Содержание материала

Качество каждого узла и системы определяется на основе характеристик, которые можно идентифицировать и/или измерить.
Количественные характеристики могут быть выражены в виде:

  1. свойств (физических, материаловедческих, химических, габаритных характеристик);
  2. рабочих характеристик (скорость, продолжительность работы, выходные параметры, энергопотребление, коэффициент полезного действия и т.д.).

Контроль качества осуществляется путем сравнения полученных показателей качества с требуемыми техническими условиями, проектной, конструкторской, технологической, нормативной и эксплуатационной документацией.
Выполнение пусконаладочных работ в процессе ввода в эксплуатацию в значительной степени носит характер предоставления услуг. Оценка качества этих услуг имеет свою специфику. Качественные характеристики услуг могут быть выражены через понятия, характерные для каждого конкретного случая.
Обеспечение качества на АС представляет собой планируемую и систематически осуществляемую деятельность, направленную на то, чтобы все работы на всех этапах жизненного цикла блока АС или АС в целом: выбора площадки, проектирования, сооружения, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации, а также при конструировании и изготовлении для них систем и оборудования выполнялись установленным образом, а их результаты удовлетворяли предъявленным к ним требованиям.
На международном уровне обеспечение качества на АС регламентируется рекомендациями руководств МАГАТЭ по безопасности [42—54]; В нашей стране необходимость разработки и выполнения программ обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла АС впервые была определена в [4]. Основные положения деятельности по обеспечению качества на АС впервые были сформулированы в разработанных в «Атомтехэнерго» «Основных правилах обеспечения эксплуатации атомных станций» [41].
В настоящее время в России введен новый стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2001 [54], разработанный на основе одноименного международного стандарта ИСО 9000-2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Этот стандарт оперирует такими понятиями, как система менеджмента качества, планирование качества, менеджмент качества, управление качеством, обеспечение качества, улучшение качества.
Согласно [41] и с учетом [54] для обеспечения требуемого качества деятельности, выполняемых работ и предоставляемых услуг в области использования атомной энергии в эксплуатирующих организациях АС и на атомных станциях должны быть созданы и внедрены системы менеджмента качества (СМК).
Деятельность по обеспечению качества для АС, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены, должна регламентироваться рядом специальных программ обеспечения качества:

  1. “Общей программой обеспечения качества для атомной станции” — ПОК АС (О);
  2. “Программой обеспечения качества при выборе площадки атомной станции” — ПОК АС (ВП);
  3. “Программой обеспечения качества при проектировании атомной станции” — ПОК АС (П);
  4. “Программой обеспечения качества при разработке реакторной установки” — ПОК (РУ);
  5. “Программами обеспечения качества при разработке и изготовлении оборудования и/или изделий систем, важных для безопасности АЭС” — ПОК(Р) и ПОК(И);
  6. “Программой обеспечения качества при сооружении (строительстве) атомной станции” — ПОК АС (С);
  7. “Программой обеспечения качества при вводе атомной станции в эксплуатацию” — ПОК АС (ВЭ);
  8. “Программой обеспечения качества при эксплуатации атомной станции” — ПОК АС (Э);
  9. “Программой обеспечения качества при выводе из эксплуатации атомной станции” — ПОК АС (СЭ).

Каждая программа обеспечения качества должна быть утверждена до начала регламентируемых ею работ. Наличие соответствующих ПОК АС обусловливает выдачу государственным регулирующим органом лицензий на сооружение и эксплуатацию энергоблока (АЭС).
При разработке программ обеспечения качества должны учитываться требования правил и норм, действующих в области использования атомной энергии, с учетом классификации оборудования, систем и сооружений по степени их важности для безопасности АС.
Ответственность за разработку общей программы обеспечения качества на АС — ПОК АС (О), программы обеспечения качества при вводе АС в эксплуатацию — ПОК АС (ВЭ), программы обеспечения качества при эксплуатации АС — ПОК АС (Э), программы обеспечения качества при выводе АС из эксплуатации — ПОК АС (СЭ) возлагается на эксплуатирующую организацию. Эксплуатирующая организация может передать разработку и/или выполнение отдельных этапов (частных программ) организациям (предприятиям), имеющим соответствующую на то лицензию (разрешение), однако ответственность за общую программу обеспечения качества на АС в целом остается за эксплуатирующей организацией. В зависимости от специфики и состояния энергоблока АС эксплуатирующая организация АС может предусматривать разработку дополнительных частных программ обеспечения качества.
Организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги в области использования атомной энергии в соответствии с принятым разделением работ несут ответственность за разработку и выполнение программ обеспечения качества по своему направлению деятельности.

