Глава двенадцатая
Структура и модель процесса ввода в эксплуатацию
Состояния процесса ввода в эксплуатацию
При анализе процесса ввода в эксплуатацию используем граф состояний и переходов (рис. 12.1) [135—141]. Обозначения состояний приведены в табл. 12.1.
Состояния процесса ввода в эксплуатацию могут быть целевыми и нецелевыми. К целевым состояниям можно отнести выполнение индивидуальных и комплексных испытаний, обеспечение проектных условий эксплуатации, опытную эксплуатацию на различных уровнях мощности, включая номинальную, и промышленную эксплуатацию, а также состояния готовности; к нецелевым состояниям — устранение несоответствий и дефектов разного рода, принятие мер по устранению выявленных процессов и явлений, не предусмотренных проектом. Ряд состояний являются промежуточными [142—144].
Объем и последовательность испытаний связаны с последовательностью этапов ввода энергоблока в эксплуатацию (см. гл. 1).
Для простоты рассмотрения все испытания условно разделены на две группы: индивидуальные и комплексные. Индивидуальные испытания проводятся на отдельных узлах или отдельных единицах оборудования. В комплексных испытаниях участвуют системы и «комплексы» оборудования. Основная часть индивидуальных испытаний проводится на этапах ИОО, ГИ и ЦП, СГО и ревизии, а комплексные испытания проводятся на этапах ХГО (ГО), ФП, ЭП, ОПЭ (ОМ).
Структура и модель графиков ввода в эксплуатацию
Рис. 12.1. Укрупненный граф состояний и переходов процесса ввода в эксплуатацию энергоблока АС (обозначения состояний в табл. 12.1):
— состояния;
— основные состояния готовности;— основные целевые состояния
В § 1.12 описаны сетевые графики, используемые при планировании работ по вводу в эксплуатацию энергоблока АС. Графики предусматривают разбиение всей работы на задачи и отображение этих задач в виде отрезков прямых линий на горизонтальной шкале времени с указанием начала и продолжительности работы. Поскольку графики содержат последовательность операций, их продолжительность и сроки выполнения, они являются удобным инструментом для осуществления координации и контроля выполнения пусконаладочных и других работ, выполняемых в период ввода в эксплуатацию.
Сетевой график имеет иерархическую структуру согласованных по месту и времени работ, технологических операций и событий.
Таблица 12.1. Состояния процесса ввода в эксплуатацию
№ п/п | Состояние |
1 | Промышленная эксплуатация |
2 | Приемка в промышленную эксплуатацию |
3 | Готовность к промышленной эксплуатации |
4 | Готовность персонала эксплуатационного |
5 | Аттестация персонала эксплуатационного |
6 | Подготовка персонала эксплуатационного |
7 | Готовность оборудования и сооружений |
8 | Готовность организационно-распорядительной пусконаладочной документации |
9 | Разработка организационно-распорядительной пусконаладочной документации |
10 | Обеспечение проектных условий эксплуатации |
11 | Принятие мер по снижению или исключению влияния на снижение ресурса |
12 | Принятие мер по предотвращению воздействия на условия безопасности |
13 | Принятие мер по обеспечению экономических показателей |
14 | Корректировка проектных критериев |
15 | Выявление и регистрация процессов и явлений, не предусмотренных проектом, влияющих на снижение ресурса |
16 | Выявление и регистрация процессов и явлений, не предусмотренных проектом, влияющих на условия безопасности |
17 | Выявление и регистрация процессов и явлений, не предусмотренных проектом, влияющих на экономические показатели |
18 | Устранение несоответствий и дефектов по результатам комплексных испытаний |
19 | Выполнение комплексных испытаний |
20 | Готовность комплексных испытаний |
21 | Готовность документации пусконаладочной |
22 | Разработка документации пусконаладочной |
23 | Готовность документации эксплуатационной |
24 | Разработка документации эксплуатационной |
25 | Готовность персонала пусконаладочного |
26 | Аттестация персонала пусконаладочного |
27 | Подготовка персонала пусконаладочного |
28 | Анализ результатов комплексных испытаний |
29 | Готовность программ комплексных испытаний |
30 | Разработка программ комплексных испытаний |
31 | Опытная эксплуатация на номинальной мощности |
Продолжение табл. 12.1
Графики различных уровней (см. § 1.12) отличаются широтой охвата и степенью детализации, но все они показывают целевые состояния системы, т. е. такие состояния, которые соответствуют программам испытаний, их нормативной продолжительности и требованиям к результатам испытаний. Эти типы графиков образуют иерархическую структуру: каждая линия графика более высокого уровня представляется сетевым графиком следующего более низкого уровня.
