Чтобы получить общее представление о характере ошибочных действий персонала АЭС, попытаемся, используя существующую мировую статистику ошибок, ответить на следующие вопросы: какова относительная частота ошибок операторов на АЭС и к чему они приводят; в каких ситуациях совершаются и в чем состоят; каковы их основные причины?
Частота ошибок.
В ядерной энергетике, как и во многих других отраслях, процент аварий по вине персонала достаточно велик. Примерно половина аварийных ситуаций на АЭС, в том числе и самых серьезных, прямо или косвенно связана с ошибками человека-оператора [176]. По разным оценкам по вине оператора произошло от 15 до 40% всех аварий и от 20 до 80% всех нарушений в работе АЭС. Столь широкий диапазон оценок обусловлен различными методиками сбора данных и разноречивой интерпретацией самого понятия «ошибка». В табл. 5.22 приведены некоторые статистические данные об ошибках персонала АЭС, взятые из различных литературных источников. На первый взгляд, очевидно, что эта информация носит фрагментарный и довольно противоречивый характер, а следовательно, не может служить надежной основой для выводов о каких-либо тенденциях изменения влияния человеческого фактора.
Таблица 5.22. Относительная доля инцидентов (нарушений, аварийных остановок, аварий) по вине персонала (по данным из [1,29,31,59,65,93,101,130,132,158-160,174])
Страна | Год (период) | Число инцидентов | По вине персонала (%) | Примечание |
МАГАТЭ | 1986 | _ | 17,5 | — |
СССР, | — | — | 15-20 | Непосредственно из-за ошибок человека 5-10% |
Россия |
|
|
| |
СССР | 1989 | 117 | 46 | — |
СССР | 1989-1993 | 137 | 30 | АЭС с ВВЭР-1000/338 7 реакторов НИИАР |
СССР | 1960-1990 | 1142 | 8-41 | |
США | 70-е гг. | — | 21 | — |
США | 1974 | 468 | 19 | 40 реакторов PWR |
США | 1975 | 638 | 18 | 51 реактор PWR |
США | 80-е гг. | — | 30 | — |
США | 1985-1986 | 169 | 67 | АЭС San Onofre |
США | — | 31000 | 16 | При серьезных инцидентах - до 50% |
США | — | — | 44-52 | — |
Франция | 1985-1988 | — | 50 | — |
Франция | 1985-1988 | 1500 | 40 | — |
ФРГ | — | — | 29 | — |
ФРГ | 1975-1995 | 3000 | 22 | — |
Щвейцария | 1986-1992 | 197 | 60 | Ошибки операторов 10% |
Япония | — | — | 19 | — |
Канада | 1985-1988 | 520 | 31 | АЭС Brice А |
Для получения значимой информации необходимо унифицировать и систематизировать сбор данных об ошибках и их причинах. Это по силам лишь организациям, функционирующим на наднациональном и надкорпоративном уровне, таким как МАГАТЭ, в котором подобная программа действует в рамках миссии ASSET (Analysis of Safety Significant Events Team - группа анализа событий, важных для безопасности) в течение последних десяти лет.
Последствия ошибок.
Не все ошибки, допускаемые персоналом, приводят к последствиям, да и сами последствия ошибок существенно зависят от режима работы АЭС. Так, только 70% ошибок человека на японских АЭС повлияли на изменение мощности. При этом 54% из них приводили к остановке реактора, 15% — к снижению мощности. Как правило, в этих случаях результатом ошибок становятся экономические потери, которые несет станция и эксплуатирующая организация. Однако хорошо известны и другие ошибки, приведшие к серьезным авариям (на АЭС США - Davis Besse (1985 г.), Crystal River-III (1991 г.), Salem-I (1994 г.)) и даже к катастрофическим последствиям (АЭС Three Mile Island-II в США (1979 г.) и Чернобыльская АЭС-IV в СССР (1986 г.)).
В последнее время особенно отмечается, что последствия ошибочных действий персонала могут проявиться не сразу. По данным EdF (Electricite de France) [159] в более чем 600 инцидентах, происшедших по вине персонала, немедленное наступление последствий ошибок наблюдалось лишь в половине случаев; другая половина инцидентов произошла с задержкой относительно момента совершения ошибки. Примерно в половине из 83% случаев на АЭС Германии [160], когда последствия ошибок проявились с задержкой, величина этой задержки составляет от 15 мин до нескольких часов, в трети случаев - превышает 8 ч. С.А. Чачко, рассматривая латентный период последствий ошибок, выделяет три фазы движения от ошибки к аварии:
фазу накопления, в течение которой персоналом допускаются незначительные отклонения от норм ведения процесса (как правило, на этой стадии ошибки и нарушения внешне никак не проявляются);
фазу инициации аварии, когда происходит событие (как правило, редкое и неожиданное), для которого ранее совершенные ошибки становятся значимыми и опасными;
фазу «взрыва», когда авария становится необратимой и развивается настолько стремительно, что у оператора не остается ни времени, ни средств для ответных действий.
Приведенная здесь статистика ошибок настораживает - не является ли персонал АЭС источником лишь постоянных неприятностей и инцидентов? Нет, ведь известны многочисленные случаи, когда операторы спасали ситуацию - принято считать, что оперативный персонал предупреждает до 70% возможных инцидентов на АЭС [87].