Выверка зазоров в подшипниках (рис. 94).
Зазоры между нижними вкладышами и валом (рис. 94, а) регулируют до монтажа машины. Они должны быть одинаковыми по длине подшипника. Для измерения зазоров используют способ оттисков. Свинцовые проволоки диаметром около 1 мм укладывают на вал и плоскость разъема вкладышей. Аккуратно установив верхний вкладыш, накладывают крышку подшипника и равномерно затягивают болты. Затяжка болтов должна быть достаточной для деформации всех проволок.
Проволоки, лежащие в зазоре на валу, будут деформированы меньше, чем проволоки, лежащие в стыке вкладышей, где зазора нет. Очевидно, разность толщин проволоки на валу и проволоки в стыке вкладышей после деформации будет равна величине зазора. Или с учетом возможности перекоса крышки при затяжке болтов
где а1 и а2 — верхние зазоры на концах подшипника, мм; с1 и с2 — толщины деформированных проволок на валу, мм; d1, d2, d3 и d4—толщины деформированных проволок в стыке вкладышей, мм.
Верхний зазор считают достаточно равномерным, если си и а2 отличаются друг от друга не более чем на 10%. Зазоры а( и а2 должны соответствовать заводским данным или быть в пределах, указанных в табл. 25.
Таблица 25. Величина верхнего зазора в разъемных подшипниках скольжения
Если по результатам измерений зазоры а1 и а2 отличаются больше чем на 10%, то измерение повторяют. При этом строго следят за равномерностью затяжки болтов.
Рис. 94. Измерение зазоров в подшипниках: а — между вкладышем и валом, б — между вкладышем и крышкой
Вторично вычисленная разность между a1 и а2, превышающая 10% и сохраняющая тот же знак, что и при первом измерении, указывает на неправильную расточку вкладышей. В этом случае требуется исправить расточку вкладышей или заменить их новыми.
Аналогично измеренный зазор между верхним вкладышем и крышкой подшипника (рис. 94, б)
должен быть в пределах 0,05—0,1 мм (е1 и е2 — толщины деформированных проволок между крышкой подшипника и вкладышем в верхних точках по обе стороны от продольной оси; b1, b2, b3 и b4 — толщины деформированных проволок в стыке крышки и корпуса подшипника).
Величина зазоров в подшипниках скольжения имеет большое значение для их работы. В очень малых зазорах не формируется масляный клин, поднимающий вал над вкладышем. Это приводит к перегреву подшипника. При слишком больших зазорах толщина масляного клина оказывается чрезмерной, в результате чего его несущая способность становится недостаточной. В процессе работы подшипника вал сначала приподнимается клином, а затем проваливается в него, ударяясь о нижний вкладыш, и таким образом подшипник быстро изнашивается.
Окончательное крепление стояков к фундаментной плите производят после выверки зазоров a1, а2 и b и регулировки осевого разбега ротора.
Выверка воздушных зазоров.
Неравномерность воздушного зазора приводит к магнитной асимметрии машины, в результате чего в рабочем режиме может возникнуть чрезмерная вибрация, которая особенно опасна для быстроходных машин.
В машинах с явно выраженными полюсами воздушные зазоры измеряют под серединой каждого полюса с обоих торцов машины. В машинах постоянного тока с петлевой обмоткой якоря зазоры под главными полюсами могут отличаться от среднеарифметического значения не более чем на 10% при номинальном зазоре 3 мм и ниже и не более чем на 5% при номинальном зазоре выше 3 мм. Эти допуски вдвое больше для машин с волновой обмоткой якоря. Во всех случаях отклонения воздушных зазоров под серединами добавочных полюсов от среднеарифметического всех зазоров должны быть не более 5%.
В асинхронных машинах и синхронных машинах с неявно выраженными полюсами зазоры измеряют на обоих торцах машины в диаметрально противоположных точках окружности расточки статора по обеим осям симметрии. При больших диаметрах ротора зазор измеряют в восьми точках окружности ротора. Дополнительные четыре точки располагают в серединах промежутков окружности, образованных первыми четырьмя точками.
Отклонения воздушных зазоров от среднеарифметического в синхронных тихоходных и в асинхронных машинах должны быть не более 10%, а в синхронных быстроходных машинах — не более 5%.
Для всех машин зазор в каждой из намеченных точек измеряют трижды, последовательно поворачивая ротор вокруг оси на 120°.
