компонент АЭС

10 июня федеральное агентство Airs объявило об открытии 30-дневного периода общественных обсуждений для оценки поддержки плана по экспорту АЭС.

Международная финансовая корпорация развития США (DFC) заявила, что планирует обновить процедуры для осуществления инвестиций в рамках своих полномочий по кредитованию на 60 миллиардов долларов, как это было санкционировано Конгрессом.

Понимает ли агентство свои дальнейшие действия, и будет ли оно обращаться за помощью к ядерной промышленности США, чтобы добиться успеха?

Россия и Китай используют экспорт ядерной энергетики как инструмент внешней политики, предлагая энергетические проекты на привлекательных финансовых условиях для развивающихся стран, таких как Египет, Бангладеш, Турция и Пакистан. В этом направлении Россия значительно опережает Китай, несмотря на глобальную инвестиционную программу Китая в области инфраструктуры «Один пояс и один путь».

В свою очередь, Китай занимает равные позиции в двух крупнейших британских проектах по строительству атомных электростанций, а именно в Хинкли-Пойнт-С и Сайзуэлл-С. Каждый из проектов после завершения будет генерировать по 3 200 МВт «чистой» электроэнергии. Также Китай взял на себя обязательства по строительству несколько блоков АЭС мощностью 1000 МВт Hualong One PWR на площадке в Брэдвелле.

Китай инвестирует в новый ядерный комплекс  Великобритании, чтобы в дальнейшем рассчитывать на политическую поддержку для установки сетей 5G Huawei и строительство высокоскоростной железнодорожной линии в Великобритании.

Противодействуя этому растущему влиянию, США надеются предложить миру привлекательное финансирование современных и доступных ядерных реакторов, таких как небольшие модульные, микро- и мини-проекты. Примечательно, что DFC имеет вдвое больше полномочий по предоставлению финансовых кредитов, чем Корпорации зарубежных частных инвестиций, которую она заменила, чтобы участвовать в программе.

Что экспортировать?

Агентство DFC планирует финансировать «передовые ядерные технологии, разрабатываемые и внедряемые в Соединенных Штатах, включая малые модульные реакторы (SMR) и микрореакторы, которые будут иметь более низкие затраты, чем традиционные АЭС, и могут хорошо подойти для развивающихся стран.

Взгляд на политический календарь.

DFC не указывает сроки принятия решения о реализации этой стратегии, а также не поясняет, как будет развивать внутреннюю техническую и финансовую экспертизу для выявления и отбора проектов, проведения должной экспертизы стран-кандидатов в отношении финансирования или мониторинга финансируемых проектов.

Исполнительный директор DFC ранее работал в качестве инвестора в отрасли здравоохранения, а остальные ключевые руководители агентства работали в сфере финансов, управленческого консалтинга и политики. Никто из них никогда не руководил проектом строительства новой атомной электростанции или энергетическим проектом аналогичного масштаба.

Период обсуждений и дебатов в Конгрессе продлится до конца 2020 года. Первые инвестиционные решения в области ядерной энергетики могут быть приняты в течение следующих нескольких лет.

Но через год в США уже будет новый президент и новый конгресс. Вероятно, большинство будет составлять демократическая партия, как в палате, так и в сенате. Левое или прогрессивное крыло Демократической партии боролось с концепцией инвестирования в ядерную энергетику как неотъемлемой части стратегии по декарбонизации экономики США.

В период общественного обсуждения DFC заявляло, что будет налаживать внешнее взаимодействие с заинтересованными сторонами, представляющими Конгресс -равноправные правительственные учреждения США, неправительственные организации и частный сектор. Включение «зеленого крыла» Демократической партии должно стать важной частью этой информационно-пропагандистской деятельности.

Проблемы управления и поставок.

Несмотря на то, что в США нет недостатка в консультационных финансовых и технических возможностях, чтобы помочь DFC управлять инвестиционными решениями, необходимо с осторожностью относиться к состоянию цепи поставок в США и принимать меры «по наведению порядка в своем доме».

В течение десятилетий США не продавали за рубеж свои реакторы. Единственным американским производителем ядерных реакторов является компания Westinghouse, которая после банкротства принадлежит канадской частной инвестиционной фирме, которая считает своими инвесторами суверенные фонды нескольких стран, включая Катар.

В 2014 году завершение работ четырех энергоблоков Westinghouse мощностью 1150 МВт, предназначенных для экспорта в Китай, было отложено из-за проблем с насосами охлаждения реактора (RCP), которые требовали замены. В 2019 году один из четырех RCP, установленных на действующем проекте Sanmen, вышел из строя после того, как был полностью установлен, что вывело реактор из эксплуатации на несколько месяцев.
Проект Vogtle в Джорджии, близнец Westinghouse AP1000s, вышел за рамки бюджета, частично из-за проблем с установленными компонентами, которые не работали так, как рекламировалось.
Проект V C Summer, два Westinghouse AP100, в Южной Каролине провалился из-за неспособности коммунального предприятия и его EPC-подрядчиков управлять цепочкой поставок и поставлять основные компоненты вовремя, что обошлось налогоплательщикам в 9 миллиардов долларов. Неудачи в управлении проектом и обвинения в мошенничестве со стороны руководства коммунального предприятия также способствовали краху проекта.

