Методика «Управление».
Согласно выводам предыдущего параграфа, проявление интеллектуального, а не формального поведения операторы связывают с фазой классификации (в меньшей степени - с фазами инициирования и планирования) задачи. Особые сложности при этом доставляют аномальные ситуации.
Именно на автоматизацию данного элемента деятельности - диагностирования аномальных ситуаций - и были направлены первые СПО АЭС, появившиеся в начале 80-х гг. Внедрение СПО стало крайне важным шагом к повышению надежности интеллектуальной составляющей деятельности операторов. С годами номенклатура функций таких систем расширялась, охватывая самые различные аспекты поддержки операторской деятельности. Подробно функции поддержки перечислены и классифицированы в § 4.6.
По мере накопления опыта внедрения и эксплуатации СПО все большую остроту стали приобретать методические вопросы их создания. Так, в 80-е гг. значительное внимание уделялось разработке методов представления знаний, накоплению знаний и работе в реальном масштабе времени, в то время как вопросы эффективности, надежности, полезности, функциональности и эргономичности СПО практически не затрагивались. Сегодня создание СПО предваряется обширными эргономическими исследованиями, призванными сформулировать и обосновать требования к перечисленным выше качествам будущей системы. Сформулировать требования к функциональности позволяет описываемая далее методика «Управление», предназначенная для выявления наиболее значимых функций поддержки, необходимых оператору в процессе решения различных технологических задач [14].
В качестве предмета настоящего исследования выступают 29 технологических задач, возникающих в ходе эксплуатации энергоблока с реактором ВВЭР-1000. Среди них - 14 задач штатного изменения процесса («штатные задачи» - это задачи, не связанные с нарушениями технологического процесса и нерегламентными состояниями энергоблока) и 15 задач ликвидации аномальных ситуаций («аномальные задачи» - это задачи, возникающие вследствие аварийных или нештатных ситуаций):
Задачи штатного изменения процесса
- Включение-выключение ГЦН
- Подготовка первого и второго контуров к гидроиспытаниям (заполнение, воздухоудаление, разогрев)
- Гидроиспытания первого и второго контуров
- Разогрев первого и второго контуров
- Выход на МКУ
- Набор вакуума на турбине
- Включение ТПН
- Толчок и вывод на 1500 об/мин турбины
- Включение генератора в сеть
- Подъем мощности до номинальной
- Разгрузка и отключение блока от сети
- Остановка реактора
- Расхолаживание первого контура
- Расхолаживание турбоустановки
Задачи ликвидации аномальных ситуаций
- Некомпенсируемые течи первого контура
- Течи из первого контура во второй
- Компенсируемые течи первого контура
- Разрыв паропровода или трубопровода питательной воды в неотключаемой части ПГ
- Разрыв паропровода или трубопровода питательной воды в отключаемой части ПГ
- Ложное открытие предохранительных устройств первого и второго контуров
- Отключение ГЦН в различных комбинациях
- Отключение ТПН
- Аварийное отключение генератора
- Аварийное отключение турбины с потерей или без потери вакуума
- Полное обесточение блока
- Полная потеря подпитки первого контура
- Отключение ГЦН в различных комбинациях
- Отключение конденсатных насосов
- Повышение вибрации на турбине
Все исследуемые задачи характеризуются высокой сложностью, логической разветвленностью алгоритма, большим числом операций и важностью для безопасной и эффективной эксплуатации энергоблока.
Методика предполагает проведение двух экспертиз. В качестве объектов оценивания в первой экспертизе выступают 14 штатных задач (Ν1..., Ν14), во второй экспертизе - 15 аномальных задач (А1...,А15). В каждой экспертизе эксперту задаются 6 вопросов, предписывающих сравнить объекты экспертизы по одному из следующих критериев (факторов сложности задач).
- Основная информация - объем основной информации, непосредственно используемой в процессе решения задачи (основные технологические параметры, правила управления).
- Косвенная информация - объем косвенной или редко учитываемой информации, а также информации, не формируемой в явном виде средствами отображения (шумы, вибрации, интегральные показатели).
