Содержание материала

Методика «Стресс».

Общепризнанно (в том числе и со слов самих операторов), что стресс является неотъемлемым компонентом повседневной жизни и профессиональной деятельности оперативного персонала АЭС. Известны многочисленные случаи, когда стресс становился источником отказов и ошибок, совершаемых операторами АЭС. Однако известны и случаи, когда стресс играл конструктивную роль в поведении операторов, «вытаскивавших» энергоблок из безнадежных ситуаций. Как же все-таки относиться к стрессу операторов, как его предвидеть и предупредить, что делать, если стрессовые ситуации все же возникают? Чтобы реально продвинуться в этом направлении, необходимо прежде всего осмыслить существующий опыт поведения операторов АЭС в стрессовых ситуациях и научиться прогнозировать их возникновение. На решение данной задачи направлена описываемая далее методика «Стресс» [13].
В § 1.4 приведен краткий обзор наиболее популярных моделей стрессового поведения операторов. Основными компонентами этих моделей являются параметры (сила и длительность) стрессогенного воздействия на оператора (внешние факторы), уровень возникающего при этом стресса (состояние оператора) и, как результат, наблюдаемая эффективность деятельности (выходные показатели). Иначе говоря, стрессовое поведение оператора представляется в виде модели (2.1) «вход-выход-состояние», рассмотренной в § 2.1 и положенной в основу настоящего исследования.
В рассматриваемой методике в качестве предмета исследования выступает деятельность оператора, осуществляемая в условиях отдельной стрессогенной технологической ситуации (необходимо отметить, что стресс, вызванный социальными, личными и другими причинами, не рассматривается в рамках настоящего исследования). Объектами исследования являются 37 внешних факторов, характеристик и переменных состояния оператора и выходных показателей эффективности деятельности. Структура модели стрессового поведения приведена на рис. 6.3. В качестве выходных показателей Υ рассматриваются 3 показателя качества и эффективности деятельности (у1; ..., у3). В качестве стрессогенных внешних факторов - F, учитываемых в данной модели, выступает 21 фактор рабочей среды (Д, ..., /21), характеризующий условия деятельности и напряженность стрессогенного воздействия на оператора. Состояние оператора - X описывается с помощью 9-ти его индивидуальных характеристик (х1, ..., х9) и 4-х переменных (хстресс 1, ..., хстресс 4) - субсиндромов стресса (вегетативный, эмоциональный, когнитивный, социальный), отражающих характер и силу выраженности стресса.
Внешние факторы и индивидуальные характеристики образуют шесть групп:
подготовленность - обученность оператора и обеспеченность его деятельности в исследуемой ситуации;
функциональное состояние - психофизиологическое состояние, в котором находился оператор в момент возникновения исследуемой ситуации;
личные качества - индивидуальные особенности поведения оператора в стрессогенных условиях;
психофизиологическая напряженность исследуемой ситуации; интеллектуальная напряженность - объем и сложность когнитивной деятельности, сопровождающей процесс принятия решений в исследуемой ситуации;
эмоциональная напряженность - сила эмоционального воздействия ситуации и создаваемой ею обстановки на оператора.
Проявление некоторых факторов и индивидуальных характеристик предшествует исследуемой ситуации, другие сопровождают и характеризуют ситуацию, третьи проявляются после, а иногда еще и во время нее. В табл. 6.9 для каждой из трех фаз развития стрессогенной ситуации (до, во время, после) перечислены действующие в ней компоненты модели (внешние факторы, характеристики и переменные состояния, выходные показатели).
Воспользуемся моделью (2.1) и перечисленными выше компонентами для формирования модели стрессового поведения. В предположении линейного характера зависимости Ф уравнение состояния модели стрессового поведения будет иметь следующий вид:
(6.5а)
где wi, wj - весовые коэффициенты, а уравнение выхода:
(6.56)
Идентификация полученной модели (т.е. определение значений весовых коэффициентов w и вида функции Ψ) может быть выполнена в результате регрессионного анализа контрольной выборки данных о поведении операторов АЭС в различных стрессовых ситуациях. Формирование такой выборки осуществляется с помощью экспертного описания стрессовых ситуаций, имевших место в практике оперативного персонала.
Модель стрессового поведения оператора АЭС
Рис. 6.3. Модель стрессового поведения оператора

Описание стрессовой ситуации включает в себя измерение всех четырех компонентов модели (6.5), а именно: факторов рабочей среды, индивидуальных характеристик, уровня стресса и выходных показателей. В эргономике и инженерной психологии известны различные способы измерения указанных компонентов - от инструментальных до эвристических. Для измерения профессионального стресса используются четыре основные методики, в основе которых лежат физиологические, биохимические, психологические и поведенческие измерения. Так как настоящее исследование носит ретроспективный характер (рассматриваются ситуации, происходившие ранее в практике оперативного персонала АЭС), единственным источником данных являются сами операторы, а методом сбора и регистрации этих данных - метод экспертных оценок.
Для описания стрессовых ситуаций используется анкета, в которой эксперт анализирует одну из нештатных технологических ситуаций, случавшихся в его практике. Необязательно, чтобы это была авария или инцидент, достаточно того, чтобы респондент ощутил в ней определенные трудности, запомнившиеся ему более всего.  
Таблица 6.9. Фазы проявления компонентов модели