Значение величины зазора получают как среднеарифметическое трех результатов измерения. Средний зазор машины, от которого определяют отклонения зазоров в контрольных точках, вычисляют как среднеарифметическое результатов всех 24 или 12 измерений с каждого торца машины.
Особенности монтажа машин с разъемным статором. При подготовке половин статора к монтажу тщательно проверяют сохранность обмоток и переходных секций, укладываемых на стыках статора. Статор тщательно очищают и продувают сухим сжатым воздухом. Особое внимание уделяют продувке вентиляционных каналов сердечника.
Сначала на фундаментную плиту монтируют стояки подшипников и выверяют совпадение их осей с осью машины с помощью монтажной струны. Затем на плиту, сняв монтажную струну, устанавливают нижнюю половину статора. Восстанавливают осевую монтажную струну и выверяют по ней при помощи микроштихмасов положение расточки нижней половины статора. Укладывают ротор шейками вала в нижние вкладыши подшипников. Проверяют плотность прилегания вала к вкладышам на краску и пригоняют подшипники. Регулируют воздушный зазор между ротором и нижней половиной статора, изменяя толщину пакетов подкладок под лапы статора. Затем производят центровку валов агрегата, после чего тщательно очищают плоскости разъема обеих половин статора. Листы активной стали половин сердечника в стыке не должны выступать из плоскости более чем на 0,2 мм. Если выступ листа превышает 0,2 мм, то его аккуратно опиливают или сшабривают, очищают стальной щеткой и продувают сжатым воздухом. Проверяют зазор в разъеме станины: для плотности стыка активной стали необходимо, чтобы плоскость разъема последней выступала над плоскостью разъема станины на 0,15—0,20 мм на каждой половине· статора. В монтаже машин постоянного тока эта операция отсутствует.
На торцы листов активной стали в разъеме статора укладывают несколько пластин листовой стали для предохранения их от удара при стыковке. Затем осторожно устанавливают верхнюю половину статора. Проверяют зазор между верхней половиной статора и ротором и, если он Достаточен, убирают прокладочные пластины стали из стыка.
Проверяют воздушный зазор и при необходимости регулируют его, изменяя положение статора и подшипниковых стояков. Затягивают болты стыка станины, при этом щупом толщиной 0,05 мм проверяют зазор: щуп не должен проникать в стык после затяжки более чем на 5 мм. В стыке станин машин переменного тока перед затяжкой должен быть зазор 0,3—0,5 мм, в машинах постоянного тока зазора не должно быть.
Затянув болты стыка половин статора, проверяют равномерность воздушных зазоров. Затем затягивают фундаментные болты, закрепляя статор на плите, и снова контролируют воздушные зазоры.
В точном соответствии с заводской инструкцией на стыках статора укладывают в пазы статора стержни или катушки части обмотки, лобовые участки которой попадают в плоскость разъема. В машинах постоянного тока соединяют между собой катушки обмотки возбуждения и компенсационную обмотку. Обычно изоляция статорных обмоток выполняется с применением микалент, упругость которых повышается при нагреве. Поэтому при укладке обмотки на стыках статора изолированные стержни нагревают током или в специальных нагревателях до 85—95° С. Заклинивают обмотку с обоих торцов статора. Плотность прессовки обмотки в пазах обеспечивается подкладкой под клинья полос электрокартона. Обмотки на стыках статора соединяют пайкой или болтами. Перед соединением контактные поверхности облуживают, если эта операция не выполнена на заводе-изготовителе. Контактные соединения изолируют в соответствии с инструкцией завода.
Проворачивают вал машины. Накладывают на вал верхние вкладыши подшипников и выверяют верхний и боковые зазоры. Устанавливают крышку подшипника, контролируют ее зазоры и затягивают вкладыши. Регулируют осевой разбег вала и закрепляют подшипниковые стояки на фундаментной плите. Снова контролируют зазоры в подшипниках и проворачивают вал для проверки свободы вращения.
Подшипники уплотняют, заправляют маслом, присоединяют маслопровод системы принудительной смазки и контролируют ее работоспособность .
Монтируют токособирательную систему (верхнюю половину траверсы, бракеты, щеткодержатели, щетки), шинные выводы обмотки статора и выводные изоляторы. Проводники от траверсы машин постоянного тока соединяют с катушками добавочных полюсов и выводными изоляторами. Внешние цепи машины от выводов до распределительного устройства прокладывают в соответствии с проектом. В машинах переменного тока обращают внимание на соблюдение правильного порядка следования фаз.