Подшипники качения.
При обнаружении дефекта подшипники качения заменяют новыми такого же типа и каталожного номера.
Шариковые подшипники снимают с вала винтовыми или гидравлическими съемниками (рис. 90, а), передающими усилие на внутреннее кольцо. Роликовые подшипники, устанавливаемые раздельно, демонтируют по частям.
Рис. 90. Приспособления для демонтажа подшипников качения:
а — съемник для шарикоподшипника, б — приспособление с разъемной шайбой для снятия внутреннего кольца роликоподшипника, в — приспособление для выпрессовки роликоподшипника из корпуса
Внутреннее кольцо с вала снимают обычными подшипниковыми съемниками или съемниками с разрезной шайбой (рис. 90, б). Наружное кольцо с роликами извлекают из расточки щита приспособлением с выдвижными секторами (рис. 90, в).
Таблица 23. Разновидности неподвижной посадки шарико- и роликоподшипников на валу
В электрических машинах принята неподвижная посадка внутреннего кольца подшипника на вал (табл. 23). Наружное кольцо подшипника устанавливается в посадочное гнездо подшипникового щита с подвижной посадкой (скользящей или движения). Соблюдение посадок подшипников качения является обязательным условием их нормальной работы. Подшипники устанавливают на вал и в горячем, и в холодном состоянии с помощью прессов. Для нагрева подшипников применяют индукционные нагреватели или масляные ванны с электроподогревом. Нагрев подшипников выше 100° С не допускается из-за опасности отпуска стали. При напрессовке подшипника на вал усилие передают только на внутреннее его кольцо. Для этого используют монтажные стаканы, устанавливаемые между подшипником и штоком пресса.
В отличие от шарикоподшипников роликовые подшипники монтируют раздельно: внутреннее кольцо напрессовывают на вал, а наружное кольцо вместе с роликами . устанавливают в расточку подшипникового щита (корпуса).
В правильно посаженном подшипнике радиальный зазор между обоймой и телом качения, измеренный щупом, должен быть не менее значений, приведенных в табл. 24.
Таблица 24. Минимально допустимые зазоры в подшипниках качения
Диаметр вала, мм | Минимальный радиальный зазор подшипников, мм | |
шариковых | роликовых | |
20—30 | 0,005 | 0,01 |
35—50 | 0,01 | 0,02 |
55—80 | 0,015 | 0,03 |
85—120 | 0,02 | 0,04 |
Внутреннее кольцо подшипника должно плотно прилегать к заплечику вала. Наружное кольцо должно легко вращаться вручную.
После монтажа подшипника на вал расточку корпуса подшипника (свободное пространство между телами качения) заполняют консистентной смазкой. В подшипниках с частотой вращения вала до 1500 об/мин заполняют 2/3 свободного пространства. При более высоких частотах вращения вала заполняют только половину этого пространства. При больших количествах смазки подшипник перегревается, а смазка вытекает из корпуса.