Содержание материала

Разбивка трассы

Разбивкой трассы называется определение направления линии, расстояния и мест установки опор, установка колышков в центре будущих котлованов под опоры сооружаемой линии. Разбивка трассы производится по проекту линии.
Разбивка трассы должна быть выполнена так, чтобы:
не создавать препятствий для движения транспорта и пешеходов;
обеспечить максимальное удобство для устройства вводов в здания и требуемые расстояния от опор и проводов до различных подземных и наземных сооружений.
Низковольтные воздушные линии прокладывают по свободной от застройки территории. Чаще всего опоры ВЛ устанавливают по обочине дорог.
Разбивку трассы низковольтной линии начинают с того, что при помощи теодолита определяют направление первого прямолинейного участка линии, а затем по этому направлению устанавливают две вешки: одну непосредственно у начала участка, а другую— на расстоянии от нее 200—300 м (в зависимости от условий видимости). По полученному направлению в предполагаемых местах размещения опор устанавливают вешки, которые визируются с концов участка линии. В местах установки этих вешек забивают пикетные знаки. На каждый пикетный знак наносят его номер, а также номер подлежащей к установке опоры. Нa прямолинейном участке трассы продольная ось котлована (ямы под опору) совпадает с направлением трассы и проходит через пикетный знак. 

Рис. 116. Разбивка котлованов под опоры: а — разбивка котлована под угловую анкерную (А-образную) опору, б — готовый котлован для одностоечной промежуточной опоры
Когда по данному участку линии расставлены пикетные знаки, задают новое направление линии (по плану трассы) и производят разбивку следующего участка. Для одностоечной опоры на прямолинейном участке трассы котлован длинной частью располагается вдоль трассы. При разбивке котлованов под угловую А-образную опору предварительно следует угол поворота трассы разделить пополам. Для этого, приняв столб за вершину (рис. 116), откладывают по направлению обеих сторон угла равные отрезки ab и ас. Затем соединяют точки b и с, а середину отрезка bс соединяют с точкой а, Прямая ad и будет биссектрисой угла. Котлованы будут находиться на этой биссектрисе и будут отдалены от точки а на одинаковые расстояния. Углы поворота линии обозначают угловыми знаками. На угловых знаках наносят масляной краской номер знака, величину угла поворота линии и номер опоры.

Рытье котлованов

Котлованы должны быть вырыты с таким расчетом, чтобы установленные в них опоры были отдалены не менее чем на 1 м от различных трубных прокладок (газопроводов, теплопровода и т. п.); на 2 м — от пожарных гидрантов и канализационных люков; на 5 м — от бензоколонок.
Котлованы при массовой установке опор роют с помощью автоямобуров. Ручная выемка грунта может быть допущена в стесненных условиях или при небольшом объеме земляных работ.
Глубину котлованов под опоры низковольтных линий выбирают в зависимости от характера грунта, конструкции и высоты опоры, а также общего сечения проводов на опоре. Обычно глубина котлованов под анкерные, угловые и концевые опоры бывает на 10— 20% больше глубины котлованов под промежуточные опоры линии.
При ручном рытье котлованы для одностоечных опор следует выполнять ступенями, чтобы было легче рыть котлованы и удобнее было устанавливать в них опоры.
Для угловых и концевых опор котлованы выкапывают так, что бы нетронутая стенка находилась со стороны тяжения проводов.
К рытью котлованов приступают непосредственно перед установкой опор, чтобы ямы были открытыми не более суток.
Бурение ямы автоямобуром производят в несколько приемов. Углубив бур на 0,4— 0,5 м, его поднимают вместе с находящимся на нем грунтом и, увеличивая число оборотов бура, разбрасывают извлеченный грунт вокруг ямы. Затем бур повторно опускают в яму и углубляют его еще на 0,4—0,5 м. Эти операции продолжают до тех пор, пока не будет вырыта яма требуемой глубины и ширины.
Площадь основания котлована должна позволять перемещать комель опоры на 10—15 см поперек оси линии (для более точной установки опоры в створе с другими опорами линии).
К выкопанным ямам подвозят детали опор (стойки, пасынки, траверсы, ригели) или уже полностью собранные опоры. Опоры укладывают в направлении трассы линии.

