Содержание материала

Как уже было показано, деятельность операторов по управлению ЭБ АЭС носит групповой характер. Важность взаимопонимания и согласованности действий операторов смены трудно переоценить.  Эго подтверждается особой скрупулезностью, с которой опытные операторы подходят к вопросам комплектации своей смены, а также ответами операторов на вопрос «Если бы что-либо могло стать безупречным в Вашей работе на БЩУ, что Вам бы хотелось?», опубликованные в работе [136]. В качестве ответов прозвучало: содействие друг другу; совместное решение возникающих проблем; работа в команде; четкое взаимодействие друг с другом и другими подразделениями.
Основу групповой деятельности составляет взаимодействие членов оперативной смены друг с другом, благодаря которому реализуется территориально распределенный и функционально разнородный процесс управления АЭС. Основными задачами такого взаимодействия являются:
передача оперативных распоряжений и уведомление об их исполнении;
получение дополнительной информации в процессе распознавания и диагностики ситуации;
координация и синхронизация, совместных действий по преодолению ситуации.
Если взаимодействующие операторы находятся в зоне видимости и слышимости, то их общение происходит непосредственно. Это общение приобретает огромную значимость в ситуациях, когда необходимы очень быстрые и слаженные действия, от четкости и синхронности которых зависит состояние блока. Зачастую в сменах складываются свои субъективные правила и стереотипы такого общения, когда операторы способны без слов и лишних распоряжений быстро и точно понять друг друга. Примером такого места с локальной концентрацией операторов является БЩУ. Однако это лишь малая часть оперативного персонала, в то время как большинство операторов удалены друг от друга и взаимодействуют либо «отложенным» способом (при встрече), либо с помощью средств коммуникации. Рассмотрим их более подробно.
Наиболее широко распространенным средством коммуникации персонала АЭС является телефонная связь, обеспечиваемая собственной автоматической телефонной станцией. В качестве основного средства коммуникации, позволяющего вести оперативные переговоры, используются коммутаторы (пульты) оперативной связи, установленные на рабочих местах операторов и руководителей АЭС. Помимо обычного телефонного диалога такие коммутаторы предоставляют возможность многостороннего обмена информацией в режиме конференции, выхода на громкоговорящую связь, фиксации оперативных и диспетчерских переговоров на магнитной ленте. Статистический анализ информационной загрузки ВИУРа энергоблока с ВВЭР-1000 показывает, что телефонные переговоры занимают около 20% в общем потоке требований.
При ведении переговоров из мест, не оборудованных телефоном (например, промплощадка, машзал), используются средства радиосвязи - радиостанции и радиотелефоны. Их безусловное преимущество - мобильность, недостатки - подверженность помехам и способность самим их вызывать. История знает немало случаев воздействия таких помех не только на работу систем управления АЭС, но и на навигационное оборудование самолетов, систем наведения и др.
Сам процесс коммуникации операторов можно представить в виде простой схемы, отображающей одну транзакцию взаимодействия (рис. 3.6). Отправитель, руководствуясь известным ему намерением, формирует сообщение, после чего воспроизводит его доступными средствами настолько точно, насколько это возможно. Получатель принимает с&общение и интерпретирует его, выявляя заложенный в нем смысл. Взаимодействие можно считать успешным, если смысл, заложенный в сообщение отправителем, адекватен смыслу, извлеченному из него получателем.

Рис. 3.6. Модель процесса коммуникации [106]

Процесс коммуникации на АЭС подчиняется определенным правилам ведения оперативных переговоров. Эти правила предписывают формулирование и изложение оперативных распоряжений в четкой и краткой форме, а в наиболее ответственных случаях предполагают обратную связь, когда подчиненный, выслушав распоряжение (получив сообщение), должен дословно повторить его текст и получить подтверждение, что распоряжение понято правильно. Это, однако, не гарантирует адекватность передачи смысла, выявляемую чаще всего лишь по тем действиям, которые начинает затем выполнять получатель.
Анализ более 500 актов взаимодействия, описанный в работе [106], выявил следующие проблемы коммуникации. Со стороны отправителя сообщения это:
ошибочное или противоречащее другой информации содержание сообщения;
неприемлемое для получателя содержание сообщения (не та терминология или уровень знаний; наблюдается почти в каждом пятом посланном сообщении);
неадекватное воспроизведение сообщения (для устных сообщений - невнятная речь, не те слова; для письменных - опечатки, неразборчивое изображение);
неотправленное, несвоевременно отправленное или адресованное не туда (не тому) сообщение;
недостаточная убежденность в том, что сообщение было принято и правильно понято получателем.
Со стороны получателя сообщения были выявлены следующие проблемы:
получатель не ожидал сообщения или не знал, откуда его ждать;
получатель преднамеренно или случайно не обнаружил сообщение или пропустил его;
неверное восприятие или понимание содержания сообщения; неподтверждение приема и интерпретации сообщения.
Мы рассмотрели вопросы организационного обеспечения деятельности операторов, такие как состав и структура смены, способы взаимодействия операторов, график сменной работы, и теперь вплотную подошли к более детальному изучению других важных задач обеспечения деятельности, связанных с ее содержательным наполнением. Однако, прежде чем перейти к описанию технической документации и вопросов подготовки операторов, составляющих данный вид обеспечения, рассмотрим структуру и основные содержательные элементы деятельности оператора ЭБ АЭС.