Задвижки сверхвысокого давления (на Рр = 225 кг/м2 и t =565°С)
Такие задвижки работают на блоке, состоящем из котла паропроизводительности) 940 т/ч, и турбины мощностью 300 МВт.
Рис. 2-17. Специальный упор для разборки задвижки.
1 — крышка; 2— полукольцо; 3 — втулка; ί — упорная планка.
Конструкция задвижек — бесфланцевое соединение корпуса с крышкой самоуплотняющегося типа и применяемые материалы значительно отличаются от задвижек на высокие и повышенные параметры пара.
Ремонт и восстановление задвижек такой конструкции имеют своп технологические особенности, которые необходимо строго соблюдать ори выполнении ремонтных операций (разборка, сборка, наплавка и т. п.).
Разборка (рис. В-3).
Перед разборкой гидравлическим испытанием следует проверить плотность уплотнительных поверхностей седла — тарелки и сварного соединения седла с корпусом. Проверка производится через патрубки. Для удобства разборки задвижку устанавливают на стенд и намечают положение приводной головки 42 по отношению к бугелю 2 и бугеля к корпусу 1. Вращением маховика приводной головки открывают затовор задвижки. Разборку задвижки производят в следующей последовательности. Отвинчивают гайку 52, откидывают болты 50 и поднимают нажимную планку 30, подкладывая под нее два полукольца. На фрезерованные лыски шпинделя 4 устанавливают специальный упор (рис. 2-17). Отвинчивают установочные болты 26 и вращением маховика приводной головки (на закрытие затвора) опускают крышку 3 до упора в корпусе. Отвинчивают гайки 45 и вынимают ось откидную болта 46. Снимают хомут 28, поднимают опорный диск 25 и закрепляют его над крышкой 3. Отвинчивают пробку 49, выбивают секторы разъемного кольца 23, расположенные против отверстий в корпусе, а потом вынимают остальные секторы. Снимают устанавливаемый на шпинделе специальный упор. Вращением маховика приводной головки (на открытие затвора) крышку поднимают в верхнее положение и разбирают фланцевое соединение бугеля 2 с корпусом 1. Снимают бугель 2 вместе с затвором. Устанавливают и закрепляют бугель 2 вместе с затвором на стенде и вывинчивают шпиндель 4 из втулки шпинделя 32. Вывинчивание шпинделя 4 производится вращением маховика против часовой стрелки с одновременным поддерживанием шпинделя от проворачивания. Снимают шарнир Гука и маховик. Вывинчивают винты М8, крепящие крышку приводной головки, и снимают крышку. Вывинчивают установочный винт, стопорящий большое цилиндрическое колесо с втулкой шпинделя 32, и снимают колесо. Отвинчивают винты, стопорящие приводную головку с бугелем 2 и снимают приводную головку 42. Отвертывают установочные винты 39, снимают радиально упорный подшипник 38, вывертывают упорное кольцо 37, вынимают предохранительную шайбу 36 и тарельчатую пружину 35. Вывертывают установочный винт 41 и резьбовую втулку 34, затем выбивают втулку шпинделя 32 вместе с подшипником 33, обратив особое внимание на строгое вертикальное положение втулки шпинделя 32. Снимают со шпинделя 4 нажимную планку 30, грундбуксу 29, опорный диск 25 и крышку 5, а с крышки 3 опорное кольцо 22, сальниковую набивку 20 и, освободив сальниковую камеру от набивки 27, вынимают кольцо сальника 24. Закрепляют шпиндель 4 вместе с затвором на стенде, отгибают предохранительную шайбу 16, отвинчивают накидную гайку 18 и, осторожно приподнимая верхний тарелкодержатель 15, вынимают тарелки 6 и 7.
После разборки следует внимательно осмотреть детали задвижки, обратив особое внимание: на состояние уплотнительных поверхностей седел 9, тарелок 6 и 7, цилиндрической части шпинделя и конусного уплотнения как на шпинделе 4, так и на втулке крышки 19; на качество резьбы шпинделя 4, резьбовой втулки 34, втулки шпинделя 32, установочных болтов 26, шпилек 48 и гаек 47; на состояние сферической поверхности грибка 8 и тарелки левой 6; на состояние тарельчатой пружины 35, опорного 33 и упорного 38 подшипников; на состояние поверхности по внутреннему диаметру крышки 3. Произвести наружный осмотр корпуса 1 и крышки 3 с целью выявления трещин в местах резких переходов сечений.
Устранение дефектных мест.
Устранение отдельных дефектов (риски, забоины, трещины и т. п.) производит-
ся так же, как и в арматуре высоких параметров. Особое внимание следует уделить качеству контроля, который должен осуществляться мастером арматурной мастерской.
Сборка.
Сборку задвижки следует поручать слесарям не ниже 3—4-го разряда, знакомым с инструментальными работами.
Поскольку в данной конструкции уплотнение корпуса с бугелем производится при помощи сальниковой набивки, необходимо обеспечить высокое качество асбествого шнура и графита. С этой целью для набивочных колец должен применяться сухой асбестовый шнур по ГОСТ 5122-25 квадратного сечения и однородный чешуйчатый графит ПЗ-А по ГОСТ 8295-57 серо-стального цвета. Применяемые материалы должны иметь паспорт или сертификат.
