Содержание материала

На фоне понимания очевидной значимости этого вопроса, в ядерной энергетике (особенно в отечественной) технология подготовки операторов в течение длительного времени оставалась крайне негибкой и малоэффективной. Так, в [81] отмечается, что при быстром нарастании масштабов ядерной энергетики в 70-80-е гг. и расширении технических, организационных и административных структур, обеспечивающих ее функционирование и развитие, не успевала формироваться культура безопасности. 

Серийный выпуск реакторов не сопровождался адекватными темпами подготовки специалистов. Рассмотрим более подробно систему подготовки операторов АЭС.
В отечественной практике принята трехэтапная подготовка инженерного и оперативного персонала для АЭС [37] (рис. 3.15). Ее основой служит вуз, в котором студент получает общую фундаментальную теоретическую подготовку без привязки к будущему рабочему месту. Практические аспекты будущей работы специалист изучает в период «холодного» тренажа в учебно-тренировочном центре (УТЦ) или УТП и «горячего» тренажа в качестве дублера или стажера на АЭС. В отечественной ядерной энергетике сложились два типа учебных подразделений, осуществляющих послевузовскую профессиональную подготовку и переподготовку операторов: УТП и УТЦ.
УТП имеется на каждой АЭС и является ее структурным подразделением. УТП решает исключительно учебные задачи: ведет начальную теоретическую подготовку и обеспечивает поддержание у операторов должного уровня знаний. В УТП имеются АОС и функциональные тренажеры, позволяющие операторам нарабатывать индивидуальные навыки принятия решений и действий в различных ситуациях.
УТЦ является самостоятельной организацией, специализирующейся на подготовке персонала для энергоблоков одного конкретного типа. В нашей стране действуют Нововоронежский УТЦ для энергоблоков с реакторами ВВЭР-440 и ВВЭР-1000 «малой» серии, Балаковский УТЦ для энергоблоков с реактором ВВЭР- 1000 «большой» серии и Смоленский УТЦ для энергоблоков с реактором РБМК-1000. УТЦ решает как учебные, так и научно- методические задачи, проводит углубленное теоретическое обучение, концентрирует опыт работы персонала разных АЭС, осуществляет разработку программ и систем обучения. 
Модель процесса подготовки специалистов для АЭС
Рис. 3.15. Модель процесса подготовки специалистов для АЭС
В УТЦ имеется дорогостоящий ПМТ, позволяющий проводить групповые тренировки с наработкой реальных сенсомоторных навыков. В конце 90-х гг. такими тренажерами, учитывающими индивидуальные особенности различных энергоблоков, стали оснащаться и станционные УТЛ.
Рассмотрим основные виды профессиональной подготовки, сопровождающей оперативный персонал АЭС в течение всей трудовой деятельности.

Обучение операторов.

Назначению на любую оперативную должность предшествует подготовка (первичное обучение), в процессе которой работник проходит теоретическое и практическое обучение, сдает необходимые экзамены и некоторое время работает в качестве дублера. Процедура подготовки обычно включает в себя три организационные фазы:
предварительную, в ходе которой проводятся вводные (для вновь принимаемых на работу) и первичные (на рабочем месте) инструктажи и семинары по охране труда, пожарной безопасности, действиям в чрезвычайных ситуациях, требованиям пропускного и внутриобъектового режима, требованиям санитарных норм и правил, подбирается руководитель подготовки, производится входной контроль существующего уровня квалификации, разрабатывается индивидуальная программа и издается распоряжение (приказ) на подготовку;
основную, включающую в себя все виды обучения - индивидуального, группового, теоретического (лекционные занятия, семинары, индивидуальные консультации, работа с АОС и другими техническими средствами, самостоятельная работа) и практического (стажировка на рабочем месте, тренажерная подготовка, самостоятельное исполнение должностных обязанностей под наблюдением опытного работника - дублирование);
завершающую, в которой выполняется анализ результатов подготовки, тарификация и аттестация работника, принятие решения о допуске к самостоятельной работе и его документальное оформление.
Содержательно подготовку можно разделить на четыре этапа - в табл. 3.2 приведен пример подготовки ВИУР для АЭС с ВВЭР-1000. Каждый этап начинается с входного контроля, цель которого - выявление степени соответствия и готовности обучаемого к прохождению данного этапа, и заканчивается выходным контролем в виде экзаменов.