Анкета состоит из четырех разделов (см. Приложение 5):

  1. информация об эксперте на момент описываемых событий (вопросы 1-7: возраст, образование, должность, стаж работы в этой должности, стаж оперативной работы, самооценка уровня подготовленности);
  2. открытый вопрос об основных проблемах, возникающих в операторской деятельности на данной должности (вопрос 8);
  3. открытое вербальное описание ситуации (вопрос 9);
  4. закрытые вопросы 10-49, направленных на оценку 37 компонентов модели - факторов рабочей среды, индивидуальных характеристик, уровня стресса и выходных показателей. Для оценки компонентов модели используются следующие шкалы:

номинальная с однозначным выбором ответа (19 вопросов); номинальная с многозначным выбором ответа (13 вопросов); количественная (баллы, интервалы, вес) (7 вопросов);
ассоциативная (график, отражающий характер процесса) (1 вопрос).

Обработка экспертных оценок.

Целью обработки данных, полученных в результате экспертного опроса, является подтверждение или опровержение следующих гипотез.

  1. Качество (адекватность, полнота и неизбыточность) разработанных шкал оценивания удовлетворяет поставленным задачам исследования. Косвенными признаками качества вопроса и шкалы оценивания являются: распределение частоты ответов на данный вопрос (востребованность ответов); добавление экспертами новых, не предусмотренных заранее ответов; относительное число экспертов, не ответивших на данный вопрос; относительное число экспертов, использовавших возможность многозначного выбора в соответствующих вопросах.
  2. Существует зависимость между внешними факторами и индивидуальными характеристиками, входящими в одну и ту же группу (см. рис. 6.3). Данная зависимость может проявляться всегда или только в частных случаях, например: только в сложных ситуациях; в ситуациях, в которых оператор перенес стресс; в ситуациях, в которых бьша совершена ошибка. Проявление таких зависимостей характерно для логически объяснимых взаимосвязей между компонентами модели, а также для избыточных (неортогональных) факторов или характеристик.
  3. Существует зависимость между внешними факторами и индивидуальными характеристиками, не входящими в одну группу. Это позволяет выявить логику возникновения условий для стресса. Однако проявление таких зависимостей может быть и совершенно случайным, не поддающимся никакому объяснению.
  4. Существуют факторы и индивидуальные характеристики, непосредственно влияющие на: субъективную сложность ситуации для оператора; нехватку времени; силу и характер стрессовых реакций, возникающих у оператора; число и характер совершенных оператором ошибок. Эти зависимости образуют основу модели (6.5).
  5. Технологические ситуации, имеющие место на АЭС и воспринимаемые операторами как экстремальные, характеризуются некоторыми общими стереотипными признаками. О наличии таких признаков свидетельствует распределение значений факторов и индивидуальных характеристик.

Обработка и анализ экспертных оценок предполагает: анализ частотных диаграмм ответов (исследование гипотез 1,5); оцифровку и нормирование качественных шкал; вычисление выборочных парных коэффициентов корреляции (исследование гипотез 1-3); регрессионный анализ (идентификация модели (6.5)).

Состав экспертов.

В качестве экспертов в описании стрессовых ситуаций выступали операторы КлнАЭС и ИАЭС. Общее число экспертов - т = 30. Во время описываемых событий эксперты занимали следующие оперативные должности: НС АЭС - 2, НСБ - 5, НСРЦ - 3, НСТЦ - 3, НСЭЦ - 2, НСХЦ - 1, НСЦТАИ - 1, ВИУР - 4, ВИУТ - 6, инженер АСУ ЦТАИ - 1, ОХВО - 1, старший мастер ЭЦ - 1 эксперт. Состав экспертов характеризуется следующими возрастными и квалификационными показателями (в годах):

где хср - среднее арифметическое; R - вариационный размах; σ2 - дисперсия; V - коэффициент вариации; а - коэффициент асимметрии (при а > 0 смещение влево).
Перед заполнением анкеты эксперты выполняли самооценку уровня подготовленности к работе в своей должности во время описываемых событий. Самооценка выполнялась по пятибалльной шкале с промежуточными оценками (например, четыре с плюсом). Средняя оценка - 4 балла (необходимо отметить тенденцию к небольшому занижению своей квалификации).  Так как при описании личного опыта поведения в таких ситуациях эксперты упоминали свои ошибки, опрос имел анонимный характер (точнее, эксперт вправе был сам решать — подписывать анкету или сохранить анонимность). Опыт показывает, что далеко не всегда операторы склонны открыто говорить о своих промахах - по признанию одного из респондентов «нежелание делиться своими ошибками обусловлено тем, что все равно «следы» ошибок влияют на карьеру».