Содержание материала

Оперативный персонал предназначен для несения круглосуточного дежурства на всех ключевых постах управления технологическими процессами и оборудованием АЭС. Доля оперативного персонала, как правило, составляет 15-20 % общего числа работников АЭС. Весь оперативный персонал разделен на смены. Обычно комплектуются шесть-семь смен, четыре из которых работают (три смены по 8 ч и одна - на текущем отдыхе), одна находится в отпуске, одна на учебе и одна в резерве (болезни, отгулы и пр.). Смена комплектуется из оперативных работников - представителей основных технологических и вспомогательных подразделений АЭС. В зависимости от типа и размера АЭС, численность одной смены может колебаться от 50 до 150 человек. Оперативные работники, входящие в смену, образуют полноценный рабочий коллектив, способный в полной мере обеспечить эффективное и безопасное ведение всего технологического цикла на АЭС. К оперативному персоналу АЭС относятся:
персонал, обслуживающий производственные участки;
оперативно-наладочный персонал, выполняющий наладочные работы на оборудовании и в системах;
оперативно-ремонтный персонал, выполняющий обслуживание и оперативные переключения на производственных участках;
руководящий оперативный персонал - начальник смены АЭС, дежурные диспетчеры, дежурный инженер энергопредприятия.

Состав и структура оперативной смены в значительной степени зависят от конкретной АЭС - числа энергоблоков, их мощности, типа реакторов, специфики производства и др. Часть оперативных работников (40% для 4-блочной АЭС с ВВЭР-440 [31]) занята обслуживанием общестанционных технологических систем, остальные распределены по энергоблокам. За редким исключением АЭС объединяет энергоблоки одного типа и мощности, поэтому состав оперативного персонала на всех блоках одинаков. Упрощенная структура смены АЭС приведена на рис. 3.3.
Оперативное руководство эксплуатацией электростанции осуществляет начальник смены АЭС - главное оперативное лицо на АЭС, которому подчинен весь персонал работающей смены. Основная задача НС АЭС - координация работы всех подразделений и энергоблоков станции, а также руководство действиями персонала при авариях, отказах, стихийных бедствиях, пожарах и других нарушениях в работе АЭС. НС АЭС, в свою очередь, оперативно подчинен дежурным диспетчерам энергосистемы, в которую включена данная АЭС, и диспетчерам концерна «Росэнергоатом», осуществляющим наблюдение за работой всех АЭС на территории страны.
В непосредственном подчинении у НС АЭС находятся начальники смен блоков, задача которых - оперативное руководство эксплуатацией «своего» энергоблока в соответствии с заданным графиком нагрузки. НСБ руководит операциями по пуску, остановке и изменению режимов работы блока, а также перегрузкой топлива в реакторе. Иногда энергоблоки объединяются в «очереди», особенно на АЭС, состоящих из нескольких различных по мощности или по модификации энергоблоков. В этом случае в состав смены добавляется начальник смены очереди, выполняющий порой функции НСБ двух соседних парных (одинаковых) блоков. На некоторых энергоблоках функции НСБ выполняют заместители начальника смены станции (ЗНСС).
схема оперативного управления АЭС

