Содержание материала

Одно из наиболее важных мест как в первичной, так и во вторичной подготовке оперативного персонала занимают тренировки, предназначенные для поддержания практических навыков работы в нормальных и аномальных ситуациях, а также для отработки слаженности и сработанности смены. По характеру решаемых задач тренировки можно разделить на две категории:

противоаварииные и противопожарные тренировки, предназначенные для отработки и закрепления практических навыков действий в аварийных ситуациях (тренировки этого типа проходят все категории персонала АЭС);
тренировки по формированию и поддержанию навыков управления технологическим процессом и оборудованием как в нормальных, так и в аномальных ситуациях (эти тренировки касаются только оперативного персонала).
По составу участников и степени охвата различных структурных подразделений АЭС тренировки первого типа классифицируются на комплексные, общестанционные, блочные, цеховые и индивидуальные. Наиболее масштабными тренировками на АЭС являются комплексные общестанционные противоаварийные учения. Сценарий таких учений готовится концерном Росэнергоатом, подразделениями АЭС, кризисным центром и другими организациями и может включать в себя элементы пожара, радиационную аварию, ввод плана действий по защите персонала и населения. В ходе учений проверяется готовность к ликвидации аварии, защите людей от облучения, готовность эксплуатирующей организации к оказанию экстренной помощи, отрабатываются и проверяются системы оповещения и взаимодействия, координация действий станции и всех привлекаемых к ликвидации аварии подразделений и организаций.
Тренировки второго типа проводятся, в основном, на тренажерах, имитирующих функционирование реального ТОУ. Цель этих тренировок - научить оператора управлять объектом не только в штатных ситуациях, но и при аномальном развитии событий. Аномалии - нечастое явление на АЭС: некоторые из них, хоть и редко, но случаются; некоторые вообще не имели место в реальной практике. Вследствие этого только тренажеры, а не реальная профессиональная работа, позволяют наработать практические навыки операторской деятельности в таких ситуациях.
По назначению и адекватности моделируемому объекту тренажеры можно разделить на два основных типа:
полномасштабные тренажеры (ПМТ) с максимально возможным подобием АЭС как по имитации процессов, так и по размещению оборудования и операторов на щите управления;
функциональные (функционально-аналитические, понятийные) тренажеры для моделирования отдельных технологических процессов и задач управления, выполняемые в виде небольших компьютерных систем.
Общими требованиями к тренажерам обоих типов являются: воспроизведение процессов в реальном масштабе времени;
адекватность математической модели тренажера реальным процессам;
соответствие информационной модели тренажера оперативному полю оператора.
Помимо общих требований ПМТ, имитирующие реальную среду работы оператора - БЩУ, должны удовлетворять еще одному условию - воспроизведение реального моторного поля, визуальной и звуковой среды оператора.
История тренажеров для ядерной энергетики насчитывает чуть более тридцати лет - первый «полнофункциональный» тренажер был создан в 1968 г., первый ПМТ - имитатор реактора PWR - в 1969 г. Долгое время тренажеры были сравнительно простыми и обладали весьма ограниченным набором возможностей для подготовки операторов. Так, тренажер 1979 г. позволял задавать лишь 25 различных вводных условий и около 100 отдельных сбоев оборудования (в современном тренажере можно задавать более 200 вводных и имитировать 20 тыс. сбоев). До аварии на ΤΜΙ-2 (1979 г.) в США было всего 12 тренажеров. С 1982 г. по требованию комиссии по ядерному регулированию США каждый конкретный ЭБ АЭС должен быть укомплектован полномасштабным полнофункциональным тренажером, на котором осуществляется подготовка и лицензирование операторов. В результате, к концу 80-х гг. количество ПМТ в США возросло до 70, а в 1992 г. их стало 85 (на 110 энергоблоков). В 1993 г. были разработаны стандарты, оговаривающие функциональные возможности этих тренажеров и степень их адекватности реальному объекту.
Достоинства и недостатки тренажеров обоих типов очевидны:
ПМТ - единственные (не считая реальных щитов управления) источники моторных навыков и навыков групповой деятельности, воссоздающие реальную обстановку; однако они очень дороги (например, во Франции стоимость ПМТ оценивается примерно в 1% стоимости АЭС, в США стоимость ПМТ составляет 10-15 млн. долл.) и нуждаются в постоянной модификации, реплицирующей любые изменения, вносимые в реальный объект (иначе такой тренажер теряет всякий смысл);
функциональные тренажеры - относительно дешевы, позволяют отрабатывать основные интеллектуальные навыки и воспроизводят реальные форматы, выводимые оператору на дисплей штатными информационными системами; однако они не точно соответствуют реальной АЭС из-за фрагментарности модели, ориентированной лишь на конкретное оборудование или отдельный участок технологического процесса.
Из приведенных замечаний видно, что тренажеры обоих типов дополняют друг друга - их эффективность проявляется в зависимости от этапа (начальный или конечный), формы (индивидуальная или групповая) и задач (наработка навыков или знаний) подготовки операторов. Анализ результатов подготовки операторов на ПМТ показывает:

  1. рост числа успешно сдавших квалификационные экзамены;
  2. увеличение компетенции операторов настолько, что они могут адекватно действовать даже в ситуациях, для которых нет точных инструкций;
  3. резкое сокращение длительности наработки опыта по сравнению с работой на реальном объекте.

Об эффективности ПМТ свидетельствуй также результаты опроса, проведенного среди обучаемых на ПМТ Курской АЭС по результатам двух семестров его эксплуатации. В статье [56] приводится распределение ответов на следующие вопросы:
а) соответствует ли в целом ПМТ своему прототипу - БЩУ-4?
в целом соответствует 80%, соответствует отчасти      15%, затрудняюсь ответить   5%;
б) соответствует ли ответная реакция оборудования на управляющие команды оператора при работе на ПМТ реальному блоку-прототипу?

полностью соответствует ... 62%,
соответствует частично . 33%,
нет .. 2,5%,
затрудняюсь ответить ... 2,5%;
в) соответствуют ли учебно-тренировочною задачи, смоделированные на ПМТ (около 350 шт.), реальным ситуациям при эксплуатации блока?
да 77%,
частично . 23%;
г) полезны ли тренировки на ПМТ для поддержания и развития навыков управления оборудованием и системами блока?
безусловно полезны 46%, полезны в целом                51%, требуется доработка    3%.
Наряду с тренажерами, еще одной эффективной формой тренировки, в ходе которой вырабатываются навыки принятия решений и групповой деятельности, являются индивидуальные и групповые деловые игры. Одна из методик такой тренировки,

названная порождающей игрой, описана в монографии [87]. Она основана на мысленном моделировании событий, в ходе которого обучающийся сам порождает ситуации, которых он сам раньше не знал и даже не предполагал об их существовании. Материалом для моделирования аварийных ситуаций являются колоды карт, составленные из карт-признаков изменений в работе основного оборудования - реактора, турбины и др.
По отзывам операторов [137], несмотря на наличие самых совершенных методов и средств подготовки, существуют многочисленные навыки, которые приобретаются лишь на собственном опыте. К таким навыкам относятся, например, опережающая деятельность, осознание значимости той или иной сигнализации в определенной ситуации (более подробно об этом в гл. 4), предвидение взаимосвязей между действиями персонала и состоянием станции. В процессе самостоятельной работы формируется образная модель объекта управления и трансформируется мышление оператора. Так, для начинающего оператора характерно понятийное мышление. Интерпретация явлений и принятие, решений базируются на осмыслении физической сущности происходящего, оператор мыслит и манипулирует физическими (техническими) терминами и понятиями.
Со временем мышление трансформируется, приближаясь постепенно к процедурному. Так, способы достижения определенного результата (например, заданного состояния реактора) ассоциируются не с внутренними физическими процессами, ведущими к этому, а непосредственно с процедурами манипулирования органами управления, которые необходимо для этого выполнить. Приведем примеры, иллюстрирующие это явление.
Для идентификации уровня мощности реактора используются такие понятия, как «25% номинальной мощности», «минимальный контролируемый уровень (МКУ)» и др. Со временем то же самое ассоциируется с некоторым положением органов, регулирующих мощность, т.е. вместо «столько-то процентов мощности» говорят «такое-то положение стержней». Аналогично, изменение реактивности связывается с количеством стержней-поглотителей в активной зоне. Со временем в операторском мышлении такое явление, как «введение определенной реактивности» подменяется процедурой «добавление определенного числа стержней».
Приведенные примеры трансформации мышления свидетельствуют об образовании устойчивых когнитивных навыков, предполагающих автоматическую реакцию, минуя процесс рассуждений (рис. 3.16). Такие «укороченные» пути анализа проблемы и принятия решения являются результатом опыта и тренировок и обычно приводят к быстрым и надежным действиям, что, несомненно, играет положительную роль в простых рутинных ситуациях. Однако в нестандартных (а порой, даже и в обыденных) случаях, когда поведение станции выпадает из привычных рамок, от оператора требуются нестереотипные решения. В этих условиях автоматическое поведение чаще всего непригодно, и успешными могут оказаться лишь понятийные рассуждения.

