Содержание материала

Венюковский арматурный завод изготовляет вентили Dy50 на пар и воду по конструкции и размерам одинаковыми. Разница лишь в материале деталей. Поэтому при разборке  необходимо строго следить за тем, чтобы не перепутать между собой детали. В тех случаях, когда маркировка, указывающая назначение арматуры (пар или вода), отсутствует, необходимо сделать химический или стилоскопический анализ металла корпуса или крышки. При обнаружении в химическом составе стали молибдена арматура может быть допущена для работы на паре. Разборку вентилей следует производить на стенде. Корпус вентиля зажимают двумя губками при помощи винта. Стенд устанавливают на специальную подставку или верстак. Для разборки и сборки вентилей Dy50 и больше целесообразно  применять приспособления с пневматическим или гидравлическим зажимом.

Подготовка корпуса.

Старое седло, установленное в корпусе на резьбе, вывертывают. Изготовляют диск из малоуглеродистой стали (Ст. 10, 15, 20) и на него наплавляют металл электродами марок ЦТ-1 или ЦЛ-ЗМ. Диск окончательно обрабатывают, устанавливают его в корпусе на резьбе и приваривают к нему электродами марки ЦЛ-14.
На ЦРМЗ Мосэнерго применяется несколько иная технология восстановления вентилей Dу50. Здесь оставшуюся в корпусе резьбу вытачивают, вставляют диск из углеродистой стали и приваривают к корпусу. На приваренный к корпусу диск производят наплавку электродом марки ЦЛ-ЗМ. После наплавки уплотнительную поверхность обрабатывают на токарном станке типа ДИП-300. По указанному способу вентили на заводе восстанавливаются, начиная с 1949 г.
На вентилях Dy50 последних выпусков уплотнительные поверхности выполнены путем наплавки на корпус. При их значительном износе (глубокие риски, вмятины от сварочного грата и т. п.) следует уплотнительную поверхность проточить на глубину одного слоя наплавки (2—3 мм) для последующей наплавки. Что же касается наплавки металла на диск электродами марок ЦЛ-ЗМ или ЦТ-I, то указанными электродами следует наплавлять только в тех случаях, если нет других марок электродов, дающих после наплавки более высокую твердость (сормайт № 1, твердые сплавы ЦН-6, ЦН-2 и др.). Твердость седла должна быть больше твердости тарелки. Наплавку на диск производят не до конца, с тем, чтобы сваривать однородные металлы корпуса и диска.

Подготовка тарелки и сборка.

В вентилях первых выпусков тарелки и шпиндель были закреплены двумя полукольцами с предохранительной шайбой. Имелись случаи, когда предохранительная шайба отгибалась и полукольца выпадали, что вызвало даже на одной из электростанций Свердловэнерго аварию. Рекомендуется тарелку переделать. Тарелку следует изготовить из стали марок 10; 15; 20 и наплавить электродами марки ЦТ-1 или ЦЛ-ЗМ. Крепление тарелки со шпинделем нужно осуществлять при помощи гайки. Такой метод крепления затвора оправдал себя на многих электростанциях.
Детали перед сборкой должны быть проверены и соответствовать чертежам. Резьбу проверяют предельными калибрами. Изготовление резьб по сопряжению не допускается. Наибольшее внимание следует обратить на качество обработки (чистоту поверхности) деталей.

Гидравлическое испытание.

Испытание вентиля производится на прочность металла корпуса и крышки и плотность запорных органов сальникового уплотнения и фланцевого соединения корпуса с крышкой. В тех случаях, когда при ремонте с металлом корпуса и крышки никаких работ (наплавка дефектных мест и т. п.) не производилось, испытание на прочность не обязательно. Наблюдение за герметичностью производится со стороны открытых патрубков после промывки и достижения необходимого давления. Подача среды при гидравлическом испытании производится под тарелку.