Содержание материала

§ 28. МОНТАЖ ПРОВОДОВ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ
Монтаж проводов воздушных линий состоит из раскатки и соединения, подъема и крепления проводов на опорах с регулированием стрел провеса.
Раскатка и соединение проводов
Раскатку проводов производят по обеим сторонам установленных опор вдоль линии. Для раскатки бухт проводов служат конусные вертушки (рис. 122, а) или переносные станки (рис. 122, б).
При длине линии не более 0,5 км и сечении проводов до 50 мм2 устанавливают вертушку или станок у первой опоры в начале линии и, захватив конец провода, протягивают его до последней опоры, т. е. до конца линии.
При большой протяженности линии вертушку или станок устанавливают в кузове автомашины с опущенным задним бортом и по мере продвижения машины вдоль опор разматывают провод, следя за тем, чтобы в проводе не образовалось петли («барашков»).
Одновременно с раскаткой провода его внимательно осматривают, чтобы выявить, нет ли в проводе дефектов в виде обрывов отдельных жил, больших вмятин и т. п.

Рис. 122. Приспособления для раскатки проводов: а — вертушка с деревянным конусом, б — переносный станок с металлическими стойками

Обнаруженные в проводе дефектные участки отмечают краской, а затем дефекты устраняют до подъема проводов на опору.
Соединение проводов воздушных линий напряжением до 1000 в
Рис. 123. Соединение проводов воздушных линий напряжением до 1000 в:
а — скруткой, б — бандажом, в — овальным соединителем, с болтовым зажимом
Если провод доставлен к месту работ в барабанах, то его, не снимая с автомашины, раскатывают с барабанов, предварительно поднятых на 10—15 см над настилом кузова автомашины с помощью двух домкратов и трубы, продетой сквозь отверстие в барабане.
Если длина раскатанного провода окажется недостаточной, то к нему присоединяют провод аналогичной конструкции, марки и сечения с другого барабана.
Для соединения проводов низковольтных линий применяют скрутку, бандажи, овальный соединитель, болтовой плашечный зажим и термитную сварку.
Скрутка (рис. 123, а) является наиболее простым способом соединения однопроволочных стальных и биметаллических проводов. Скрутка состоит в том, что концы проводов накладывают внахлестку на длине 180—200 мм, а затем, зажав их пассатижами в середине участка соединения, навертывают один из соединяемых проводов на другой (слева и справа от пассатижей).
Бандаж (рис. 123, б) применяют при соединении однопроволочных проводов. Концы проводов загибают под прямым углом и накладывают один на другой на длине 80— 120 мм в зависимости от их сечения. Далее наматывают на один из соединяемых проводов 5—6 витков мягкой оцинкованной проволоки диаметром 1,5 мм и переходят на бандажирование участка соединения. Покрыв витками проволоки весь участок соединения, делают 5—6 витков на втором из соединяемых проводов. Для увеличения прочности соединения медных проводов в больших пролетах бандаж пропаивают припоем пос-30.
Соединение проводов овальным соединителем (рис. 123, е) широко распространено в практике монтажа воздушных линий вследствие простоты и быстроты выполнения. Соединитель представляет собой овальную трубку, внутрь которой вводят внахлестку соединяемые провода.

Соединители и провода должны быть из одного и того же металла. Провода располагают так, чтобы концы выступали из соединителя не менее чем на 10 мм. Затем при помощи специальных клещей соединитель вместе с находящимися в нем проводами обжимают. Вкладыши в клещах должны соответствовать размеру гильзы и диаметру обжимаемых проводов.
Плашечные зажимы служат для соединения голых многожильных проводов из разных материалов (рис. 123, г). Плашечный зажим состоит из двух плашек с канавками и двух стальных оцинкованных болтов с гайками. Такое соединение должно выполняться только на опорах и не должно испытывать механических усилии.
Болтовые плашечные зажимы применяют для соединения голых алюминиевых и сталеалюминиевых проводов.
Контактные поверхности зажимов перед установкой промывают бензином и покрывают тонким слоем технического вазелина. Поверхности зажимов для алюминиевых проводов непосредственно перед установкой зачищают стальной щеткой под слоем вазелина. Одновременно с зажимом зачищают стальной щеткой и поверхности соединяемых проводов.


Рис. 124. Устройство для перехода через дороги и линии связи при раскатке проводов низковольтных линий: а — при помощи одной стойки, б — при помощи двух стоек, в — при помощи приспособления; 1 — прокладываемый провод, 2 — провода линии связи, 3 — веревка, 4 — блок, 5 — шест
При монтаже зажимов затяжка болтов должна вестись ключом от руки, с усилием, не превышающим 25 кГ. Применение при этом каких-либо приспособлений, увеличивающих силу затягивания, не допускается во избежание смятия соединяемых проводов или срыва резьбы болтов.
Резьба болтов и гаек зажима должна быть смазана вазелином или солидолом. Применение контргаек обязательно. После затяжки болтов между плашками должен оставаться зазор 3—5 мм.
Полное примыкание плашек зажима будет свидетельствовать об отсутствии требуемого контакта и зажим необходимо сменить.
Для предохранения контактных поверхностей от окисления, наружные зазоры и места выхода проводов из зажимов покрывают 1— 3-миллиметровым слоем пасты — свинцового сурика, разведенного на натуральной олифе.
Прн раскатке проводов воздушной линии нередко возникает необходимость пересекать железнодорожные пути, шоссейные дороги с интенсивным движением автотранспорта, а также линии связи, работу которых нельзя прерывать даже на непродолжительное время. В таких случаях для раскатки проводов сооружают временные переходные устройства, показанные на рис. 124, а, б. Для перехода через различные дороги или линии связи также может быть успешно использовано приспособление, показанное на рис. 124, в. Приспособление закрепляют на деревянном шесте примерно на высоте пересекаемого провода. Затем перебрасывают капроновую веревку через пересекаемую линию и блок приспособления, привязывают к веревке конец перебрасываемого провода, поднимают на шесте приспособление и навешивают его нижним вырезом на пересекаемом проводе, после чего и перетягивают раскатываемый провод.