Содержание материала

Типы шинопроводов.

Шинопроводом называют устройство для канализации электроэнергии, состоящее из голых или изолированных шин, изоляторов, соединительных, защитных и опорных конструкций. Шинопроводы распространены в установках напряжением до 1000 В.
Шинопроводы могут быть открытыми и защищенными в той или иной мере от воздействий окружающей среды.
Открытые шинопроводы представляют собой неизолированные шины, прокладываемые на изоляторах по опорным конструкциям на высоте не менее 3,5 м от пола и 2,5 м от настилов кранов. При этом должны быть обеспечены нормированные расстояния как между шинами, так и до окружающих объектов.
Защищенные шинопроводы по сравнению с открытыми имеют следующие преимущества: их поставляют комплектно, они имеют высокую заводскую готовность, небольшие габариты, ремонтопригодны, обеспечивают повышенную надежность при эксплуатации, могут быть многократно использованы и т. д. Номенклатура шинопроводов общепромышленного применения приведена в табл. 27. Кроме того, выпускают магистральные шинопроводы для агрессивных сред гальванических цехов серии ШМА-Х на токи 2500 и 4000 А и шинопроводы постоянного тока серий ШМАД и ШМАДК на токи 1600—6300 А.

Таблица 27. Номенклатура шинопроводов


Магистральные

Распределительные

Осветительные

Троллейные

Тип

Ток, А

Тип

Ток, А

Тип         |

Ток, А

Тип

j Ток, А

ШМА59-Н

4000

ШРА-73

250,
400, 630

ШОС67

25

ШТМ70

200

ШМА68-Н

2500, 4000

ШРА-73В

250,
400, 630

ШОС73

63

Ι11ΤΜ72

400

ШМА73
ШМА79

1600 1000, 1250, 1600, 2000, 2000, 3200, 400

ШРМ-75

100

ШОС73А

100

ШТМ73
ΙΠΤΑ75
ШТМ76

250
250
100

Обозначения шинопроводов: М — магистральный; Р — распределительный; ОС — осветительный; Т — троллейный: А — алюминиевые шины; М (после Р или Т) — медные шины; цифры означают год выпуска.
Шинопроводы различных серий и типов комплектуются из отдельных секций различной конфигурации и назначения. Секции могут быть прямые, угловые, гибкие, вводные, ответвительные, компенсационные, переходные и подгоночные. Длины секций унифицированы и кратны 770 мм. Подобрав секции различных конфигурации и вида, можно получить практически любой шинопровод.

Магистральные шинопроводы.

Магистральный шинопровод
Рис. 123. Магистральный шинопровод ШМА73:
а — прямая секция, б — поперечный разрез; 1 — фазные шины, 2 — изолятор, 3 — эластичная прокладка, 4 — верхняя крышка, 5 —  обойма, 6 — болт, 7 — боковая крышка, 8 —  изоляционная перегородка между шинами, 9 — угольник крепления шинопровода к опорной конструкции
Поперечное сечение пакета шинопровода ШМА
Рис. 124. Поперечное сечение пакета шинопровода ШМА79: 1 — нижняя обойма, 2 — крепежный болт, 3 —  скоба крепления, 4 — боковина, 5 — фазная шина, 6 —нулевая шина, 7—изоляция шин, 8 — изоляционная втулка, 9 — верхняя обойма

Магистральные шинопроводы собраны из алюминиевых прямоугольных изолированных шин, расположенных вертикально и зажатых внутри перфорированного кожуха между специальными изоляторами (рис. 123). Число шин в магистральных шинопроводах — 3, 4, 6 (три спаренных). Магистральный шинопровод состоит из прямых и угловых секций с поворотом шин на ребро и плоскость, ответвительных вертикальных и горизонтальных (в том числе с автоматами и рубильниками) секций и др. Шины соединяют в основном сваркой при укрупнительной сборке блоков.
Шины собирают внахлест так, чтобы совпадали отверстия для одноболтовых сжимов. Сваривают шины по ребрам стыка. Места соединений шин изолируют эпоксидными составами или лакотканью ЛЭС-0,15 на клее № 88.
Шины собирают внахлест так, чтобы совпадали отверстия для одноболтовых сжимов. Сваривают шины по ребрам стыка. Места соединений шин изолируют эпоксидными составами или лакотканью ЛЭС-0,15 на клее № 88.
В шинопроводе ШМА73 кожух состоит из двух боковин двутаврового сечения и верхней и нижней перфорированных стальных крышек. Боковины, как и шины шинопровода, выполнены из сплава АД31Т1. Такой кожух является жестким и несущим. Боковины используются в качестве нулевого провода.

