Содержание материала

Вырезку заготовок производят в следующем порядке.
Из бумаги или картона вырезают шаблоны-развертки согласно конфигурации деталей задвижки.
По этим шаблонам из резины вырезают отдельные заготовки (рис. 2-61) для деталей арматуры (корпуса, патрубки, крышки, шпиндели).
Сторону заготовки, прилегающую к поверхности детали, промывают бензином и дают просохнуть до полного испарения бензина, после чего промазывают один раз клеем № 2572 и дают просохнуть в течение 15—20 мин.
Укладка заготовок на поверхности корпуса производится следующим образом:
После трехкратной промазки клеем № 2572 покрываемых резиной поверхностей на стенки корпуса накладывают заготовки и тщательно прокатывают роликом. Места соединения заготовки должны иметь косые срезы. Края заготовки, выступающие из корпуса, следует разбортовать на фланце крышки через 5—10 мм, затем через патрубки вырезать ножом проходные отверстия. В случае разрыва резины на поврежденное место следует положить заплату из резины.


Рис. 2-61. Выкройка резиновых заготовок.
а — заготовка для корпуса; б — заготовка для патрубка; в — заготовка для крышки; г — заготовка для клина; д — заготовка для шпинделя;
е — заготовка для колец.

Необходимо промазать клеем внутреннюю поверхность патрубков н уложить в них резиновые заготовки. Края резины разбортовать по фланцам. Выступающие края резины срезают ножом заподлицо с краем выступа фланца.
Места в корпусе под уплотнительные кольца промазать клеем, положить заготовку и тщательно прикатать роликом со стороны патрубков. Прорезать отверстия заподлицо со стенками патрубков. Укладка заготовок на поверхности крышки производится поочередно вначале на одну половину крышки, а затем на другую. Края резины и места соединения косого среза обеих половин тщательно прикатывают роликом. Для выхода шпинделя вырезают отверстие и закрывают деревянной пробкой, обмотанной холстом, после чего накладывают заготовки на рабочие поверхности шпинделя и клина. Как шпиндель, так и клин после наложения резины туго обертывают холстом и завязывают шпагатом. Накладывают заготовки на тарелки и тщательно прикатывают роликом. Между металлом и резиновой обкладкой, так же как и между слоями резины, не должно оставаться пузырей воздуха, так как в дальнейшем во время эксплуатации при повышенной температуре или вакууме оставшийся воздух прорвет резиновое покрытие. Все обнаруженные пузыри следует проколоть иглой и залить клеем.
После укладки заготовок на все гуммированные поверхности деталей задвижки производятся следующие операции по подготовке к вулканизации резинового покрытия:
На дно корпуса 1 ,(рис. 2-62) задвижки насыпают диабазовую муку 5, закладывают вспомогательные диски 3 и распирают их клином 2; внутреннюю часть корпуса и патрубки засыпают диабазовой мукой и тщательно утрамбовывают, после чего патрубки и фланец крышки глушат дисками 4.


Рис. 2-62. Корпус задвижки, подготовленный к вулканизации.

Внутреннюю часть крышки засыпают диабазовой мукой, тщательно утрамбовывают и заглушают диском.
Тарелки складывают наружу уплотняющими поверхностями и стягивают дисками. Все пустоты заполняют диабазовой мукой и тщательно утрамбовывают. В собранном виде тарелки кладут в коробку, засыпают мукой, тщательно ее утрамбовывают и закрывают крышкой.
Клин и шпиндель также укладывают в ящик и заполняют диабазовой мукой.

Вулканизация резинового покрытия

Вулканизация покрытий производится в котле (рис. 2-63), изготовленном из трубы. Нагрев осуществляется паром (давление 3 кг/см2, температура 130— 140°С), продолжительность выдержки 6 ч, подъем давления производится в течение 1 ч. По окончании вулканизации после отключения котла детали остывают в нем примерно 2 ч, затем их вынимают и очищают от диабазовой муки.

Рис. 2-63. Вулканизационный котел.
1 — труба диаметром 420X400 мм; 2—манометр,
3 — дренажный патрубок; 4 — патрубок для подвода пара.

Гуммированные поверхности обрабатывают на токарном станке по размерам чертежа, после чего задвижку собирают и испытывают гидравлическим давлением на  плотность. Гуммирование вентилей производится также, как и гуммирование задвижек.
Во время гуммирования следует соблюдать определенные меры предосторожности. В частности, в помещении, где производится гуммирование, должна быть обеспечена приточно-вытяжная вентиляция с местными отсосами от аппаратов, в которых могут выделяться пары бензина. В помещении, где выполняются работы с бензином, клеями и другими веществами, содержащими бензин, ни в коем случае нельзя допускать искрообразования. По этой причине строго запрещается зачистка рашпилем и другими металлическими инструментами промытых бензином, но не высушенных деталей.