Содержание материала

Глава одиннадцатая
Идентификация и оценка рисков при вводе энергоблока в эксплуатацию и их влияния на сроки ввода в эксплуатацию
Анализ продолжительности работ на этапах ввода в эксплуатацию
Для общей демонстрации влияния различных факторов риска (рисков) на продолжительность работ по вводу в эксплуатацию можно привести анализ продолжительности работ на этапах ввода в эксплуатацию одного из энергоблоков с реактором ВВЭР-1000. На этом энергоблоке применена автоматизированная система управления технологическими процессами (АСУ ТП) отличающаяся от предыдущих систем по объемам как технических, так и программных средств, что потребовало увеличения объема ПНР по АСУ ТП и по технологическим системам, управляемым ею. Некоторое влияние на увеличение интенсивности отказов оказал предшествовавший длительный простой и хранение части оборудования из-за приостановки сооружения энергоблока в период застоя в развитии ядерной энергетики (см. гл. 6).
Хотя первый опыт ввода энергоблока с новой системой управления не является типичным, и, очевидно, на последующих энергоблоках можно учесть, снизить или исключить влияние многих рисков, вызванных наличием такой системы, тем не менее, набор рисков, повлиявших на сроки ввода в эксплуатацию данного энергоблока, является, с одной стороны, наиболее разнообразным из всех последних введенных энергоблоков именно в силу отсутствия соответствующего опыта, а с другой — наиболее представительным с учетом предстоящего перехода на новую АСУ ТП на последующих энергоблоках.
Сравнение плановой и фактической длительности этапов и подэтапов ввода в эксплуатацию энергоблока приведено в табл. 11.1.


Подэтап

Плановая длительность по программе, сут.

Фактическая длительность, сут.

Предпусковые наладочные работы

 

Испытание и опробование систем и оборудования

155

200*/480**

Подготовка и проведение испытаний защитной оболочки

15

11

Гидравлические испытания и циркуляционная промывка

12

7

Обкатка РУ

25

63

Ревизия основного оборудования 1-го контура

23

61

Весь этап

230

342*/ 622**

Физический пуск


Весь этап

35,5

61,5

Энергетический пуск

 

Мощность от минимально-контролируемого уровня до (10—12%) Ν ном

10

5

Мощность 25% Ν ном

10

22

Мощность 40% Ν ном

15

20,5

Мощность 50% Ν ном

21

20

Весь этап

56

67,5

Опытно-промышленная эксплуатация

Мощность 75% Ν ном

62

52

Мощность (90—100%) Ν ном

54

111

Весь этап

116

163

*     Фактическое время проведения подэтапа ИОО при полной готовности оборудования и систем к этапу.
** Время проведения подэтапа ИОО с учетом фактического начала испытаний при неготовности оборудования и систем к этапу.
Основными причинами увеличения продолжительности подэтапа «Испытание и опробование систем и оборудования» являются:

  1. монтажная неготовность технологических систем и оборудования, в основном из-за срыва сроков поставок оборудования и трубопроводов;
  2. низкая готовность к началу ПНР отдельных блоков электротехнического оборудования, следствием чего в ряде случаев имели место подача электропитания к потребителям по временным схемам, ручное управление электроприводной арматурой и органолептический контроль за работой оборудования;
  3. неготовность отдельных блоков АСУ ТП в части управления оборудованием и предоставления протоколов регистрации параметров;
  4. дефекты и отказы оборудования, причиной которых явилось долгое хранение без должной консервации на складах, неудовлетворительное качество ремонтно-восстановительных и монтажных работ;
  5. совмещение ПНР с незавершенными строительно-монтажными , электромонтажными и отделочными работами.

