Завершая рассмотрение истории и методологии эргономики отметим, что как и в других науках, в эргономических исследованиях время от времени развиваются различные характерные тенденции, открывающие новые направления ее развития. Перечислим лишь некоторые из них.
- Одна из таких тенденций - ориентация на системный подход. В публикациях последнего десятилетия стали все чаще появляться суждения об исчерпанности возможностей традиционной эргономики. В частности, в работе [89] отмечается, что только на микроуровне (на уровне отдельных рабочих мест и операций) зачастую невозможно обеспечить высокую эффективность работы сложных систем. Специалисты по эргономике должны перейти на макроуровень, охватывающий не только ЧМИ и эргономику технического обеспечения, но и взаимодействие человека с окружающей средой, анализ процессов мышления, организационные аспекты деятельности. Так родилась новая область эргономики - макроэргономика, призванная интегрировать перечисленные направления и ориентированная на изучение и разработку организационно-машинных интерфейсов. В отличие от сложившегося в «микроэргономике» принципа проектирования «снизу- вверх» (когда проектируются сначала отдельные рабочие места, а лишь затем они связываются в единую систему), макроэргономика предполагает обратный процесс - проектирование систем «сверху-вниз».
- Другая наметившаяся тенденция - выделение отдельных специальных областей эргономики в самостоятельную ветвь.
Наглядным примером этого явления служит становление когнитивной эргономики, сфокусировавшей свой взгляд исключительно на интеллектуальных и психологических аспектах операторской деятельности, таких как процессы мышления и выработки решения, совместная (групповая) деятельность, взаимодействие с информационной моделью ТОУ, психологический и организационный климат и др.
- Наконец, одним из основных факторов современного расцвета эргономики на Западе стало бурное развитие эргономики потребительских товаров. Безусловно, ориентацию эргономики на улучшение потребительских качеств товаров трудно назвать новой тенденцией, однако в последние 5-7 лет она переживает новый мощный виток. Сегодня эргономические решения, закладываемые в конструкцию и упаковку товаров широкого потребления - шариковых ручек, садового инструмента, зубных щеток, тюбиков зубных паст, емкостей для бытовой химии, фотоаппаратов, настольных ламп и других, уже стали рассматриваться как стратегические средства повышения конкурентоспособности изделий, рекламы и борьбы производителя за рынок сбыта.
На сегодняшний день становление эргономики как научного направления можно считать завершенным. Несмотря на неутихающие дискуссии о ее концептуальном строе и предназначении, о различиях между эргономикой, инженерной психологией, психологией труда и их взаимоотношениях с другими науками о человеке и технике, эргономика является целостным и весьма прагматичным инструментом, помогающим решать как теоретические, так и практические задачи повышения качества, эффективности, удобства и безопасности труда человека.