Содержание материала

Эрозионное разрушение уплотнительных поверхностей вследствие неправильного подбора металла запорных или регулирующих органов или использования запорной арматуры вместо регулирующей.

Проведенными ЦКТИ и ВТИ исследованиями установлено, что наиболее устойчивыми против эрозии являются аустенитные стали, стеллит, сормайт и сплав ТК-4 (ЦН-6). Хромистые стали типа 3X13 обладают средней эрозионной стойкостью. Углеродистые и низколегированные стали (в том числе азотированные, сульфидированные и борированные), а также медь, бронза и алюминий обладают низкой эрозионной стойкостью. Установлено, что наибольший эрозионный износ происходит у мест входа среды в щель и у выхода из нее, где происходят удар, поворот и срыв струи потока. Поэтому при конструировании арматуры целесообразно предусматривать более широкие уплотнительные поверхности на сменной детали (тарелки задвижек и вентилей), с тем чтобы краевой эффект износа не сказывался на трудно ремонтируемых несменных деталях. Кроме того, для уменьшения местных разрушений уплотнений вследствие эрозионного износа следует осуществлять плавные переходы и закругления уплотнений у мест входа и выхода среды.  

Образование рисок на уплотнительной поверхности шпинделя регулирующих вентилей Dy 20.

В регулирующих вентилях конус выполнен заодно со шпинделем и имеет вращательное движение. При недостаточных зазорах между сальниковым кольцом и шпинделем под односторонним воздействием рабочей среды на уплотнительной поверхности шпинделя образуются риски, нарушающие плотность сальникового уплотнения. На ряде электростанций регулирующая часть конуса шпинделя выполнена отдельно (как на запорных вентилях), благодаря чему появление рисок на поверхности прекратилось. Следует отметить, что наличие сменного регулирующего органа значительно упрощает ремонт.

Разрушение уплотнительной поверхности тарелки из-за сильных ударов рабочей среды.

В вентилях ВАЗ  Dy10—20 ход тарелки составляет 12—15 мм. При открытом затворе тарелка становится почти против прохода в патрубке и рабочая среда, ударяясь в тарелку, разрушает уплотнительные поверхности. В вентилях немецкого производства затвор выполнен так, что тарелка соприкасается с седлом снизу, а среда проходит поверху, не касаясь уплотнительной поверхности.
В вентилях Dy10 и 20 вследствие малых зазоров между грундбуксой и шпинделем имеются случаи прикипания грундбуксы к шпинделю, в результате чего шпиндель начинает вращаться вместе с грундбуксой, что способствует нарушению плотности сальникового уплотнения.
В вентилях Dy10—20 гайки в крышке подходят очень близко к бугелям, что делает невозможным пользование накидным ключом и соответственно усложняет сборку и разборку вентилей. На многих электростанциях для удобства пользования накидным ключом крышки протачивают.

Рычажно-грузовые предохранительные клапаны

Неплотная посадка тарелки на седло.

При проверке клапанов путем продувки тарелки не садятся плотно на седло, вследствие чего при каждом последующем подрыве пропуск пара через клапан увеличивается и доходит у некоторых клапанов до 6—7 т/ч. После подрыва клапаны закрываются только после снижения давления в котле на 25% ниже рабочего, что недопустимо для нормальной эксплуатации котлов. Требуется принудительная посадка тарелки путем приложения дополнительного усилия на рычаг (помимо веса груза). В практике имели место случаи (например, на Кураховской ГРЭС), когда и принудительной посадкой не удавалось закрыть клапан и приходилось прекращать работу котла. Следует также отметить низкую чувствительность клапанов вследствие заедания тарелки в направляющей и штока в крышке.

У клапанов, имеющих резьбовое соединение седла с корпусом, как правило, наблюдается пропуск пара через резьбу. На ряде станций имели место случаи, когда вследствие износа резьбы паром седло свободно выходило из своего гнезда.