Рис. 3.3. Упрощенная схема оперативного управления АЭС

НСБ является одним из основных операторов АЭС. Его рабочее место - БЩУ, где вместе с ним несут дежурство два других основных оператора — ведущий инженер по управлению реактором и ведущий инженер по управлению турбиной. Задачи ВИУРа - оперативное управление с БЩУ ядерным реактором, его пуск, остановка, подъем и снижение мощности в соответствии о заданным графиком и режимными картами. В случае угрозы нарушения безопасности АЭС ВИУР вправе самостоятельно (без какого-либо разрешения или указания) остановить реактор или перевести его в глубоко подкритическое состояние. ВИУТ, также с БЩУ, осуществляет оперативное управление турбоагрегатом и его технологическими системами, производит переключения и операции по пуску и остановке оборудования, регулирует работу генератора.
Оперативная подчиненность, обязанности и взаимоотношения основных операторов смены очевидны, хотя и не лишены неоднозначностей, например:
в ряде ситуаций ВИУР имеет двойное подчинение - НСБ и НСРЦ;
ДИ ВИУРа гласит, что он обязан самостоятельно остановить реактор, если дальнейшая работа, по его мнению, грозит безопасности АЭС, а также перевести реактор в глубоко подкритическое состояние вводом всех поглотителей СУЗ, включая ввод борной кислоты, при возникновении аварийной ситуации, не предусмотренной инструкцией и угрожающей нарушением ядерной безопасности. При этом, другой пункт этой же инструкции возлагает на ВИУРа ответственность за необоснованное изменение режимов работы основного оборудования;
практически все операторы (включая ВИУРа) могут отказаться от выполнения программ и распоряжений, угрожающих жизни людей, целостности оборудования и безопасной эксплуатации ядерной) реактора; в то же время, на них возлагается ответственность за невыполнение, необоснованную задержку или неправильное выполнение распоряжений руководства; более того, на ВИУРа, например, возлагается ответственность за выполнение ошибочных распоряжений НСБ или НСРЦ, повлекших за собой вывод из строя закрепленного за ним оборудования или приведших к несчастным случаям;
 согласно ДИ НСБ может взять на себя выполнение функций и ответственность, возложенных на ВИУТ, ВИУР, если он считает такое действие необходимым для обеспечения безопасной эксплуатации блока.
Приведенные положения должностных инструкций ставят оператора в позицию «между двух огней» - в некоторых ситуациях любое его действие может быть с одинаковой вероятностью истолковало и как правильное, и как ошибочное, так как далеко не всегда можно начертить четкую границу, отделяющую излишнюю перестраховку и неоправданный риск (даже несмотря на тезис, гласящий, что решения, затрагивающие безопасность, должны приниматься консервативным образом (т.е. «с запасом»)). Следствием этого является дополнительная психическая нагрузка на персонал, предпочитающий в таких случаях формальное отношение к своим обязанностям, защищающее его от неприятностей - «легче остановить блок, чем брать на себя ответственность за риск».
Численность операторов на БЩУ неоднократно становилась предметом дискуссий, особенно в связи со сложными аварийными ситуациями, когда три штатных оператора (НСБ, ВИУР и ВИУТ) по каким-либо причинам не справлялись с управлением. Еще в 80-х гг. на американских АЭС по требованию надзорного органа в смену был введен дополнительный специалист — советник по техническим вопросам, обладающий более высокой квалификацией, чем средний лицензированный оператор. Он был освобожден от каких-либо оперативных обязанностей, а его задачей было наблюдение и изучение необычных показаний приборов и возмущений, способных привести к аномальным ситуациям. На отечественных АЭС роль такого советника на БЩУ исполняет специалист-физик по безопасности, привлекаемый к управлению энергоблоком в послеаварийный период. Исследования показали, что введение дополнительного оператора, осуществляющего супервизорные функции, может изменить ситуацию. Смоделировав на тренажере несколько тяжелых аварий, связанных с потерей теплоносителя и выходом из строя основного оборудования, авторы работы [181] пришли к выводу, что смена из четырех человек способна быстрее и точнее разобраться в ситуации, избежать перегрузки и решить поставленную задачу с гораздо более высоким качеством.
Отметим, что основная часть дежурства обоих инженеров - по управлению реактором и управлению турбиной - проходит на БЩУ, куда стекается вся основная оперативная информация и откуда дистанционно производится большинство переключений. Однако и в реакторном, и в турбинном отделениях имеется арматура с ручным приводом и оборудование, полностью или частично управляемое лишь с местной панели. Значительная часть технологического оборудования и помещений подлежит регулярному осмотру и при необходимости - текущему обслуживанию. Эти функции возложены на средний технический персонал - старшего оператора и оператора реакторного отделения, старшего моториста и мотористов-обходчиков турбинного отделения.
Особая роль принадлежит оперативному персоналу в аварийных ситуациях. Главным координатором всех аварийных работ до прибытия на станцию руководства является НС АЭС. После прибытия руководства и труппы технической поддержки специалисты последней берут на себя углубленный анализ аварийной ситуации и радиационной обстановки на АЭС. В серьезных случаях обстановка докладывается дежурному диспетчеру и специалистам кризисного центра концерна «Росэнергоатом», которые совместно с Комитетом по чрезвычайным ситуациям, Госатомнадзором, Минздравом, Росгидрометом и другими организациями координируют работы по ликвидации аварии и ее последствий.