Содержание материала

Правила [16] устанавливают порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством атомных станций, их отдельных очередей и отдельных пусковых комплексов.
Атомные станции, их отдельные очереди и отдельные пусковые комплексы, законченные строительством в соответствии с утвержденным проектом, должны предъявляться заказчиком к приемке в эксплуатацию Государственным приемочным комиссиям (ГПК). Энергоблоки атомных станций принимаются ГПК в эксплуатацию в два этапа: в опытно-промышленную эксплуатацию и промышленную эксплуатацию.
До предъявления АС (энергоблока АС) ГПК с целью ввода в опытно-промышленную эксплуатацию рабочая комиссия, назначаемая заказчиком, должна проверить: соответствие объектов и смонтированного оборудования проектам, соответствие выполнения строительно-монтажных работ требованиям строительных норм и правил, результаты испытаний и опробования на уровне тепловой мощности 50% номинальной, подготовленность объектов к эксплуатации в соответствии с требованиями действующих норм и правил по безопасности в ядерной энергетике, включая выполнение мероприятий по обеспечению на них безопасных условий труда в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии, защите природной среды, и только после этого представить объекты к приемке ГПК.
Приемка в опытно-промышленную эксплуатацию производится ГПК на этапе энергетического пуска при устойчивой работе энергоблока в течение 72 ч на уровне тепловой мощности не менее 50% номинальной (см. §2.5).
Учет выработки электроэнергии (тепловой энергии) в период опытно-промышленной эксплуатации для энергоблоков АС производится в соответствии с типовыми графиками освоения проектной мощности.
Приемка в промышленную эксплуатацию энергоблоков атомных станций производится ГПК после завершения опытно-промышленной эксплуатации энергоблоков и проведения комплексного опробования на номинальной мощности и поддержания проектных технико-экономических параметров непрерывно в течение 15 сут. при работе в базовом режиме.
Правила приемки отдельно стоящих, встроенных и пристроенных, а также временных зданий и сооружений в соответствии с [16] описаны в §2.5. Там же приведен порядок внесения изменений в состав пусковых комплексов.
Приемка в промышленную эксплуатацию последнего пускового комплекса должна производиться одновременно с приемкой объекта в целом или его последней очереди.
Очистные сооружения канализации вновь строящихся, расширяемых и реконструируемых объектов подлежат приемке в эксплуатацию в соответствии с [37].
„ Датой ввода в эксплуатацию атомной станции, ее очереди или пускового комплекса энергоблока считается дата подписания акта ГПК о приемке в промышленную эксплуатацию.
В Правилах приводится ответственность сторон, участвующих в сдаче в эксплуатацию.
Заказчики несут ответственность за:

  1. своевременное финансирование проектно-изыскательских, научно-конструкторских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
  2. своевременность и полноту предоставления генподрядчику проектно-сметной документации;
  3. своевременность и комплектность поставки оборудования;
  4. качество приемки законченных строительством, монтажом и наладкой объектов рабочими комиссиями;
  5. организацию и качество производства пусконаладочных работ в сроки, установленные графиком ПНР;
  6. своевременную подготовку к эксплуатации вводимых в действие объектов (укомплектование их кадрами, обеспечение энергоресурсами);
  7. проведение комплексного опробования оборудования с участием проектных, строительных, монтажных и пусконаладочных организаций, заводов-изготовителей оборудования;
  8. за выполнение в полном объеме испытаний по программам пусконаладочных работ и освоения мощности, предусмотренных для пусковых энергоблоков АС.

Проектные организации несут ответственность за:

  1. качество проектной документации;
  2. сроки выдачи проектно-сметной документации;
  3. правильность и своевременность определения пускового комплекса;
  4. осуществление авторского надзора в процессе выполнения строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ, освоения проектной мощности и эксплуатации атомной станции.
  5. соответствие мощностей и других технико-экономических показателей объектов, введенных в эксплуатацию, мощностям и показателям, предусмотренным проектом;
  6. своевременную корректировку проектно-сметной документации, необходимость в которой возникает в период выполнения строительно-монтажных и пусконаладочных работ, а также отработки технологических процессов при освоении проектной мощности на энергоблоках АС.

Научно-исследовательские и конструкторские организации несут ответственность за:

  1. соответствие выданных ими исходных данных для проектирования достижениям научно-технического прогресса в области новых технологических процессов, оборудования и материалов;
  2. качество разработки научных проблем, переданных для проектирования, за работоспособность атомной станции в соответствии с проектом, достижением ею проектных параметров;
  3. разработку фундаментальных основополагающих решений, правильность проектных решений, обеспечивающих надежность и безопасность атомной станции на современном уровне;
  4. осуществление авторского надзора за работами в процессе проектирования, конструирования, изготовления, сооружения, пусконаладочных работ и эксплуатации АС в целях обеспечения высокого уровня разработок, заложенных в проекте АС, согласовывание отчетной пусконаладочной документации;
  5. своевременную корректировку проектно-конструкторской документации, необходимость в которой возникает при проведении пусконаладочных работ на вводимом в эксплуатацию энергоблоке АС.

