе укрупнительной сборки блок перемещают на стендах МЭЗ с помощью тельфера, снабженного траверсой длиной 9,3 м. Шины стыкуют в сварочном кондукторе, центрируя пакет шин шкворнем кондуктора через отверстия для одноболтового сжима. Их сжимают эксцентриковым зажимом кондуктора (рис. 151).
Рис. 151. Кондуктор для сварки шин:
а — общий вид, б — сечение кондуктора; 1 — шины, 2 — кондуктор, 3 — формирующие графитовые
пластины, 4 — эксцентриковый зажим
Графитовые пластины и стальные стенки каркаса кондуктора предотвращают растекание алюминия при сварке шин по торцам стыков. Наилучшие результаты сварки достигаются при использовании полуавтомата ПРМ-4М. Однако при его отсутствии сварку можно производить и на постоянном токе прямой полярности угольным электродом. В качестве присадка используют прутки из алюминиевой сварочной проволоки, которые покрывают флюсом ВАМИ, а также стержни, нарезанные из шин. Перед обмазкой флюсом прутки присадка обезжиривают. Ребра шин перед сваркой тщательно зачищают и покрывают флюсом.
Рекомендуемый сварочный ток в зависимости от толщины шин составляет 350 А при толщине 8 мм, 450 А при толщине 10 мм и 500 А при толщине 12 мм. Диаметр присадочного прутка принимают равным или несколько большим (на 1—2 мм) толщины шин.
Рис. 152. Крепление магистральных шинопроводов:
а — на напольных стойках, б — к нижнему поясу железобетонных ферм на кронштейне; 1 — стойка, 2 — шинопровод, 3 — секционный рубильник, 4 — железобетонная ферма, 5 — шпилька для крепления опорной конструкции, 6 — прижим для крепления секции шинопровода к опорной конструкции
Наилучшей считается глубина провара, равная 5 мм. Толщина шва должна быть не менее толщины шины, а его длина — не менее ширины шины. Сварка должна быть быстрой (не более 1 мин) во избежание порчи заводской изоляции шин.
Рис. 153. Шины, соединяемые одноболтовым сжимом:
1 — трубчатый изолятор, 2 — гетинаксовая прокладка, 3 — шайба, 4 — тарельчатые пружины, 5 —большая гайка, 6 — шпилька, 7 — изолятор, 8 — шина
Рис. 154. Монтаж магистральных шинопроводов:
а — с автогидроподъемника, б — с мостового крана, в — с самоходных выдвижных подмостей, г—с гидравлической платформы; 1 — автогидроподъемник, 2 — смонтированный шинопровод, 3 —лебедка с шинопроводом, 4 — монтажный ролик, 5 — траверса для подъема блоков шинопровода, 6 —веревочные оттяжки, 7 — блок шинопровода, 8 — монтажная площадка на мостовом кране, 9 —самоходные подмости, 10 — тросовая подвеска, 11 — кронштейн, 12 — гидравлическая подвеска, 13 — перекрытие
При окончательной сборке сварные швы зачищают стальными щетками и протирают чистой тканью, смоченной ацетоном или бензином. Следует обращать внимание на тщательное удаление остатков флюса, так как он способствует образованию коррозии шин. После изолировки стыков устанавливают крышки кожуха и уголки. Уголки на стыках сваривают на вставке из уголка того же размера. Собранные блоки доставляют на объект комплектно с опорными конструкциями в сварных контейнерах из легких прокатных профилей. Шинопроводы прокладывают горизонтально или вертикально.
Горизонтально шинопроводы прокладывают по напольным стойкам (рис. 152, а), по стенам и колоннам на кронштейнах, по строительным фермам (рис. 152, б) и на тросовых подвесках.
Для вертикальной прокладки по строительным конструкциям применяют специальные крепления, предотвращающие смещения шинопроводов. Тросовые подвески применяют лишь как вспомогательные крепления в больших пролетах, так как они не обеспечивают требуемой неподвижности шинопроводов.