Рис. 2-18. Установка разъемного кольца.
Перед сборкой внутренние полости корпуса следует продуть сжатым воздухом и проверить качество деталей, обратив особое внимание на свинчиваемость резьбовых деталей и чистоту уплотнительных поверхностей седел и тарелок затвора, прямолинейность шпинделя и чистоту его уплотнительной поверхности, подвижность секторов разъемного кольца в пазу корпуса, которые должны свободно (от руки) вставляться в паз и иметь возможность перемещаться в пределах угла 360°.
Следует также проверить установку разъемного кольца в пазу корпуса по внутреннему диаметру, которое не должно заметно свисать над опорным кольцом (рис. 2-18). Проверяется размер между стойками бугеля. Опорный диск 25 должен свободно проходить между стойками. Поверхность цилиндрической части шпинделя, резьба шпинделя, внутренние полости сальниковой камеры (деталей бесфланцевого узла) должны быть очищены от масла и насухо протерты. Для набивки используется асбестовый шнур.
Учитывая, что конструкция данной задвижки значительно отличается от обычных форм, принятых в арматуростроении, сборку следует производить в следующей последовательности (рис. 2-19). Резьбовую втулку плотно завернуть с усилием не менее 25 кг на плече 800 мм в тело втулки шпинделя. После завинчивания установочные винты раскернить. Трапецеидальную резьбу шпинделя и резьбовой втулки, резьбу упорного кольца и крепежные детали соединения бугеля с корпусом смазать графитом, разведенным на воде. Затем завернуть шпильки в корпус до упора. Тщательно смазать тавотом опорный и упорный подшипники и проверить на легкость вращения втулку шпинделя.
При подгонке высоты грибка (подкладкой под торец шайб) затвора следует обеспечить перекрышку тарелок над седлами на одну треть ширины уплотнительной поверхности. При полной сборке затвора и установке его в корпусе довести крышку до своего нижнего положения, ограниченного заточкой в корпусе задвижки. Для предварительной центровки крышки относительно шпинделя в сальниковую камеру уплотнения крышки со шпинделем вставить кольцо сальника и грундбуксу.
Уложить одно уплотнительное кольцо и засыпать его графитом. Высота слоя графита в необжатом состоянии должна быть приблизительно равна половине ширины укладываемого асбестового кольца. Затем укладывать второе уплотнительное кольцо. При укладке этого кольца и последующих необходимо следить, чтобы места соединения стыков колец укладывались в разбежку с углом 90° относительно друг друга.
Рис. 2-19. Порядок сборки задвижки.
а — сборка запорного органа; б — сборка бесфланцевого соединения корпуса с крышкой; 3— окончательная сборка задвижки
1—шпиндель; 2 — гайка М64; 3— предохранительная шайба; 4— тарелкодержатель верхний; 5— обойма; 6 — шпонка; 7 — тарелкодержатель нижний; 8 — штифт; 9— тарелка правая; 10 — грибок; 11— тарелка левая; 12 — корпус; 13 — крышка; 14 — кольцо сальника; 15— грундбукса; 16 — набивка; 17 — графитовая прослойка; 18— упорное кольцо; 19 — разъемное кольцо; 20—опорный диск; 21 — хомут; 22 — откидной болт; 23 — ось откидного болта; 24— шайба; 25 — гайка; 26— установочный болт; 27 — нажимная планка; 28— шайба; 29 — гайка; 30 — пробка; 31 — бугель; 32 — уплотнительное кольцо; 33 — шарикоподшипник; 34 — втулка шпинделя; 35 — резьбовая втулка; 36 — шарикоподшипник; 37 — тарельчатая пружина; 38 — промежуточная шайба; 39 — упорное кольцо; 40 — шарикоподшипник; 41 — винт установочный; 42 — винт установочный М8; 43 — шпильки; 44 — гайка; 45— шпонка; 46 — корпус приводной головки.
Затем ударами молотка по обжимке, изготовленной из цветного металла, предварительно обжать графитовую прослойку и уплотнительные кольца. В указанной последовательности с обжатием после каждой укладки уплотнительного кольца, заполнить всю камеру вплоть до уровня установки опорного кольца, которое должно быть уложено непосредственно на асбестовое уплотнительное кольцо. Укладка его на графитовую прослойку не допускается. Отверстие в торце опорного кольца для удобства его последующей выемки должно быть расположено сверху. После установки опорного кольца в пазы корпуса укладывают секторы разъемного кольца. Укладка их относительно друг друга должна производиться в соответствии с маркировкой. Затем в крышку завинчивают опорные шпильки.
При постановке на место опорного диска должно быть обращено особое внимание на установку его без перекоса. При этом диск своей выточкой должен обеспечить центрирование секторов разъемного кольца, так как иначе при последующей опрессовке уплотнения разъемное кольцо и паз корпуса могут быть повреждены. После предварительного уплотнения бесфланцевого соединения гайками на шпильках необходимо опустить до нижнего положения крышку с набивкой и дополнительно установить уплотнительные кольца с графитом, затем вновь затянуть гайки у шпилек. Затем установить бугель и все остальные детали привода. Набить и затянуть сальниковое уплотнение шпинделя в крышке; при этом шпиндель должен быть поднят вверх до упора для центровки его по верхнему уплотнению в крышке.