Строительно-монтажные организации несут ответственность за:

  1. выполнение строительных и монтажных работ в соответствии с проектом, действующими нормами и правилами и в согласованный срок;
  2. надлежащее качество этих работ;
  3. проведение индивидуальных испытаний смонтированного ими оборудования;
  4. своевременное устранение отступлений от утвержденного проекта, выявленных в процессе приемки строительно-монтажных работ, опытно-промышленной эксплуатации и комплексного опробования оборудования;
  5. своевременный ввод в действие производственных мощностей и объектов;
  6. выполнение в согласованные сроки и по отдельному заказу дополнительных работ, выявленных в процессе опытно-промышленной эксплуатации.

Поставщики оборудования несут ответственность за своевременное устранение своими силами заводских дефектов, выявленных на оборудовании в процессе монтажа, при проведении пусконаладочных работ и освоении мощности вводимого энергоблока АС.

В Правилах приводятся состав, права, обязанности и порядок работы рабочих комиссий.
рабочие комиссии назначаются заказчиком и оформляются приказом директора АС. Порядок и продолжительность работы рабочих комиссий определяется заказчиком по согласованию с генеральным подрядчиком. Состав рабочих комиссий описан в §2.1.
рабочие комиссии создаются не позднее чем за 1,5 года до планового срока ввода энергоблока АС в опытно-промышленную эксплуатацию.

Рабочие комиссии обязаны:

  1. проверить качество и соответствие выполненных строительно-монтажных работ, мероприятий по охране труда, требований ядерной и радиационной безопасности, взрывобезопасности, пожаробезопасности, охраны окружающей природной среды и антисейсмических мероприятий требованиям проектно-сметной документации, стандартам, строительным нормам и правилам производства работ с проведением в необходимых случаях контрольных испытаний;
  2. произвести приемку оборудования после индивидуальных испытаний для передачи его для дальнейших испытаний и опробования на уровне тепловой мощности не менее 50% номинальной по акту, составленному по форме, приведенной в [37];
  3. провести в необходимых случаях проверку отдельных конструкций, узлов, зданий и сооружений и принять здания и сооружения для предъявления ГПК;
  4. проверить готовность предъявляемого ГПК энергоблока к началу опытно-промышленной эксплуатации с оформлением акта по форме, приведенной в [37].

Рабочая комиссия имеет право:

  1. требовать в необходимых случаях проведения дополнительных опробований и испытаний оборудования, а также отдельных конструкций и узлов зданий и сооружений, и привлекать для этой цели персонал генерального подрядчика и субподрядных организаций; .
  2. подготавливать решение о проведении отдельных этапов пусконаладочных работ, включая физический и энергетический пуски, при наличии соответствующих разрешений от органов государственного надзора;
  3. образовывать в случае необходимости специализированные подкомиссии. Порядок работы и состав подкомиссий определяются председателем рабочей комиссии.

Генеральный подрядчик по СМР представляет рабочим комиссиям следующую документацию:

  1. перечень, организаций, участвующих в производстве строительно-монтажных работ, с указанием видов выполненных ими работ и фамилии инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за выполнение этих работ;
  2. комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта, разработанных проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанным лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Указанный комплект рабочих чертежей является исполнительной документацией;
  3. сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверявшие качество материалов, конструкций и деталей, примененных при производстве строительно-монтажных работ;
  4. акты освидетельствования скрытых работ и акты промежуточной приемки отдельных ответственных конструкций (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций);
  5. акты индивидуальных испытаний смонтированного оборудования, акты испытаний технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств, технических средств и оборудования системы радиационного контроля (АКРБ);
  6. акты испытаний внутренних и наружных электроустановок и электросетей;
  7. акты испытаний устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;
  8. акты испытаний устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, пожаробезопасность и молниезащиту;
  9. акты испытаний прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмических районах;
  10. журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.

Вся вышеперечисленная документация после окончания работы рабочей комиссии должна быть передана заказчику.

