Технологический университет Чалмерса: образовательные онлайн-инициативы для обеспечения безопасности в области ядерных технологий.
Европа сталкивается с серьезной нехваткой экспертных знаний в области ядерной безопасности.
Некоторые компании уже столкнулись с недостатком компетентности в этой области.
Сейчас программу ЕС Евратом инвестирует около 5 млн. евро в образование нового поколения в области ядерных технологий.
Инициативу поддержали исследователи из Чалмерского технологического университета, которые проведут дистанционное обучение в области физики реакторов и ядерной химии.
Программа охватывает два крупных образовательных проекта: Чалмерс будет координировать один из них, и участвовать в качестве партнера в другом.
Если не поддерживать у специалистов достаточный уровень знаний и опыта, то возможно возникновение угрозы национальной безопасности.
Не следует забывать, что в настоящее время в Европе эксплуатируется более ста ядерных реакторов, на которые приходится более 25 процентов всей выработки электроэнергии.
Проект ЕС «Великий пионер» основан на инновационных методах активного и дистанционного обучения.
Координатор Кристоф Демазиер (Christophe Demaziere) в течение многих лет разрабатывал эти методы в тесном сотрудничестве с двумя исследователями, которые преподают на факультете коммуникации и обучения в области естественных наук Чалмерского университета: доцентами Кристианом Стором и профессором Томом Адави.
Недавно они представили результаты своего сотрудничества в научном журнале «Компьютеры и образование».
Работа будет продолжена в рамках нового проекта ЕС, в качестве рекомендованной модели образования в настоящее время.
В ближайшие годы около 600 студентов университетов по всей Европе смогут пройти курсы по физике и безопасности реакторов, изучая как теорию, так и практику; принципы программирования в области ядерной безопасности, используя учебные реакторы.
Концепция основана на том, что студенты готовятся самостоятельно, а время обучения можно использовать для совместной деятельности со студентами.
Всего запланировано девять курсов.
Вместо того чтобы каждое учебное заведение пыталось предложить собственные программы, необходимо объединять и создавать устойчивую, долгосрочную образовательную сеть по всей Европе в рамках проекта ЕС A-CINCH (расширенное сотрудничество в области образования и подготовки кадров в области ядерной и радиохимии).
Программы ядерной инженерии в высших учебных заведениях сокращаются по всей Европе, в связи с недостатком студентов.
Возможность дистанционного обучения является важной составляющей второго проекта ЕС, который включает в себя виртуальные лабораторные занятия, которые студенты смогут выполнять дистанционно.
Предлагаются уникальные образовательные возможности для безопасного обращения со значительным количеством радиоактивных материалов.
Целью образовательных проектов является создание долгосрочного устойчивого образования для возможности обмена знаниями, как для преподавателей, так и для студентов.
Это создает основу привлечения студентов и обеспечение безопасной работы ядерных реакторов в будущем.
Решения ЕС по финансируемым образовательным проектам вступят в силу, как только все участники подпишут соглашение.
Нехватка знаний в области ядерных технологий.
По мере вывода из эксплуатации атомных электростанций интерес к образованию в области ядерных технологий снижается по всей Европе.
Это привело к тому, что несколько органов власти и организаций, в том числе Европейская комиссия и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), подняли тревогу о том, что для обеспечения ядерной безопасности необходимо новое поколение квалифицированных специалистов.
Шведское управление радиационной безопасности (SSM) и Шведский национальный совет по ядерным отходам высказали аналогичные опасения.
В ближайшие пятнадцать лет ядерная промышленность будет остро нуждаться в большем числе экспертов.
Растет также потребность в специалистах по радиационным наукам в области здравоохранения.
В атомной промышленности Швеции ожидается, что через несколько лет на пенсию выйдет большое количество специалистов.
Та же тенденция прослеживается и во всей Европе.
Еще в 2012 году Объединенный исследовательский центр (ОИЦ) информировал Европейскую комиссию о том, что к 2020 году возможна нехватка около 7000 специалистов по физике реакторов и ядерной безопасности.
Со времени написания доклада несколько учебных программ в этой области исчезли, что привело к дальнейшему увеличению дефицита специалистов.
Новые образовательные проекты в рамках ЕС: «Великий пионер» и A-CINCH.
Проект «GRE @ T-PIONEeR» (Альянс для преподавания физики и безопасности ядерных реакторов) рекомендован для студентов магистратуры, докторантов, аспирантов и инженеров-ядерщиков.
Концепция основана на активном обучении, а элементы курса можно изучать как на месте, так и дистанционно.
Программа координируется Технологическим университетом Чалмерса и профессором Кристофом Демазьером, который с 2017 года возглавляет проект ЕС Cortex.
A-CINCH (расширенное сотрудничество в области образования и подготовки кадров в области ядерной и радиохимии) подготовит около ста европейских студентов и специалистов. Проект координируется Чешским техническим университетом в Праге.
Обе образовательные программы рассчитаны на три года и состоят из теории, практических элементов и дистанционного образования.
Проекты финансируются ЕС в рамках рабочей программы Евратома на 2019-2020 годы и являются частью программы «Горизонт-2020».
Консорциум проектов получил по 2,3 миллиона евро каждый на три года (в общей сложности около 50 миллионов шведских крон).
Чалмерс получит 6,3 млн. шведских крон за программу «Великий пионер» и чуть менее 3 млн. шведских крон за «A-CINCH».
Десять европейских партнеров из семи разных стран будут участвовать в программе «Великий пионер», а одиннадцать стран примут участие в A-CINCH.