В последние месяцы малые модульные реакторы (SMR) рассматриваются в качестве одного из вариантов перехода на чистые энергоносители. Эта технология существовала десятилетиями в качестве источника энергии для судов и проектов централизованного теплоснабжения.
Малые модульные реакторы (SMR) позволяют разработчикам энергетики строить атомные станции меньшего размера, чем при традиционной установке.
Несмотря на широкий интерес, в настоящее время в стадии строительства находится только несколько SMR в Аргентине, Китае и России. Помимо этого, по данным МАГАТЭ, во всем мире существует около 50 проектов SMR.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) определяет SMR как реактор, который вырабатывает не более 300 МВт энергии на модуль. Некоторые SMR могут работать как многомодульная установка, что означает большую совокупную мощность.
SMR обещают «упрощение и соответствующее снижение затрат при применении технологий промышленного производства и строительства на заводе, а не на месте».
Благодаря небольшому размеру и простой конструкции они предлагают большую гибкость, чем обычные долгосрочные ядерные проекты. SMR представляют собой «временную меру» для стран, стремящихся восполнить дефицит электроэнергии в то время, когда старые электростанции выходят из строя и новые возобновляемые электростанции вводятся в эксплуатацию.
Исследование, проведенное Кембриджским университетом, показало, что модульность снизит стоимость атомной энергетики на 25% в лучшем случае. Точно так же стандартизация и изменения в конструкции снизят стоимость на 16%. После этого производственное обучение снизит затраты еще на 17%.
Кроме того, SMR могут обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии в районах, где используются прерывистые возобновляемые источники энергии, не имеющих достаточной емкости для ее хранения.
Правительства начинают инвестировать в технологию SMR.
На этой неделе премьер-министр Великобритании Борис Джонсон объявил, что Великобритания инвестирует 332 миллионов долларов (250 миллионов фунтов стерлингов) в небольшие модульные ядерные реакторы. Еще 226 млн. долларов (170 млн. фунтов стерлингов) из нового фонда перспективных ядерных технологий пойдут на усовершенствование модульных реакторов (AMR).
Роберт Армор, председатель глобальной ядерной группы в юридической фирме Gowling WLG, сказал: «Угольная генерация в Великобритании почти исчезла; тепловые электростанции на газу в настоящее время в основном находятся в режиме минимальной эксплуатации. Все атомные станции Великобритании, кроме одной, должны быть выведены из эксплуатации к 2030 году. Потребность в инвестициях огромна.
Маломасштабная низкоуглеродная атомная энергетика хорошо вписывается децентрализованный мир. В Великобритании SMR могут быть развернуты в конфигурации с несколькими блоками для замены существующих АЭС и обеспечения большей гибкости или индивидуально для удовлетворения нишевых энергетических потребностей или локального спроса.
SMR и AMR бывают разных форм и размеров и предлагают перспективу низкоуглеродного решения для различных нишевых энергетических запросов. Многие островные общины в настоящее время зависят от дизельной генерации, что несовместимо с нулевым уровнем потребления».
Прогресс модульных ядерных стандартов.
Глобальная экономия от масштаба возможна только при глобальном сотрудничестве. МАГАТЭ заявляет, что будет координировать действия государств-членов по разработке ключевых технологий SMR. Процесс утверждения является длительным, дорогостоящим и всеобъемлющим: в Великобритании утверждение реактора обычно занимает четыре года и более.
Правительство Канады оценило мировой рынок SMR и AMR в 150-300 миллиардов канадских долларов [115-230 миллиардов долларов] в год к 2040 году. Консорциум SMR Великобритании, возглавляемый Rolls Royce , указывает на экспортный потенциал SMR в 250 миллиардов фунтов [332 миллиарда долларов] к 2050 году.
Общий нормативный подход к техническим обзорам может сделать возможным внедрение SMR. Поэтому объявленное в октябре 2020 года сотрудничество между Управлением по ядерному регулированию Великобритании и Канадской комиссией по ядерной безопасности в Канаде является своевременным. Обе страны стремятся развить технологии AMR и SMR, о чем свидетельствует «План действий по сотрудничеству в области передовых ядерных технологий», подписанный в марте 2020 года. Другие регулирующие органы могут присоединиться к этому сотрудничеству и открыть международные рынки для поставщиков SMR.