В Правилах приводятся состав, права, обязанности и порядок работы Государственных приемочных комиссий.
Функции, состав и обязанности ГПК в соответствии с [16] и [17] описаны в § 2.5.
Государственная приемочная комиссия назначается не позднее, чем за 1 год до запланированного ввода в эксплуатацию.
Председатель ГПК утверждается Правительством по представлению министерства (ведомства) по атомной энергии, председателем ГПК назначаются руководящие работники министерства (ведомства) по атомной энергии.
Заказчик представляет ГПК вышеперечисленную документацию, представляемую генеральным подрядчиком рабочим комиссиям, а также:

  1. справку об устранении недоделок, выявленных рабочими комиссиями;
  2. утвержденную проектно-сметную документацию, а также справку об основных технико-экономических показателях принимаемого в эксплуатацию объекта;
  3. перечень проектных, научно-исследовательских и изыскательских организаций, участвовавших в проектировании принимаемого в эксплуатацию объекта;
  4. документы об отводе земельных участков;
  5. документ на специальное водопользование;
  6. документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, выполненные заказчиком;
  7. документы о геологии и гидрогеологии строительной площадки, о результатах испытаний грунта и анализа грунтовых вод;
  8. паспорта на оборудование и механизмы;
  9. акты приемки зданий и сооружений, смонтированного оборудования, составленные рабочими комиссиями;
  10. акты о приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и помещений;
  11. справку об обеспечении принимаемого объекта эксплуатационными кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями;
  12. справку об обеспеченности принимаемого объекта материально-техническими ресурсами, в том числе сырьем, электроэнергией, водой, паром, газом, сжатым воздухом и пр.;
  13. справки городских эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, тепло-, газо-, энергоснабжения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание;
  14. документы органа Государственного надзора за безопасным ведением работ в промышленности и ядерной энергетике о разрешении на эксплуатацию энергоблока АС;
  15. справку о соответствии вводимых в действие мощностей мощностям, предусмотренным проектом;
  16. справку о фактической стоимости строительства, подписанную заказчиком и подрядчиком;
  17. документы о разрешении на эксплуатацию объектов и оборудования, подконтрольных соответствующим органам государственного надзора, представители которых не вошли в состав ГПК;
  18. акты о приемке а эксплуатацию зданий и сооружений медико-санитарного назначения, а также об организации медицинского обслуживания и контроля;
  19. планы мероприятий по защите персонала и населения в случае радиационной аварии.

Вся перечисленная документация после приемки объекта в эксплуатацию должна храниться у заказчика.
Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов Государственными приемочными комиссиями оформляется актами, составленными по форме, приведенной в [37]. Акты подписываются председателем и всеми членами комиссий. При наличии у отдельных членов комиссии возражений они должны быть рассмотрены с участием органов, представителями которых являются эти члены комиссии, до утверждения акта о приемке.

Председатель ГПК должен представить в орган, назначивший ГПК:

  1. акт о приемке объекта в эксплуатацию;
  2. краткую докладную записку к акту о приемке, содержащую выводы комиссии по следующим основным вопросам: подготовленности объекта к безопасной эксплуатации, обеспеченности объекта необходимым для эксплуатации материально-техническими ресурсами, а также кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями;
  3. предложения о дальнейшем использовании опыта проектирования и строительства вводимого в эксплуатацию объекта;
  4. предложения (в необходимых случаях) об улучшении качества применяемого оборудования, о повышении рентабельности предприятий и долговечности зданий и сооружений, а также об улучшении технологических процессов производства и других проектных решений;
  5. проект решения органа, назначившего государственную приемочную комиссию, об утверждении акта о приемке объекта в эксплуатацию;

Полномочия ГПК прекращаются с момента утверждения акта о приемке объекта в промышленную эксплуатацию.

4.7. Другая нормативная документация по вводу в эксплуатацию

Комплект ОСТ на пусконаладочные работы на АС с ВВЭР состоит из 31 документа, охватывающих основные направления установления требований к процессу ввода в эксплуатацию (см. табл. 3.1). В ОСТ также приведены формы документов, принятых при оформлении работ по вводу АС в эксплуатацию. Как уже упоминалось в предыдущей главе, в настоящее время ряд ОСТ [13,14,18,19, 55—57] аннулирован и заменен вновь введенными СТО [6, 12, 15, 17].
Комплект типовых программ и методик ПНР для ВВЭР-1000 состоит из 143 документов и включает этапные программы, программы по технологическим системам реакторного и турбинного отделений, системам безопасности, спецсистемам, транспортно-технологическому оборудованию, турбогенератору и турбопитательному агрегату, СУЗ, электротехническим устройствам и системе надежного электроснабжения, системам управления, контроля, защиты и сигнализации, защитной оболочке, СПНИ, вентиляционным, общестанционным системам и по экспериментам при физическом и энергетическом пусках (см. табл. 3.2).
Комплект прейскурантов из шести документов (см. табл. 3.1) включает документы по оценке стоимости пусконаладочных работ по технологическому оборудованию АС, экспериментально-наладочных работ по совершенствованию их эксплуатации, а также работ по подготовке и переподготовке персонала. Стоимость работ приведена в ценах 1991 г. При использовании прейскурантов в настоящее время приведение к действующему уровню цен осуществляется путем применения соответствующих коэффициентов, устанавливаемых государственными органами.