- Достоверность информации - надежность датчиков и степень достоверности основной оперативной информации.
- Эргономика и психология - эргономические и психологические условия, в которых происходит решение задачи (представление и компоновка информации, эмоциональные и психологические воздействия).
- Быстрота реакции, требуемая от оператора при решении задачи на этапах принятия решения и исполнения действий.
- Опасность последствий - размер прямых и косвенных экономических и экологических последствий невыполнения или неправильного выполнения задачи.
Для проведения экспертного опроса по двум описанным экспертизам была разработана анкета, фрагмент которой приведен в Приложении 4. Задачи сравнивают методом парных сравнений. Эксперт, сравнивая друг с другом любые две задачи - i-ю и j-ю (i, j = 1,14 для штатных задач; i, j = 1,15 для аномальных задач), заносит в соответствующую ячейку матрицы парных сравнений оценку π степени превосходства первой из сравниваемых задач над второй по заданному признаку (фактору). Шкала оценок относительного превосходства включает в себя следующие значения:
4, если i-я задача «намного превосходит» j-ю;
3, если i-я задача «превосходит» j-ю;
2, если i-я задача «чуть превосходит» j-ю;
1, если i-я и j-я задачи «равноценны»;
1/2-1/4, если j-я задача с разной степенью превосходит i-ю.
Оценки, проставленные в качестве примера в Приложении 4, интерпретируются следующим образом:
πΝ4,5=1/4 - при разогреве первого и второго контуров быстрота реакции, требуемая от оператора, может быть значительно ниже, чем при выходе на МКУ;
πΑ6,15=2 - при ложном открытии предохранительных устройств первого и второго контуров оператор вынужден использовать чуть больше косвенной информации, чем в ситуации повышения вибрации на турбине.
Заполнению подлежит только верхняя треугольная матрица (диагональные элементы матрицы равны 1, а значения поддиагональных элементов вычисляются как обратные значения соответствующих симметричных наддиагональных элементов). Всего эксперт должен заполнить 12 таблиц:
П1Ν,..., Π6Ν - матрицы парного сравнения штатных задач по шести факторам сложности;
П1А,..., П6А - матрицы парного сравнения аномальных задач по шести факторам сложности.
Заполненные матрицы исследуются на противоречивость, после чего преобразуются в векторы относительной значимости. Рассмотрим эти процедуры более подробно.
Анализ противоречивости парных сравнений.
Внутренняя согласованность оценок и последовательность суждений эксперта является важнейшим признаком качества экспертных данных. Противоречивые оценки свидетельствуют о непонимании экспертом смысла исследуемых понятий или об отсутствии у него устоявшегося взгляда на анализируемую проблему. Противоречивость (несовместность) парных сравнений проявляется в форме нарушения свойства транзитивности предпочтений, т.е. возникновения одной из следующих ситуаций:
где- результаты парного сравнения i-й и j-й, j-й и k-й, i-й и j-й задач, соответственно.
Коэффициент противоречивости матрицы парных сравнений: где γ - число выявленных в матрице противоречий; п - число сравниваемых задач. Диапазон значений η - от 0 до 1. Значение η = 0 означает отсутствие противоречий в матрице. При η > 0,5 более половины сравниваемых пар оценены противоречиво.
Преобразование матрицы парных сравнений в вектор относительной значимости.
Из практики экспертных оценок хорошо известно, что предъявление эксперту для сравнительной оценки одновременно более шести-семи объектов затрудняет его работу и приводит к ненадежным результатам. Как уже отмечалось, экспертизы штатных и аномальных задач связаны с оцениванием 14 и 15 объектов соответственно. Для декомпозиции процесса оценивания применен метод парных сравнений, позволяющий эксперту уменьшить количество одновременно удерживаемых в памяти объектов до минимально возможного уровня - двух объектов. Однако заполняемые экспертами матрицы парных сравнений редко находят применение - они неинформативны, громоздки и неудобны для дальнейшей обработки. Для проведения дальнейшего анализа экспертных оценок в работе [78]предлагается переход от матрицы парных сравнений}
к вектору относительной значимости,
который вычисляется как собственный вектор этой матрицы, соответствующий ее максимальному собственному числу. Учитывая, что вычисление собственного вектора - довольно трудоемкая задача, можно воспользоваться приближенной формулой, определяющей относительные значимости как геометрические средние значения соответствующих строк матрицы:
Для удобства дальнейшей обработки полученный вектор необходимо пронормировать к значению 1.
