Содержание материала

Подшипники качения.

При обнаружении дефекта подшипники качения заменяют новыми такого же типа и каталожного номера.
Шариковые подшипники снимают с вала винтовыми или гидравлическими съемниками (рис. 90, а), передающими усилие на внутреннее кольцо. Роликовые подшипники, устанавливаемые раздельно, демонтируют по частям. 
Приспособления для демонтажа подшипников качения
Рис. 90. Приспособления для демонтажа подшипников качения:
а — съемник для шарикоподшипника, б — приспособление с разъемной шайбой для снятия внутреннего кольца роликоподшипника, в — приспособление для выпрессовки роликоподшипника из корпуса
Внутреннее кольцо с вала снимают обычными подшипниковыми съемниками или съемниками с разрезной шайбой (рис. 90, б). Наружное кольцо с роликами извлекают из расточки щита приспособлением с выдвижными секторами (рис. 90, в).

Таблица 23. Разновидности неподвижной посадки шарико- и роликоподшипников на валу

В электрических машинах принята неподвижная посадка внутреннего кольца подшипника на вал (табл. 23). Наружное кольцо подшипника устанавливается в посадочное гнездо подшипникового щита с подвижной посадкой (скользящей или движения). Соблюдение посадок подшипников качения является обязательным условием их нормальной работы. Подшипники устанавливают на вал и в горячем, и в холодном состоянии с помощью прессов. Для нагрева подшипников применяют индукционные нагреватели или масляные ванны с электроподогревом. Нагрев подшипников выше 100° С не допускается из-за опасности отпуска стали. При напрессовке подшипника на вал усилие передают только на внутреннее его кольцо. Для этого используют монтажные стаканы, устанавливаемые между подшипником и штоком пресса.
В отличие от шарикоподшипников роликовые подшипники монтируют раздельно: внутреннее кольцо напрессовывают на вал, а наружное кольцо вместе с роликами . устанавливают в расточку подшипникового щита (корпуса).
В правильно посаженном подшипнике радиальный зазор между обоймой и телом качения, измеренный щупом, должен быть не менее значений, приведенных в табл. 24.

Таблица 24. Минимально допустимые зазоры в подшипниках качения


Диаметр вала, мм

Минимальный радиальный зазор подшипников, мм

шариковых

роликовых

20—30

0,005

0,01

35—50

0,01

0,02

55—80

0,015

0,03

85—120

0,02

0,04

Внутреннее кольцо подшипника должно плотно прилегать к заплечику вала. Наружное кольцо должно легко вращаться вручную.

После монтажа подшипника на вал расточку корпуса подшипника (свободное пространство между телами качения) заполняют консистентной смазкой. В подшипниках с частотой вращения вала до 1500 об/мин заполняют 2/3 свободного пространства. При более высоких частотах вращения вала заполняют только половину этого пространства. При больших количествах смазки подшипник перегревается, а смазка вытекает из корпуса.