В связи с имевшим место началом испытаний при неготовности оборудования и систем к этапу, часть проведенных испытаний требовалось повторять заново, а более половины запланированных на этапе «Предпусковые наладочные работы» испытаний было перенесено на более поздние этапы ввода в эксплуатацию, что увеличило их продолжительность.
Основная причина увеличения длительности проведения подэтапа «Ревизия основного оборудования 1-го контура» — демонтаж, отправка на завод-изготовитель, ремонт и повторный монтаж регенеративного теплообменника и доохладителя системы подпитки-продувки 1-го контура.
Превышение плановой длительности на этапе физического пуска произошло по причине повреждения уголка жесткости одной из ТВС, что привело к простоям в выполнении работ на период расследования причин повреждения и ремонта поврежденной ТВС.
Превышение плановой длительности испытаний на уровнях мощности 25 и 40% номинальной произошло в основном в связи с отказами и дефектами:

  1. повышенная вибрация подшипников турбины;
  2. дефект импульсной линии подачи масла на уплотнения вала генератора;
  3. потеря вакуума в конденсаторе турбины;
  4. останов турбогенератора на неплановый ремонт из-за увеличения температуры баббита и повышенной вибрации подшипников.

Увеличение длительности подэтапов освоения мощности 90— 100% номинальной вызвано следующими причинами, носящими характер отказов и дефектов:

  1. внеплановый ремонт блока в связи с переуплотнением главного разъема одного из главных циркуляционных насосов, устранением дефекта на воздушнике трубопровода питательной воды и устранением других дефектов согласно ведомости ремонта;
  2. ремонт и повторная наладка стопорных и регулирующих клапанов турбины;
  3. двукратное срабатывание аварийной защиты,

а также следующими причинами:

  1. увеличение длительности ППР в связи с реализацией принятого решения о проведении контроля герметичности оболочек (КГО) всех 163 ТВС первой топливной загрузки двумя методами: «сиппинг-методом» в штанге перегрузочной машины и КГО стендовым методом при повторном проведении;
  2. длительная работа блока в базовом режиме на стационарном уровне мощности для выполнения принятого плана по выработке и отпуску электроэнергии.

Как упоминалось, существенное влияние на фактическую продолжительность этапов также оказывали вынужденные переносы испытаний с одного этапа на другой. В табл. 11.2 приведены данные по таким переносам.
Большая часть испытаний переносилась с этапа «Предпусковые наладочные работы» на этапы ФП, ЭП или ОПЭ. Это объясняется тем, что до начала этапа ФП активно продолжались монтажные работы, которые не были закончены в нормативный срок в связи с нарушением графика поставок оборудования. Кроме этого, большое число переносов испытаний было вызвано тем, что ввод в работу систем и оборудования АСУ ТП (необходимых для регистрации параметров во время испытаний) производился гораздо позже выполнения основных монтажных работ по тепломеханическому оборудованию.
Как видно из приведенных результатов, самая большая временная задержка произошла на подэтапе ИОО. 

Таблица 11.2. Переносы испытаний на этапах ввода в эксплуатацию


Этапы переноса испытаний

Число перенесенных испытаний

С подэтапа ИОО на подэтап «Ревизия»

60

С подэтапа ИОО на подэтап «Обкатка РУ»

34

С подэтапа ИОО на последующие этапы (ФП, ЭП, ОПЭ)

56

С подэтапа «Обкатка РУ» на подэтап «Ревизия»

8

С подэтапа «Обкатка РУ» на этап ФП

27

С подэтапа «Обкатка РУ» на этап ЭП

2

С подэтапа «Обкатка РУ» на этап ОПЭ

19

С подэтапа «Ревизия» на этап ФП

27

С подэтапа «Ревизия» на этап ОПЭ

3

С этапа ФП на этап ЭП

2

С этапа ЭП на этап ОПЭ

6

Всего перенесенных испытаний

244

Для исключения подобных задержек на последующих энергоблоках необходимо, как это и предусматривается типовым графиком ПНР, обеспечить первоочередную готовность электротехнической части энергоблока и АСУ ТП в объеме, достаточном для начала подэ- тапа ИОО. Монтажные недоделки и поканальная подготовка систем к проведению ПНР приводят к увеличению сроков проведения ПНР и непредусмотренным затратам рабочего времени. В целях более рационального использования ресурсов целесообразно приступать к ПНР после полной посистемной сдачи в ПНР оборудования и системы в целом.
Для ускорения выполнения и улучшения организации ПНР на последующих энергоблоках необходима последовательная сдача систем для проведения ПНР в соответствии с требованиями готовности и утвержденным графиком предпусковых наладочных работ и исключение начала работ при неготовности оборудования и систем.