Содержание материала

Совершенствование объема и состава испытаний

Оптимизация объема и состава испытаний может достигаться как сокращением или исключением некоторых испытаний, так и их заменой на другие испытания, оказывающие меньшее влияние на безопасность, остаточный ресурс оборудования и являющиеся более экономичными. Эта же цель может быть достигнута совмещением испытаний.
В качестве примера обоснованного сокращения испытаний без снижения их информативности можно привести оптимизацию номенклатуры испытаний для определения спада расхода теплоносителя при обесточивании различного числа ГЦН (выбега ГЦН) [112]. Программой испытаний предусмотрено проведение обесточивания одного, двух, трех, четырех ГЦН из четырех работающих, двух из двух, трех из трех работающих ГЦН и соответствующего числа включений-отключений ГЦН, вызывающих как существенные нагрузки на сам ГЦН, так и динамические нагрузки на другое оборудование РУ.
В результате анализа и сравнения кривых выбегов ГЦН в этих комбинациях, полученных на ряде блоков с РУ ВВЭР-1000, было сделано заключение, что в первые 20 с процесса выбеги всех ГЦН одинаковы в пределах погрешности применяемого метода измерений и не зависят от режима обесточивания (числа отключаемых и работающих насосов), имеющихся отличий в проектах РУ и конструкции ГЦН. На основании этого предложено в дальнейшем проводить измерения выбега только одного ГЦН из четырех работающих на этапе горячей обкатки, на этапах освоения мощности специальных испытаний по обесточиванию ГЦН не проводить, а получать информацию о выбегах ГЦН при проведении других испытаний, связанных с отключением ГЦН (полное обесточивание блока, испытание устройства разгрузки и ограничения мощности).
При планировании работ по вводу в эксплуатацию (разработке этапных программ и графиков испытаний) стремятся там, где это возможно, к максимальному совмещению испытаний. Так, абсолютное большинство испытаний по тензомет- рированию и термометрированию оборудования ГЦК, выполняемых в 56 режимах, совмещены с проведением других необходимых испытаний РУ. Теплогидравлические испытания реактора и 1-го контура, требующие режимов работы ГЦН в различных сочетаниях, на этапе «гидравлические испытания и промывка 1-го контура, горячая обкатка РУ» совмещаются с измерениями пульсаций давления, вибраций и перемещений оборудования реакторной установки, также требующих режимов работы ГЦН в различных сочетаниях и, соответственно, включений-отключений ГЦН. Последовательность режимов, регистрируемых по программам данных испытаний, разрабатывается из условия минимально достижимого число включений-отключений ГЦН.
По опыту испытаний на ряде энергоблоков АЭС с ВВЭР-1000 [3] были исключены из объема испытаний по термометрированию оборудования ГЦК режимы, в которых не отмечалось практически никаких температурных воздействий и которые также не требуют отдельной специальной проверки:

  1. режимы поочередного включения-отключения отдельных групп блоков ТЭН КД;
  2. специальные кратковременные опробования БРУ-А и БРУ-К;
  3. продувка уровнемеров КД.

Применяемые в настоящее время при вводе в эксплуатацию РУ ВВЭР-1000 системы внутриреакторного контроля вибраций и пульсаций давления в элементах ВКУ и в имитаторах ТВС [3] достаточно сложны по конструкции и по технологии монтажа на реакторе, вследствие чего вероятность повреждения элементов этих систем в процессе монтажа на реакторе достаточно высока. Как показывает опыт, в данных системах возможно наличие дефектов и повреждений, не выявляемых в процессе гидроиспытаний, но проявляющихся позднее в процессе горячей обкатки в виде течи, видимо, из-за накопления повреждения вследствие имевших место циклов термосиловых нагрузок. Появление течей в защитных трубах и узлах вывода данных систем приводит к необходимости расхолаживания реакторной установки для ремонта и устранения течей и прерывания процесса горячей обкатки.
Возможность отказа от систем внутриреакторных измерений вибраций и пульсаций давления на однотипных энергоблоках может быть оправдана достаточностью и повторяемостью результатов, полученных на ранее введенных энергоблоках с ВВЭР-ЮОО. В перспективе ставится задача осуществления контроля вибрационного отклика и динамической нагруженности внутрикорпусных устройств реактора по виброшумовым характеристикам крышки реактора, что позволит отказаться от внутрикорпусных измерений. Такая задача может быть решена:

  1. оценкой вибрационного состояния крышки реактора во взаимосвязи с оборудованием ГЦК РУ;
  2. выявлением связей между величинами вибраций и их спектральным составом по преобразователям внешнего и внутриреакторного контроля;
  3. набором исходных данных для формирования критериев оценки нормального состояния внутриреакторного оборудования, а также для разработки методик диагностического контроля состояния РУ и его остаточного ресурса с помощью систем внешнереакторного контроля.

Оптимизация последовательности испытаний

Примерами оптимизации последовательности пусконаладочных испытаний могут служить изменения последовательности этапов ПНР, реализованные при вводе в эксплуатацию энергоблока №1 Ростовской АЭС [100,113].
Типовым графиком ввода в эксплуатацию была предусмотрена следующая последовательность этапов ПНР:
ИОО => ХГО => ревизия => испытания СГО => ФП => ЭП => ОПЭ.
Для уменьшения продолжительности ПНР по мере готовности ГЦН и их вспомогательных систем был выполнен непредусмотренный типовым графиком подэтап «Предварительные гидроиспытания и циркуляционная промывка» на «холодной» воде (Т≤ 403 К). Это позволило до начала подэтапа ХГО устранить выявленные при проведении гидроиспытаний дефекты, обкатать ГЦН и вспомогательные системы,  а также выполнить отмывку 1-го контура до установленного нормативными требованиями качества теплоносителя. Одновременно выполнялись монтажные и наладочные работы на резервной дизельной электростанции (РДЭС) проводилась обкатка дизель-генератора на холостом ходу и под нагрузкой.
Следует иметь в виду, что необходимость выполнения подэтапа «Предварительные ГИ и ЦП» определялась особенностями ввода в эксплуатацию энергоблока №1 Ростовской АЭС после длительного простоя и хранения оборудования (см. § 6.8) и может не являться оптимальной для энергоблоков в условиях поточного строительства.
Существенный вклад в оптимизацию процесса ввода в эксплуатацию внес перенос испытаний системы герметичного ограждения на блоке №1 Ростовской АЭС на более ранний период по сравнению с типовым графиком. Проведение этих испытаний до начала горячей обкатки позволило использовать имеющиеся возможности интенсификации работ при неготовности оборудования к проведению испытаний по типовому графику, т. е. реально сократить общее время ввода в эксплуатацию и в то же время при работе РУ на номинальных параметрах иметь полностью готовую, испытанную на прочность и плотность герметичную оболочку, т. е. повысить безопасность проведения работ в период ХГО.
Таким образом, на энергоблоке №1 Ростовской АЭС была реализована следующая последовательность этапов ПНР:
ИОО => предварительные ГИ и ЦП => испытания СГО =>
=> ХГО => ревизия => ФП => ОПЭ.
Этот опыт был использован на блоке №3 Калининской АЭС, а также на блоке №1 Тяньваньской АЭС в Китае.