Антисептирование опор

Опоры, изготовленные из сосны или ели, недолговечны — они служат не более 4—5 лет1 вследствие заражения и разрушения древесных волокон особым грибком.
Для предохранения древесины от загнивания рекомендуется при сборке новых опор производить пропитку частей и деталей опор в местах, подверженных гниению противогрибковыми веще ствами — антисептиками.

В качестве антисептиков могут быть применены: фтористый натрий — белый без запаха порошок, легко растворимый в воде и быстро проникающий во влажную древесину; динитрофенол — ядовитый, плохо растворимый в воде порошок желтого цвета с резким запахом; уралит—смесь фтористого натрия, динитрофенола и других антисептирующих веществ (применяется в виде 3—4% раствора); креозотовое масло—наиболее широко применяемый стойкий антисептик, представляющий собой темно-коричневую жидкость с характерным резким запахом.
Существует много способов пропитки древесины опор антисептиками, однако наиболее широко применяют диффузионный метод, основанный на проникновении в сырую древесину раствора антисептика из пасты, или накладку антисептических бандажей. Диффузия антисептика тем интенсивнее, чем выше процент влажности древесины. При сухой древесине (влажность менее 20%) антисептик в древесину практически не проникает.
Заготовки для опор антисептируют в теплое время года сразу же после срубки и снятия коры. Заготовку укладывают на подкладки и наносят пасту волосяными кистями или краскопультом сплошным ровным слоем. Комлевую часть столба, закапываемую в грунт, обрабатывают особенно тщательно. Антисептик оседает в чане, поэтому при каждом забирании пасты кистью состав перемешивают. Если поверхность сухая и пасту наносить трудно, заготовку смачивают водой. После высыхания пасты (в течение 20— 25 ч) заготовку покрывают слоем гидроизоляции, защищающей пасту от разрушения вследствие выщелачивания. Иногда применяют местную пропитку, при которой антисептической пастой покрывают:
а)  подземные части опор до уровня на 50 см выше поверхности земли;
б)  торцовые части и верхние поверхности горизонтально или наклонно расположенных частей опор;
в)   трещины в деталях опоры.

Антисептические бандажи на пасынках ставят на 10—30 см выше уровня меженных грунтовых вод; ширина бандажа 50 см: расстояние между бандажами 30 см; количество бандажей 1—3 в зависимости от уровня грунтовых вод.
Антисептические бандажи, накладываемые на подземные части опор, рекомендуется покрывать защитным бандажом из пергамина, рубероида или толи. Защитный бандаж прибивают к опоре гвоздями с широкой шляпкой, скрепляют в двух местах мягкой отожженной проволокой, а затем покрывают гидроизоляционным слоем, захватив поверхность опоры на 30 см выше и ниже бандажа. Установка и расположение антисептических бандажей на опоре показаны на рис. 117.
Антисептики, особенно динитрофенол, токсичны (ядовиты) и, попадая на незащищенные части тела и на слизистую оболочку глаз, носа или горла, могут вызвать местные воспаления и даже отравления, поэтому хранить их надо в специальной, плотно закрывающейся таре, а работы по антисептированию могут выполняться в защитных очках и респираторах.
Работы по антисептированию лучше всего выполнять рано утром или после захода солнца или в пасмурную погоду, так как под действием солнечного тепла антисептик интенсивно испаряется, выделяя ядовитые пары.

Большинство антисептиков легко воспламеняемы и поэтому опасны и в пожарном отношении. Курить во время работы с антисептиками запрещается.
Антисептические бандажи на опорах ВЛ
Рис. 117. Антисептические бандажи на опорах: а — установка бандажей, б — расположение бандажей
При пропитке опор антисептиком работающий должен быть одет в специальную одежду из брезента. Воротник, рукава куртки и брюки внизу должны быть плотно застегнуты или завязаны тесемками.