В роли экспертов в данном опросе выступали 7 операторов и инструкторов КлнАЭС, интервьюируемых методом Дельфы (индивидуальное анкетирование) в 1 тур. Для каждого из шести анализируемых факторов в результате анкетирования и преобразования матриц парных сравнений в векторы относительной значимости были получены две матрицы:
- матрица относительной значимости штатных задач;
- матрица относительной значимости аномальных задач.
Обе матрицы обрабатываются отдельно в том же порядке, что и типы поведения, рассмотренные в § 6.1. Рассмотрим более подробно некоторые особенности, присущие данному случаю.
Обработка экспертных оценок. Анализ согласованности мнений экспертов в данной методике осуществляется так же как и для типов поведения - с помощью показателей ранговой корреляции. Однако при переходе от относительной значимости к ранжированию в данном случае необходимо учитывать следующие обстоятельства [10].
Переход от более сильной шкалы относительной значимости к более слабым рангам сопровождается потерей части информации. Проиллюстрируем это на примере. Из табл. 6.4 видно, что объекты, значимость которых почти неразличима (объекты 2 и 3; разность их относительной значимости составляет 0,01), в результате обычного ранжирования будут поставлены на соседние друг с другом места аналогично объектам, удаленным друг от друга на большое расстояние (объекты 1 и 2, разность 0,27).
Таблица 6.4. Ранжирование относительных значимостей
Объект экспертизы | Относительная значимость | Обычное ранжирование | Ранжирование с погрешностью |
1 | 0,45 | 1 | 1 |
2 | 0,18 | 2 | 2,5 |
3 | 0,17 | 3 | 2,5 |
4 | 0,09 | 4 | 4 |
5 | 0,05 | 6 | 5,5 |
6 | 0,06 | 5 | 5,5 |
Чтобы сгладить такие ситуации (особенно когда малое расстояние на самом деле отражает не разную значимость объектов, а является результатом накопления ошибок округления при нормировании и преобразовании), вводится допустимая погрешность ε, в пределах которой [λ-ε/2, λ+ε/2] относительные значимости, а следовательно, и ранги считаются равными. В приведенном в табл. 6.4 примере принято ε=0,02.
Для полученных ранжирований по формулам (6.1), (6.2) вычисляются коэффициенты парной ранговой корреляции и коэффициенты. Выделение групп, и синтез обобщенного мнения осуществляются также по алгоритмам, описанным в § 6.1.
Для аномальных задач все полученные коэффициенты имеют высокие положительные значения. Это является причиной практически одинаковых или близких рангов любой задачи по всем факторам. Иначе говоря, независимо от точки зрения (фактора), с которой эксперт «смотрит» на задачу, ее «удел» (относительная значимость и ранг) заранее предрешен. Однако экспертиза штатных задач показала, что эксперты способны разносторонне подходить к анализу задачи и видеть четкое различие между факторами. Следовательно, при оценке аномальных задач эксперты фактически руководствовались каким-то другим, не учтенным в данной методике фактором. Несравненно более высокий вес этого фактора оказал подавляющее влияние на все остальные факторы, в результате чего для них были получены слишком «зашумленные» оценки. Исходя из контекста экспертизы, этим неучтенным фактором может быть «изученность аномальной ситуации», «наличие опыта работы с задачей» или просто «страх перед аварией». Очевидно, что в качестве наиболее эффективной функции поддержки оператора, позволяющей преодолеть влияние последнего фактора, является психологический тренинг персонала.