Таблица 3.2. Последовательность подготовки на должность ВИУР (общая продолжительность — 8,5 мес.)


Этап

Вход

Место и продолжительность

Вид и содержание подготовки

Выход

I

Медицинский осмотр, психофизиологический отбор, входной контроль знании

УТИ, цех, 110 ч

Первичная под готовка:
Общие правила безопасности

Сдача экзаменов по
ТБ и ПБ

П

Психофизиологическое обследование, коррекционные мероприятия

УТЛ или УТЦ, 402 ч

Теоретическое обучение:
Назначение и характеристики оборудования, режимы, работы оборудования и систем, КИП и автоматика, переходные и аварийные режимы, правила безопасности, организация управления

Сдача экзаменов по РБ, ОПБ, ПБЯ, ГГТН, ПАЭС

Ш

Допуск к стажированию

Рабочее место, 856 ч
УТЦ, 40 ч

Практическое обучение (ста жировка):
Обходы и осмотры оборудования, порядок ведения оперативной документации и переговоров, работа с персоналом, действия в аварийных ситуациях

Сдача экзаменов по ПТЭ, ДИ, ИЭ

IV

Допуск к дублированию

Рабочее место, 108 ч

Дублирование:
Закрепление навыков и знаний, противоаварийные тренировки

Оформление допуска к самостоятельной работе

Сокращения: ТБ - техника безопасности, ПБ - пожарная безопасность, РБ

  1. радиационная безопасность, ОПБ - общие положения обеспечения безопасности АЭС, ПБЯ - правила ядерной безопасности, ГГTH - Госгортехнадзор, ПАЭС
  2. правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов АЭС, ПТЭ - правила технической эксплуатации электростанций и сетей.

Последующая профессиональная деятельность каждого оперативного работника связана, с одной стороны, с наработкой собственного практического опыта, с другой — опыт теряется вовремя болезней, отпусков, длительных безаварийных периодов работы блока, планово-профилактических ремонтов. Для поддержания опыта, профессионального мастерства и карьерного роста персонал АЭС периодически проходит повторную подготовку (вторичное обучение), в ходе которой:
проводится психофизиологическое обследование;
подтверждаются необходимые знания и при необходимости проводится так называемое корректирующее обучение, направленное на устранение всех «узких» мест и пробелов;
обсуждаются новые технологии и изменения в оборудовании, технологических схемах и инструкциях;
прорабатываются все поступившие за последнее время документы, разбираются причины аварий и отказов на своей АЭС и родственных предприятиях как в России, так и за рубежом.
В качестве форм вторичного обучения выступают: периодические инструктажи персонала - повторные (раз в три—шесть месяцев), внеплановые (при перерывах в работе и изменениях технологии), текущие (на рабочем месте при производстве работ);
периодическая кратковременная учеба (например, на Балаковской АЭС - пятидневная каждые полгода [18], на Калининской - двух-трехнедельная каждый год);
двух-трехдневная предпусковая (после окончания планово-профилактического ремонта) учеба по всем изменениям и модернизации схем и оборудования;
периодическая (примерно раз в три года) переподготовка с отрывом от работы в виде курсов повышения квалификации при вузах, научно-исследовательских и проектных организациях, министерстве;
самообучение и дистанционное обучение, осуществляемое с помощью современных информационных технологий и телекоммуникаций.
Огромную роль в подготовке операторов играют методы подготовки, методические материалы, учет психологических аспектов обучения. В ряде случаев в ходе вторичной подготовки инструкторы УТП сталкиваются с необходимостью индивидуализации подготовки из-за различных индивидуальных потребностей и уровней знаний обучаемых [21]. Особую значимость имеет соответствие подготовки реальным потребностям, непрерывная оценка программ подготовки, контроль адекватности методических материалов и самих инструкторов.