Эффективное функционирование программы  обеспечения качества должно осуществляться посредством:

  1. контроля за ходом выполнения принятой политики качества и выполнением запланированных мероприятий в области качества;
  2. регулярных проверок функционирования СМК;
  3. анализа функционирования СМК;
  4. ревизий эффективности функционирования программ обеспечения качества эксплуатирующей организацией;
  5. ревизий эффективности функционирования программ обеспечения качества организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии для эксплуатирующей организации и АС;
  6. разработки по результатам проверок СМК необходимых корректирующих и предупреждающих мер и контроля за их реализацией.

Должна быть разработана и задействована организационная структура СМК, распределены функции, определены полномочия и ответственность между предприятиями (организациями), подразделениями и должностными лицами, вплоть до непосредственных исполнителей. При наличии сложной организационной структуры необходимо обеспечить установление связей между организациями (предприятиями) таким образом, чтобы соблюдалась иерархия подчиненности.

В эксплуатирующей организации и АС должны быть утвержденные перечни действующих федеральных, отраслевых и станционных нормативных документов по менеджменту качества.
Для проверки выполнения и эффективности функционирования ПОК АС по специально разработанному и утвержденному графику должны проводиться инспекции подразделений АС и ревизии организаций, выполняющих работы или предоставляющих услуги в области использования атомной энергии по договорам с эксплуатирующей организацией или АС. По результатам инспекций и ревизий должны представляться акты с необходимыми корректирующими мероприятиями по поддержанию требуемого уровня качества.
Периодичность проведения ревизий функционирования ПОК АС организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии определяется заказчиком, исходя из состояния уровня качества в этих организациях. В случае существенного ухудшения показателей качества деятельности подразделений АС или организаций, а также внесения серьезных изменений в действующую систему качества, могут назначаться внеплановые инспекции или ревизии. ‘
В эксплуатирующей организации и на АС должны быть созданы и задействованы системы контроля эффективности функционирования программ обеспечения качества, включающие в себя как минимум:

  1. порядок сбора, хранения, обработки и представления информации по качеству;
  2. контроль соответствия технологического процесса установленным показателям качества, анализ показателей качества;
  3. контроль своевременного и качественного выполнения плановых и неплановых заданий, по которым определены сроки и исполнители;
  4. контроль проведения по направлениям деятельности в установленные графиком сроки инспекций и ревизий.

Под менеджментом качества при вводе блока (АЭС) в эксплуатацию понимается планируемая и систематически осуществляемая деятельность, направленная на то, чтобы все работы по вводу блока (АЭС) в эксплуатацию проводились установленным образом, а их результаты удовлетворяли предъявленным к ним требованиям.

Система менеджмента качества разрабатывается и реализуется как одна из важнейших составляющих общего процесса управления вводом блока (АЭС) в эксплуатацию. На площадке АЭС создается система менеджмента качества, представляющая собой совокупность политики, целей, организационной структуры, планирования качества, управления качеством, обеспечения качества, улучшения качества, ответственности, нормативной базы, процедур, процессов, материальных и людских ресурсов, и обеспечивающая руководство и управление применительно к качеству в процессе ввода блока (АЭС) в эксплуатацию.
Структурно система менеджмента качества при вводе в эксплуатацию включает в себя:

  1. политику в области качества;
  2. программы обеспечения качества организаций — участников работ по вводу блока (АЭС) в эксплуатацию;
  3. обязанности и полномочия в области качества;
  4. персонал, обученный работам по технологии и обеспечению качества;
  5. подразделения качества, подчиненные непосредственно руководству организаций — участников работ по вводу блока (АЭС) в эксплуатацию. В каждой организации должны быть созданы отдел (группа) обеспечения качества или назначены, лица, отвечающие за обеспечение качества и проведение контроля и ревизий;
  6. необходимые специализированные средства, включающие компьютерные программы для управления, учета и обработки информации по качеству;
  7. тренажеры и полигоны с использованием специальной измерительной и испытательной техники;
  8. плановые инспекции и функциональные испытания систем блока (АЭС);
  9. оценку системы технической поддержки и ее возможностей в аварийных ситуациях;
  10. систематический анализ опыта ввода блока (АЭС) в эксплуатацию и эксплуатации для принятия необходимых корректирующих мер.

