Содержание материала

Если многофазные модели отображают деятельность в виде унифицированной однородной последовательности фаз, то основная идея многоуровневых моделей -  выявить в работе оператора разные по характеру и психической природе виды (уровни) деятельности. В качестве критерия классификации видов деятельности могут выступать:
тип поведения (в модели Расмуссена [170] выделяются три типа поведения: поведение, основанное на навыках, на правилах и на знаниях; другие модели ограничиваются двумя, например, знания и умения);
характер задачи (чаще всего выделяются задачи трех типов -  регулирование и незначительная коррекция параметров ТОУ; переключения и смена режима, осуществляемые в штатных условиях; аномальные ситуации);
степень структурной обобщенности (обычно рассматриваются три-четыре уровня структурной иерархии: действия, операции, функции, задачи - более подробно см. § 3.3).

Достоинства и недостатки многоуровневых моделей.

Применение многоуровневых моделей характерно для многих (особенно зарубежных) современных исследований СЧМ и не ограничено каким-либо видом операторской деятельности. Многофазные и многоуровневые модели имеют один и тот же недостаток - качественность и абстрактность, что, однако, не снижает их значимости, особенно при совместном применении с количественными, более формализованными методами.
В литературе по инженерной психологии и эргономике приводятся также и другие классификации методов моделирования деятельности оператора и СЧМ в целом. Так, в справочнике [34] модели, используемые для описания операторской деятельности, разделены на следующие три основных класса:
алгебраические формальные системы, предназначенные для количественной оценки операторской деятельности - марковские процессы, модели теории массового обслуживания;
языковые формальные системы, позволяющие описывать функционирование оператора - формальные грамматики, логические автоматы, логико-лингвистические модели, сети Петри;
языково-алгебраические системы, сочетающие описательные способности и возможности количественного оценивания — функциональные и вероятностно-алгоритмические сети, сети PERT, GERT и др.
В справочнике [86] методы описания деятельности также объединены в три класса: инженерно-психологические, предназначенные для исследования рабочего процесса и поведения оператора, психофизиологические, позволяющие исследовать организацию физиологических функций организма человека-оператора, и математические, применяемые для формализованного описания и построения моделей деятельности оператора.
Автор монографии [23] в предлагаемой им классификации различает следующие виды моделей деятельности оператора: системно-структурные, ориентированные на анализ структуры внешних связей оператора; структурно-психологические, предназначенные для выявления психологических факторов сложности деятельности; структурно-компонентные, разделяющие деятельность на структурные элементы; алгоритмические; дискретные; импульсные; аналоговые модели.