Проблемы управления и юридической экспертизы.

Проблема коррупции и возможного мошенничества в развивающихся странах должны быть в центре внимания DFC при проведении комплексных проверок. Борьба Южной Африки за запуск новой атомной электростанции - это конкретный пример опасности двойных сделок, которые могут повлиять на планы страны потратить миллиарды на новую АЭС.

В Бразилии в 2014 году часть денег для подкупа генерального директора и руководителей государственной ядерной компании строительными фирмами и поставщиками проекта, была спрятана на автомойке.

В США Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) заявила, что с проектом VC Summer «из-за приманки налоговых льгот на строительство реактора» вынудили бывшего генерального директора и EVP солгать о прогрессе, чтобы обеспечить качество федеральной финансовой поддержки.

«В жалобе SEC говорится, что SCANA, ее бывший генеральный директор Кевин Марш, бывший исполнительный вице-президент Стивен Бирн и дочерняя компания SCE & G ввели в заблуждение инвесторов в отношении проекта по строительству двух ядерных блоков, которые позволят компании получить налоговые льготы на сумму более 1 млрд. долларов. Согласно иску, ответчики утверждали, что проект идет по плану, несмотря на то, что знали, что он значительно отстает от графика, что делает его маловероятным для получения налоговых льгот».

Выигрышная стратегия для DFC

Если DFC собирается одолжить десятки миллиардов долларов налогоплательщиков для экспорта коммерческих ядерных энергетических технологий США, это необходимо сделать правильно. В дополнение к строгой юридической проверке присуждения кредитов, необходимо сотрудничать с широким кругом ассоциаций экспертов по ядерной тематике в вопросах управления проектами и цепочки поставок. Успех кредитной программы DFC зависит от успешных проектов ядерных реакторов, чтобы заработать и сохранить доверие конгресса и общественности.

Организации, которые могут помочь, включают: Институт ядерной энергии, Совет по ядерной промышленности, Американское общество инженеров-механиков, Американское ядерное общество и отраслевые торговые группы, представляющие инженерные услуги и производителей компонентов ядерных реакторов.

Цель состоит в том, чтобы работать над национальной стратегией получения всех U..S. поставщики полностью способны поддержать эти экспортные проекты. Финансирование Конгрессом Министерства энергетики для организации и оплаты усилий является необходимым фактором успеха. Отрасль не может сделать это в одиночку.

Поддержка заинтересованных сторон для предложения DFC

Институт ядерной энергии (NEI), являющийся внутренней торговой группой ядерной промышленности США, объявил на своем веб-сайте, что взволнован предполагаемым изменением политики, которое отменяет десятилетний запрет на государственную финансовую поддержку экспорта ядерных технологий США.

Мария Корсник, президент и главный исполнительный директор NEI, сказала: «Предлагаемое изменение политики, направленное на снятие устаревшего запрета на проекты в области ядерной энергии, поддерживает развитие «чистой» и надежной энергетики во всем мире, помогает странам в достижении целей в области развития энергетики, укрепляет национальную безопасность США и уравняет возможности американских фирм».

В своем заявлении г-жа Корсник повторила мнение бывшего директора INL Джона Гроссенбахера, который еще в 2010 году заявил, что разработка и эксплуатация ядерного реактора - это «предложение на 50–100 лет». Под этим он подразумевал, что этапы жизненного цикла реактора могут быть измерены этими этапами.

Актуальный пример:
Год 1 - Начало проекта: планирование и организация финансирования;
Год 4 – Получение лицензии на строительство и эксплуатацию;
Год 10 - Получение лицензии на 40 лет;
Год 50 - Продление лицензии на первые 20 лет;
Год 70 - 2-й 20-летний срок продления лицензии;
90-й год - продление срока действия 20-летней лицензии;
110 год - Начало вывода из эксплуатации;
130-й год - Вывод из эксплуатации завершен.

НЭИ «Корсник», по-видимому, взяли страницу из книги Гроссенбахера. «Партнерство с американскими компаниями позволит странам обеспечить долгосрочную чистую и надежную энергию для электросетей, опреснения и других применений. Кроме того, эти партнерские отношения позволят установить долгосрочные стратегические отношения с США в области экономики и безопасности, которые могут продлиться 100 лет».

Clearpath , консервативная группа по экологически чистой энергии, также заявила, что поддерживает изменение инвестиционной политики DFC. Рич Пауэлл, исполнительный директор группы, сказал в заявлении:

«Поскольку Россия и Китай используют свои государственные предприятия, чтобы получить влияние на международном уровне, американское правительство должно обеспечить, чтобы компании, инноваторы и технологии в области чистой энергии США имели наилучшие шансы в международной конкуренции».

«Сняв прежние ограничения на развитие атомной энергетики США на международном уровне, Америка делает огромный шаг, чтобы предложить свой конкурентоспособный продукт - аналогично стимулам, которые предоставляют Китай и Россия, когда предлагают развитие инфраструктуры и энергетики другим странам».

Потенциальные изменения политики США, направлены на предложение реальных финансовых решений, что было подчеркнуто в заявлении во время проведения сессии ANS помощником госсекретаря США по ядерной энергетике Ритой Баранвал.

Правительство США для поддержки экспорта может предложить привлекательные варианты финансирования и возможность возврата использованного ядерного топлива обратно.