Шинопровод ШМА79 (рис. 124) имеет пакетную модульную конструкцию. Модулем шинопровода служит пакет, образованный изолированными шинами вместе с плотно прижатым к ним на всем протяжении секции жестким кожухом.

Рис. 125. Секция ШМА79 с болтовым сжимом: а — секция в сборе, б — болтовой сжим перед соединением полусекций; 1, 4 — крепежная скоба, 2 — обойма, 3 — крепежный болт, 5 — крышка, 6 — боковина, 7, 12 — болтовые зажимы, 8 — изолятор болтового сжима, 9 — концы жил для сварного соединения, 10 — шина с открытым пазом, 11—полусекция с открытым пазом, 13—полусекция с болтовым сжимом

Двухпакетное исполнение шинопровода получают механическим соединением между собой двух модулей. Однопакетные шинопроводы на разные токи (1000, 1250, 1600 и 2000 А) выполнены в унифицированном кожухе одного габарита. Это облегчает переход с секций одного номинального тока на секции другого в линии шинопровода. Из модулей на указанные токи компонуют двухпакетные шинопроводы на токи 2500, 3200 и 4000 А.
Соединения шин секций шинопровода ШМА79 выполняют сваркой. При трудностях сварки используют специальную соединительную секцию, состоящую из двух полусекций с одноболтовым сжимом на их стыке. Одна из полусекций имеет открытый паз (вместо отверстия), что облегчает сборку секции (рис. 125).

Рис. 126. Устройства крепления магистрального шинопровода в пролете длиной 12 м между колоннами на продольном тросе:
1 — тросовый подвес, 2 — трос, 3 — стальная проволока, 4, 5 — сжимы, 6 — натяжная муфта,
7— хомут, 8 — стойка, 9 — кронштейн

Сварное соединение шин изолируют с помощью специального изолятора — гребенки, укрепляемой на верхней крышке кожуха.
Шинопровод ШМА79 пригоден для использования в четырех проводных сетях при напряжениях до 660/380 В. Нулевым проводом в этом шинопроводе является четвертая шина, сечение которой составляет 50 или 100% от сечения фазной шины.
Магистральные шинопроводы прокладывают на вертикальных стойках высотой 3 м. В качестве опорных конструкций применяют также кронштейны и тросовые подвески (рис. 126).

Распределительные шинопроводы.


Рис. 127. Распределительные шинопроводы ШРА: а — общий вид прямой секции ШРА73, б —шинопровод ШРА73В для вертикальной прокладки; 1 — шина, 2 — короб, 3 — изолятор, 4 —универсальная секция, 5 — прямая секция, 6 — кронштейн, 7 — ответвительная коробка, 8 — крышка

Распределительный шинопровод комплектуют из голых шин, расположенных горизонтально друг над другом внутри сплошного короба вдоль его вертикальной оси. Сплошной короб распределительного шинопровода (рис. 127, а) содержит шины, зафиксированные в пазах специальных изоляторов. Изоляторы закреплены в окнах короба. Таким образом шины могут перемещаться относительно изоляторов при колебаниях температуры. Нулевая шина внутри короба соединена с ним электрически. Как и магистральные, распределительные шинопроводы комплектуются прямыми и различными фигурными секциями, вводными и ответвительными коробками. Прямые секции длиной 3 м имеют по четыре окна с каждой стороны для штепсельного подключения ответвительных коробок. В местах ответвления на алюминиевые шины устанавливают медные накладки—неподвижные контакты штепсельного разъема. Окна закрыты крышками, которые снимают при монтаже ответвлений. Ответвительные коробки оборудуются автоматами, рубильниками, предохранителями, сигнальными устройствами.

На стыках секций шины соединяют внахлест с помощью болтов. Для соединения секций в кожухе шинопровода предусматривают специальные монтажные окна со съемными крышками.
На конструктивной основе шинопровода ШΡΑ73 выполнен шинопровод для вертикальной прокладки ШРА73В (рис. 127, б). Устройство шинопровода, применяемого в качестве магистрального стояка, создает удобства при поэтажном монтаже высотных зданий. В номенклатуру шинопровода ШРА73В входит универсальная раздвижная секция, снабженная двумя огнестойкими перегородками, полностью перекрывающими сечение кожуха. Перегородки можно переставлять через 100 мм и располагать их в зоне прохода шинопровода сквозь междуэтажное перекрытие. Этим повышается степень пожарной безопасности шинопровода.
Раздвижная конструкция универсальной секции позволяет располагать ответвительные коробки на необходимой высоте.
По условиям нагрева при вертикальной прокладке шин их номинальный ток должен быть снижен на 10—12%.
Шинопровод ШРМ75 с медными шинами создан на базе шинопровода ШOC73 и предназначен для четырехпроводных сетей с напряжением 380 В, а также может быть использован и как осветительный.
Распределительные шинопроводы крепят так же, как и магистральные: на стойках, кронштейнах, подвесках.