График верхнего уровня, как правило, не содержит параллельно выполняемых работ и представляет собой совокупность последовательных этапов (рис. 12.2).
Прямоугольники изображают состояние, возникающее в результате проведения в полном объеме предшествующих работ: считается, что в этом состоянии оборудование является полностью подготовленным для проведения последующего этапа ввода в эксплуатацию.
Рис. 12.2. График этапов ввода АС в эксплуатацию
Стрелками обозначены работы, предусмотренные для перехода системы к следующему состоянию:
- — готовность системы к индивидуальным испытаниям и опробованию оборудования;
- — готовность к испытаниям защитной оболочки на герметичность и прочность;
- — готовность к гидравлическим испытаниям и промывке 1- го контура, к горячей обкатке РУ;
- — готовность к физическому пуску;
- — готовность к энергетическому пуску;
- — готовность к опытно-промышленной эксплуатации;
- — готовность к промышленной эксплуатации;
Т1— индивидуальные испытания оборудования и трубопроводов;
Т2 — испытания защитной оболочки на герметичность и прочность;
Т3 — проведение гидроиспытаний, промывка 1-го контура и горячая обкатка РУ;
Т4 — физический пуск;
Т5 — энергетический пуск;
Т6 — опытно-промышленная эксплуатация.
Отметим, что каждое из перечисленных времен включает в себя как время, необходимое для проведения указанной работы, так и время сдачи—приемки работ (объектов).
Общее время Тнорм проведения ПНР представляет собой сумму времен каждого этапа
Каждый этап имеет свой график выполнения, который содержит не только последовательные, но и параллельно выполняемые работы. Для каждого графика определяется свой критический путь. Время, затрачиваемое на этот путь, равно Tj.
Рис. 12.3. Пример связи между сетевыми графиками разных уровней
На рис. 12.3 приведен пример связи между графиками разных уровней. На графике более высокого уровня выбраны вершины; j и j + 1 и указано время пути между вершинами. Линия, соединяющая вершины, сама представляется в виде сетевого графика следующего уровня. При переходе к этому графику (переход показан стрелкой вниз) линия распадается на некоторую совокупность работ, которые изображаются стрелками. Промежуточные состояния обозначены 1 и 2, времена выполнения работ — t1, t2, t3, t4, t5. Для графика выполняется соотношение между временами: max(t1 + t4, t2 + t3, t5). Для графика более низкого уровня время Tj является критическим. Критический путь выделен линией (предполагается, что t2 + t3 > t5 и t1 + t4). Показанный на рис. 12.3 пример не означает, что процессы сетевого графика должны происходить только параллельно или последовательно.
Время Тнорм выполнения директивного графика (нормативное время) получается суммированием критических времен графиков нижних уровней. Это время будет затрачено при условии отсутствия неучтенных факторов. Как показывает практика, при сооружении таких сложных объектов как АС, возникает большое количество событий, имеющих случайный характер, которые не могут быть учтены на этапе детерминированного планирования. Происходящее из-за этих событий увеличение сроков ввода в эксплуатацию следует оценивать с использованием вероятностных методов прогнозирования [141—144].