Основные принципы обеспечения качества при вводе в эксплуатацию:

  1. четкое разграничение обязанностей и определение ответственности всех организаций, участвующих в работах по вводу блока (АЭС) в эксплуатацию;
  2. все работы, влияющие на качество, должны выполняться в соответствии с процедурами, согласованными в установленном порядке;
  3. каждый результат деятельности, влияющий на качество, должен быть зафиксирован в отчетной документации, оформленной в установленном порядке;
  4. за качество работ отвечает исполнитель;
  5. контролер (инспектор) должен быть независим от исполнителя;
  6. максимальная стандартизация и унификация всех видов деятельности;
  7. определение корректирующих мер при выявлении несоответствий и разработка процедур по устранению этих несоответствий; -
  8. своевременный пересмотр программы качества;
  9. выполнение всех работ квалифицированным персоналом.

Обеспечение качества при вводе в эксплуатацию включает в себя:

  1. соблюдение требований государственных и отраслевых нормативных документов;
  2. учет и использование существующей практики ввода в эксплуатацию аналогичных объектов;
  3. определение организационной структуры, в рамках которой необходимо планировать и осуществлять работу по обеспечению качества и четкое разграничение ответственности и полномочий привлекаемых к работе предприятий, организаций и отдельных сотрудников;
  4. определение условий работы, влияющих на качество (условия в помещениях, оборудование и уровень квалификации, необходимые для обеспечения требуемого качества);
  5. определение порядка подготовки, подготовка и допуск к работе персонала, от работы которого зависит обеспечение качества;
  6. выполнение работ в соответствии с письменными процедурами, инструкциями, чертежами, включающими количественные и/или качественные приемочные критерии;
  7. получение лицензий на виды деятельности;
  8. осуществление надзора за проводимыми работами независимыми от исполнителей органами, подразделениями или ответственными лицами. Случаи нарушения требований к качеству изделий, услуг и процессов должны регистрироваться;
  9. разработка, 'согласование и утверждение процедур выполнения работ по вводу в эксплуатацию (программ и методик, графиков, инструкций по эксплуатации);
  10. документальное оформление результатов выполненных работ;
  11. приемка выполненных работ с документальным подтверждением их качества;
  12. применение контрольно-измерительного и испытательного оборудования и приборов, прошедших метрологическую поверку;
  13. определение порядка пересмотра и совершенствования программ выполнения работ административным руководством организаций, отвечающих за эти работы;
  14. подразделения качества, подчиненные непосредственно руководству организаций — участников работ по вводу блока (АЭС) в эксплуатацию. В каждой организации должны быть созданы отдел (группа) обеспечения качества или назначены лица, отвечающие за обеспечение качества и проведение контроля и ревизий;
  15. проведение ревизий и подготовка отчетов.