Осветительные шинопроводы.

Осветительные шинопроводы (рис. 128) предназначены для групповых четырехпроводных линий в сетях 380/220 В с нулевым проводом. В качестве проводников используют медные изолированные провода (ШОС67), алюминиевые шины, плакированные медью (ШОС73А), и медные шины (ШОС73). 
Осветительный шинопровод
Рис. 128. Осветительный шинопровод ШОС73:
а — общий вид, б — штепсельное соединение секций: 1 — прямая секция, 2 — соединительная муфта, 3 — ответвительный штепсель, 4 — провод к светильнику, 5 — гнездо розетки, 6 — изолятор

Троллейный шинопровод
Рис. 129. Троллейный шинопровод ШТМ72:
а — общий вид, б — поперечный разрез; 1 — троллей, 2  — крепление изолятора, 3 — серьга подвески, 4 — изолятор, 5 — короб, 6 — корпус соединительной муфты, 7 — уступ короба

Прямые и фигурные секции соединяют между собой четырехполюсным штепсельным разъемом. Каждая секция имеет с одной стороны гнезда, а с другой — штыри разъема. На прямых секциях снизу через каждые 500 мм смонтированы штепсельные гнезда, гнезда закрыты откидными крышками и служат для подключения светильников штепсельной вилкой. Короб каждой секции заземлен с помощью нулевого провода. Короба на стыке секций крепятся с помощью муфты винтами.
Шинопровод крепят на стенах, колоннах, фермах, перекрытиях, стойках. Часто в качестве несущих конструкций используют распределительные шинопроводы или специальные несущие трубы.
Светильники подвешивают к несущим конструкциям или непосредственно к осветительным шинопроводам. При этом общая нагрузка на 1 м шинопровода ШОС73 при максимальном пролете 3 м должна составлять не более 20 кг, а для ШОС67 — при максимальном пролете 2 м—12 кг.

Троллейные шинопроводы.

Троллейные шинопроводы (рис. 129) служат для питания подвижных электроприемников. К верхней крышке стального короба 5 шинопровода через одинаковые расстояния по его длине крепят разъемные изоляторы 4, сжимающие три или четыре голых медных провода фигурного сечения (троллея) так, что они выступают внутрь короба. Концы 1 троллеев выводят из коробов секций вразбежку для удобства соединения сваркой. Стыки секций осуществляют в муфтах 6, имеющих серьги 3 для подвески. Короб внизу имеет сплошную продольную щель для вывода подвижных электрических цепей от скользящего контакта. Токосъем осуществляется с помощью каретки (рис. 130), перемещающейся внутри короба по уступам на роликах 2. Боковые качания каретки предотвращают распорные ролики 1. Щетки каретки прижаты пружинами к троллеям. В контактном блоке на каждый троллей устанавливают две медно-графитовые щетки, рассчитанные на ток 25 А (ШТМ70) или 100 А (ШТМ72). Сдвоенные каретки имеют вдвое больше щеток и номинальный ток 50 или 200 А. Каретки вводят в шинопровод через соединительные муфты. Для механического соединения каретки с тельфером или кран-балкой служит комплектная ведущая скоба.
В номенклатуру шинопровода входят прямые (0,75; 1; 1,5 и 3 м), угловые (45 и 90°) и концевые секции, а также каретки, опорные конструкции и др.
Троллейные шинопроводы ШТМ70, ШТМ72, ШТМ73 и ШТА75 предназначены для питания приводов подъемно-транспортных устройств.
Четырехпроводный шинопровод многоцелевого назначения ШТМ76 разработан для питания приводов подъемно-транспортных механизмов грузоподъемностью до 50 кН однофазных, трехфазных или постоянного тока, однобалочных кранов, электрифицированных инструментов.

Рис. 130. Каретка троллейного шинопровода:
1 — распорный ролик, 2 — ходовой ролик, 3 — блок контактов, 4 —  щетка, 5 — основание, 6 —соединительные провода

В номенклатуре шинопровода ШТМ76 кроме прямых предусмотрены угловые (30 , 40 , 45, 50 , 60 и 90°), присоединительные, компенсационные, разделительные и концевые секции, а также специальные секции для оборудования стрелок однорельсовых дорог и для ввода кареток.
Компенсационные секции имеют гибкую вставку и устанавливаются в линии шинопровода через каждые 30 м.
Троллейные шинопроводы крепят с помощью кронштейнов на железобетонных и металлических подкрановых балках, а также вдоль монорельсов. Минимальная высота прокладки их — 3,5 м.