Проверка операторов.

Рассмотренная система подготовки операторов АЭС предназначена для воздействия на их знания, умения и навыки. Эффективность данного воздействия проявляется в конечном счете в уровне квалификации, компетентности и готовности человека выполнять свои обязанности с надлежащим качеством. Для постоянного контроля этого уровня и обеспечения процесса обучения обратной связью на АЭС предусмотрена система проверок оперативного и других категорий персонала. Существуют три типа таких проверок: проверка знаний, проверка соблюдения обязанностей и аттестация.
Согласно ПОРП [70] на АЭС должны проводиться следующие проверки знаний правил, норм, инструкций, эксплуатационной и технической документации:
первичная - перед допуском к самостоятельной работе и назначением на должность;
очередная, осуществляемая периодически в установленные сроки: по правилам ядерной и радиационной безопасности - раз в год, по производственным нормам и инструкциям - раз в два года;внеочередная - при нарушении персоналом правил, норм и инструкций; при вводе новых правил; по требованию Госатомнадзора и других органов; при установке нового или реконструкции старого оборудования; при внесении изменений в технологические схемы и документацию; при больших (шесть и более месяцев) перерывах в работе.


Рис. 3.16. Понятийное (I) и процедурное (ситуативное) (II) мышление

Вторая форма проверок - периодическая проверка соблюдения персоналом своих должностных обязанностей, порядка сдачи-приемки смены, ведения оперативной документации и т.п.
В отличие от проверок, цель которых - обеспечить соответствие человека занимаемой должности, на АЭС практикуется еще и периодическая (раз в два-три года) аттестация, направленная на оценку соответствия работника занимаемой должности и оптимизацию его использования. Для проведения аттестации на АЭС создается аттестационная комиссия, оценивающая (в основном, по документальным материалам) деловые качества работника и результаты его труда. В ходе аттестации работник может быть признан соответствующим, либо не соответствующим (как в лучшую, так и в худшую сторону) занимаемой должности.
Основным документом, подтверждающим квалификацию оперативного работника АЭС, является квалификационная книжка, в которой отражаются сведения о трудовой деятельности, подготовке на должность, прохождении обучения для поддержания профессионального уровня, участии в пуске, выводе на мощность блока АЭС, аварийных и переходных режимах. Квалификация оперативного персонала периодически подтверждается Госатомнадзором, имеющим единые критерии оценки подготовленности персонала и выдающим операторам лицензию на работу, действительную в течение четырех лет [49].
Контроль функционального состояния операторов не ограничивается лишь проверкой знаний и качества работы. Другую сторону функционального контроля составляют периодические ежеквартальные медицинские осмотры, текущий психофизиологический контроль, предсменные психофизиологические обследования.
Материал, изложенный в настоящей главе, свидетельствует о серьезном внимании, уделяемом организационным, алгоритмическим и профессиональным аспектам деятельности операторов АЭС. Однако решить все проблемы лишь организационными мерами невозможно - слишком сложной и, подчас, непредсказуемой оказывается ситуация. В этом случае наибольшую значимость приобретает третий компонент эргатической системы — ЧМИ, обеспечивающий адекватное и эффективное взаимодействие оператора с ТОУ. Ему посвящена следующая глава.