Содержание материала

ГЛАВА VII
МОНТАЖ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1000 В
§ 26. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Электрической воздушной линией (ВЛ) называется устройство, предназначенное для передачи и распределения электрической энергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным к опорным конструкциям при помощи изоляторов и арматуры. Несколько воздушных линий, объединяемых в пределах определенной территории или предприятия, образуют воздушную сеть.
Воздушные линии и сети широко распространены в Советском Союзе, этому способствует ряд технических и экономических обстоятельств, в том числе:
незначительность объема земляных работ при постройке ВЛ;
простота эксплуатации и ремонта ВЛ;
возможность использования опор воздушных линий напряжением до 1000 в для подвешивания на них проводов радиосети, местной телефонной связи, наружного освещения, телеуправления, сигнализации;
стоимость сооружения ВЛ обходится примерно на 25—30% ниже стоимости кабельных линий такой же протяженности.
Воздушные линии делятся на I, II и III классы. Признаками для отнесения линии к тому или иному классу служат номинальное напряжение линии и категория присоединенных к ней потребителей.
К классу I относятся ВЛ с номинальным напряжением между проводами выше 35 кВ и ВЛ напряжением 35 кВ, если к ним присоединены потребители I и II категорий.
К классу II относятся ВЛ напряжением 35 кВ с присоединенными к ним потребителями III категории, а также ВЛ напряжением 1—20 кВ независимо от категорий потребителей.
К классу III относятся ВЛ напряжением до 1000 в независимо от категорий потребителей.
При сооружении воздушных линий обязательно должны учитываться местные климатические условия, т. е. температура воздуха, сила ветра, а также толщина стенок гололеда, образующегося на проводах линии.
Местности, по которым проходят воздушные линии, в зависимости от толщины стенок льда, образуемого на проводе, разделяются на следующие районы гололедности: I район — 5 мм; II район  —10 мм; III район—15 мм; IV район — 20 мм, Если толщина льда превышает 20 мм, то эта местность относится к особо гололедному району.
Основными конструктивными элементами воздушных линии напряжением до 1000 в являются опоры, провода, изоляторы и арматура (крюки и штыри).
Опоры воздушных линий делятся на промежуточные и анкерные. Промежуточные опоры служат для поддержания проводов линии на требуемой высоте. Анкерные опоры не только поддерживают провода, но и принимают на себя нагрузки, вызванные тяжением проводов. Их устанавливают на трассе ВЛ между промежуточными опорами через определенные расстояния в начале и конце линии, в точках изменения направления линии, а также по сторонам перехода ВЛ через препятствия в виде дорог, оврагов, рек, линий связи и т. п.
Опоры ВЛ изготовляют из дерева или железобетона. В целях экономии леса опоры делают составными: деревянную стойку опоры сопрягают с деревянной или с железобетонной приставкой. Для основных элементов деревянных низковольтных опор (стоек, подкосов, приставок) используют преимущественно сосновые бревна не ниже III сорта с диаметром бревна в верхнем отрубе не менее:
14 см — для одностоечных и анкерных опор;
12 см—для опор, устанавливаемых на ответвлениях к вводам в здания. Конусность бревна должна быть не более 8 мм на 1 м длины.
Конструкции наиболее распространенных промежуточных и анкерных деревянных составных опор показаны на рис. 114, а способы сопряжения стоек опор с приставками (пасынками)—на рис. 115.
Для сопряжения деревянной стойки с приставкой комлевая часть стойки стесывается на плоскость шириной 100 мм. На такую же длину и ширину обрабатывается и деревянная приставка. Плоскости должны кончаться перпендикулярной зарубкой. Стык обеих деталей должен быть плотным без просветов. На обеих деталях намечают линии бандажей и делают небольшие выемки для болтов, стягивающих бандажи. По окружности стойки и приставки на ширине бандажей (50—60 мм) устраняют неровности для обеспечения лучшего стягивания деталей опоры (стойки и приставки) бандажами.
Сопряжение бандажами стойки опоры с двумя приставками выполняется аналогично сопряжению стойки с одной приставкой, при этом стойка опоры обрабатывается с двух сторон. Каждая приставка присоединяется к стойке отдельными бандажами.
Деревянные опоры недолговечны, в связи с чем они вытесняются опорами из железобетона.

Деревянные опоры воздушных линий
Рис. 114. Деревянные опоры воздушных линий напряжением до 1000 в:
а — промежуточная, б — угловая с подкосом, в — анкерная А-образная; J — светильник, 2 — стойка, 3 — приставка (пасынок), 4 — ригель
Способы сопряжения деревянных стоек опор с приставками
Рис. 115. Способы сопряжения деревянных стоек опор с приставками (пасынками):
а — с одной деревянной, б —с одной железобетонной, в —  с двумя деревянными; 1 — стойка, 2 — бандажи, 3 — деревянная приставка, 4 — железобетонная приставка, 5 — слой толя

Применяемые для воздушных линий напряжением до 1000 в железобетонные опоры имеют коническую форму с верхними наружными диаметрами, равными 200 или 240 мм, в зависимости от расчетных характеристик. Железобетонная опора служит для подвески  Прикрепляют и припаивают провод заземления к оболочке и бронелентам кабеля (рис. 113, г, д, е), после чего удаляют оставшийся кольцевой поясок оболочки над поясной изоляцией, а затем проводов на траверсах или на крюках; в последнем случае в теле опоры при ее изготовлении образуют необходимое количество отверстий для установки в них крюков. В соответствии с ПУЭ арматура железобетонных опор, применяемых в сетях с заземленной нейтралью, должна быть присоединена к нулевому проводу воздушной линии; для этого в металлическом каркасе опоры имеется специальный вывод, к которому приваривается нулевой провод сети.
Провода воздушных линий напряжением до 1000 в могут быть однопроволочные или многопроволочные из алюминия, стали или биметалла.
По условиям механической прочности на ВЛ напряжением до 1000 в могут применяться провода сечением не менее: стальные и биметаллические—10 мм2; алюминиевые—16 мм2; стальные многопроволочные— 25 мм2, а однопроволочные — диаметром 4 мм. Применение расплетенных проводов запрещается.
Изоляторы служат для закрепления проводов воздушных линий напряжением до 1000 в. Их изготовляют из фарфора или стекла. Изоляторы из стекла по своей механической прочности соответствуют фарфоровым изоляторам.
Крюки и штыри, применяемые для воздушных линий, изготовляют из конструкционной стали марки Ст. 3.
Штыри изготовляют двух типов: ШТ-2Д и ШТ-3Д с удлиненной хвостовой частью для деревянных траверс; ШТ-2С и ШТ-3С с укороченной хвостовой частью — для стальных траверс.
Для воздушных линий напряжением до 1000 в допускается применение деревянных штырей из консервированной (проваренной в масле) древесины твердых пород (дуб, бук, лиственница).