В стыках монтажных блоков шины соединяют сваркой. При трудностях сварки шины соединяют в одноболтовых сжимах (рис. 153). Сжимы применяют также в местах, где необходим разбор шинопровода. Подъем монтажных блоков на опорные конструкции производят с применением средств механизации (рис. 154).
Монтаж распределительных шинопроводов.
Распределительные шинопроводы прокладывают в соответствии с проектом и по возможности без поворотов, на одном уровне, максимально приближая их к электроприемникам. В то же время шинопроводы располагают в производственных помещениях так, чтобы они не затеняли их и не создавали препятствий для перемещений людей и транспорта. Исходя из этих соображений, принята высота стойки 2,5 м. Однако за последнее время стали применять стойки высотой 0,5—1,0 м, если шинопроводы на них не препятствуют движению.
Монтаж распределительных шинопроводов на объекте состоит из операций установки секций, соединения их между собой, подключения питания от сети и выполнения ответвлений к электроприемникам.
Для крепления распределительных шинопроводов используют те же способы, что и для магистральных.
Ответвления (спуски) от шинопровода выполняют в ответвительных коробках, которые присоединяют к шинам через штепсельные окна. Спуски защищают стальными трубами, металлорукавами или другими конструкциями.
Вводные коробки монтируют в любом из стыков секций или на концах шинопровода. Ввод труб в коробку можно произвести сверху или снизу через съемные крышки.
Рис. 155. Опорные конструкции троллейных шинопроводов:
а, б — кронштейны на стене, в — напольная стойка, г — кронштейн на подкрановой балке
Монтаж троллейных шинопроводов.
Монтаж троллейных шинопроводов подобен монтажу магистральных. Крепление троллейных шинопроводов показано на рис. 155, а, б. Троллеи соединяют между собой специальными зажимами. Кожухи шинопроводов соединяют накладными муфтами или боковинами и крышками, закрепляемыми на винтах.
Каретки вводят в кожух шинопровода через специальные муфты, которые устанавливают на его концах. При числе кареток более двух дополнительные муфты (по числу кареток) устанавливают равномерно по трассе. Питание к шинопроводу подают бронированными кабелями или проводами в трубах через специальные вводные секции.
Особенностью монтажа шинопроводов является парная подвеска троллейных линий на прямоугольных несущих трубах сечением 30 x 60 мм, укрепленных на напольных стойках. Линии к трубам крепят через 3 м; стойки с траверсами (рис. 155, в) из той же прямоугольной трубы устанавливают через 6 м. Так же прокладывают шинопроводы Поперек металлических ферм зданий.
Монтаж осветительных шинопроводов.
В объем монтажа входят осмотр, проверка и комплектование; доставка на объект; подъем и крепление секций; стыковка секций или блоков; монтаж светильников и подключение их к шинопроводу; опробование и сдача в эксплуатацию. Если условия монтажа обеспечивают сохранность светильников, то последние устанавливают заблаговременно.
Осветительные шинопроводы прокладывают по строительным основаниям (стенам, потолкам), несущим прямоугольным стальным трубам, технологическим трубопроводам, фермам зданий, коробам распределительных шинопроводов. В качестве опорных конструкций (рис. 156) применяют кронштейны, хомуты, подвески.
Шинопровод ШОС73 в отличие от ШОС67 имеет штепсель не с четырьмя, а с пятью контактами, один из которых заземляющий, один — нулевой, а остальные — фазные.
Вилки разъемов заряжены тремя проводами (сечение жил 1 мм2); один из них заземляющий, а два другие служат для подключения однофазных приемников (фаза-нуль).
Шинопроводы ШОС могут быть использованы для питания как осветительных, так и маломощных силовых (до 2 кВт) нагрузок.
Рис. 156. Крепления осветительных шинопроводов:
а — на распределительном шинопроводе, б — на тросовых подвесках: 1 — подвеска, 2 — светильник, 3 — распределительный шинопровод, 4 — труба, 5 — штепсель, 6 — хомут, 7 — осветительный шинопровод, 8 — тросовая подвеска, 9 — поддерживающий трос
В этом случае штепсели заряжают четырехжильным шнуром (сечение жил 1,5 мм2).