Программа обеспечения качества при вводе атомной станции (блока АЭС) в эксплуатацию ПОК АС (ВЭ), являющаяся основным документом по обеспечению качества при вводе в эксплуатацию, устанавливает основные требования к организационно-технической деятельности организаций и предприятий, необходимой для достижения требуемого качества при реализации конкретных процедур по вводу блока (АЭС) в эксплуатацию, а также к контролю достигнутого качества. Основное содержание, а также область распространения ПОК АС (ВЭ) приведены в § 5.1.
Впервые в нашей стране система обеспечения качества при вводе в эксплуатацию с разработкой и выполнением программы ПОК АС (ВЭ) была применена «Атомтехэнерго» при вводе в эксплуатацию энергоблока №1 Ростовской АЭС, а позднее энергоблока №3 Калининской АЭС.
Как уже говорилось выше, при работе с иностранным заказчиком на АЭС, сооружаемых при техническом содействии нашей страны, необходимо учитывать как национальные и международные нормы и правила, так и сложившиеся структурные особенности системы менеджмента качества в соответствующих странах, отличающиеся от принятых в нашей стране. Эти особенности подлежали учету при вводе в эксплуатацию Тяньваньской АЭС в Китае.
Содержание программы ПОК АС (ВЭ) Тяньваньской АЭС (см. § 5.1) принципиально не отличается от аналогичных программ энергоблока №1 Ростовской и энергоблока №3 Калининской АЭС. Однако структурный состав документов по обеспечению качества, подлежащих выполнению в процессе ввода в эксплуатацию, имеет заметные отличия.
Структурная схема комплекса основных документов по обеспечению качества, разработанного и реализованного при вводе в эксплуатацию Тяньваньской АЭС, приведена на рис. 3.2. В этой структуре присутствуют специальные процедуры качества и управления ПНР, включающие особые черты содержания и организации процесса ввода в эксплуатацию. Разработка и использование таких процедур предусматривается программами обеспечения качества в вышеупомянутых странах. Перечень таких процедур, разработанных и реализованных «Атомтехэнерго» при вводе в эксплуатацию Тяньваньской АЭС, приведен в табл. 3.3.

Таблица 3.3. Перечень процедур по вводу в эксплуатацию энергоблока №1 Тяньваньской АЭС



п/п

Наименование документа

1

Инжиниринговая процедура. Требования к программам и процедурам испытаний систем (оборудования)

2

Процедура составления, проверки, рассмотрения и утверждения пусконаладочной документации

3

Процедура разработки программ ПНР на площадке АЭС

4

Процедура корректировки программ и методик пусконаладочных испытаний на площадке АЭС

Продолжение табл. 3.3


5

Процедура управления графиками ПНР, планами и отчетами о ходе выполнения ПНР дирекции ПНР поставщика

6

Процедура разработки и сопровождения планов качества пусконаладочных работ

7

Процедура оформления разрешений на выполнение испытаний на оборудовании до подписания отчета об окончании монтажа

8

Процедура введения эксплуатационного режима на системах и оборудовании

9

Процедура корректировки эксплуатационной документации на площадке АЭС

10

Процедура управления передачей для проведения испытаний

11

Процедура управления передачей по изолированию

12

Процедура управления передачей для проведения технического обслуживания

13

Процедура управления по передаче во временную эксплуатацию

14

Процедура получения разрешения на проведение испытаний

15

Процедура составления отчета о дефекте оборудования и устранения дефекта на стадии пусконаладки

16

Процедура управления дополнительными (исключенными) испытаниями

17

Процедура управления временными изменениями эксплуатационных установок и пределов во время пусконаладочных работ

18

Процедура управления по временным изменениям систем, оборудования и эксплуатационных режимов при проведении пусконаладочных работ

19

Процедура рассмотрения результатов пусконаладочных испытаний

20

Процедура управления ежедневными рабочими листками пусконаладочных работ

21

Процедура управления соответствующей деятельностью на этапе ПНР

22

Процедура управления допуском на выполнение работ на этапе ПНР

23

Процедура регистрации, хранения, передачи, учета, поверки используемого для ПНР оборудования, измерительных приборов, инструментов дирекции ПНР поставщика

24

Процедура контроля и координации проведения индивидуальных испытаний, промывок и гидравлических испытаний на заключительной стадии монтажа персоналом дирекции ПНР поставщика

Рис. 3.2. Структурная схема комплекса документов по обеспечению качества при вводе в эксплуатацию Тяньваньской АЭС

схема комплекса документов по обеспечению качества при вводе в эксплуатацию Тяньваньской АЭС

Продолжение табл. 3.3



п/п

Наименование документа

25

Процедура интерфейса дирекции ПНР поставщика и группы авторского надзора разработчика проекта АЭС во время ввода в эксплуатацию блоков ТАЭС

26

Процедура управления внесением изменении в проект во время пусконаладочных работ по СКУ (системы контроля и управления)

27

Процедура управления по временным изменениям через использование системы контроля и управления (СКУ) в ходе ПНР

28

Процедура проведения внутренних аудитов подразделений дирекции ПНР поставщика

29

Процедура надзора за выполнением ПНР персоналом дирекции ПНР поставщика