Содержание материала

 Арматурные конструкции изготовляют из специально выпускаемых промышленностью арматурных сталей. Для обычного железобетона промышленность выпускает горячекатаную арматурную сталь (стержневую арматуру) гладкую класса А-Ι и периодического профиля классов А-П и А-Ш, а также холоднотянутую низколегированную гладкую проволоку класса В-I; для предварительно напряженного железобетона — стержневую арматуру периодического профиля классов А-Ш и A-IV, высокопрочную проволоку гладкую класса В-П и периодического профиля класса Вр-П, пряди классов П-3 и П-7 и арматурные канаты К2Х19 и К7Х7. Стержневая арматура классов А-Ι и А-П (диаметром до 40 мм) изготовляется из углеродистых сталей; классов А-Ш и A-IV, а также класса А-П диаметром более 40 мм — из низколегированных сталей. Марки сталей определяются конкретно для каждого сооружения проектом.
Сварные сетки и каркасы являются сейчас основным видом арматуры, применяемой для изготовления сборных и монолитных железобетонных конструкций. При изготовлении каркасов сложной конструкции их расчленяют на простые элементы — сетки и узкие каркасы, из которых собирают пространственные конструкции. Некоторые виды арматурных каркасов изготовляют путем гибки на стайках из сварной рулонной и плоской товарной сетки. Кроме того, на строительстве ТЭС и АЭС широко применяют армоопалубочные блоки, которые соединяют в себе функции опалубки и арматурных каркасов одновременно.
Основным способом заготовки стержней легкой арматуры диаметром до 12 мм, поступающей в мотках, является правка и резка ее на автоматических правильно-отрезных станках. Помимо специальных станков С-338 и СМ-759 для правки и резки арматуры применяют станки ИО-33А, ИО-35В и другие общего назначения. На станке ИО-35В можно править арматуру гладкого и периодического профиля.
Для заготовки коротких арматурных стержней создан специальный станок СМЖ-192.
Автоматические правильно-отрезные станки, как правило, устанавливают непосредственно в арматурных цехах на строительномонтажной площадке. Станки имеют значительную расчетно-конструктивную производительность, которая определяется по формуле:где D — диаметр тянущих роликов в мм; п — число оборотов тянущих роликов в/мин; а — масса 1 м арматуры, т; К — коэффициент, учитывающий проскальзывание тянущих роликов, равный 0,95—0,98.

Арматурные стержни соединяют между собой электросваркой. Стыковая электросварка является основным технологическим процессом соединения арматурных стержней. Сварка производится способами непрерывного и прерывистого оплавления. Сварка непрерывным оплавлением, применяемая только для стали класса А-1, производится при слабом соприкосновении свариваемых стержней. Сварка прерывистым оплавлением, требующая хорошо пригнанных стыков, рекомендуется при наличии стыковых машин с недостаточным запасом мощности и применяется обычно для сечений более 1000 мм2. Для получения качественных стыков строго соблюдают центровку стержней и надежно закрепляют их в губках машин, обеспечивая выпуск концов на длину, равную диаметру стержня с добавкой 2—5 мм. Для зачистки концов стыкуемой арматуры применяют наждачные точила.
Резка арматурной стали производится на приводных станках СМ- 3002, С-370, С-229, С-445, ручном С-77. При резке арматуры диаметром до 22 мм для повышения производительности станка разрезают одновременно несколько стержней.
При монтаже арматуры применяют контактно-сварочную машину М.СМ.-2 конструкции ЦНИИОМТП и Института электросварки АН УССР нм. Е. О. Патона. Рабочим органом машины являются сварочные клещи со встроенным трансформатором К-726, подвешенные на гидравлическом манипуляторе, смонтированном на передвижном шасси. Машина выпущена на шагающем ходу. На ее шасси смонтированы промежуточный трансформатор, гидравлическая станция, охладительная установка и шкаф управления.

Клещи машины снабжены электродами с цилиндрической рабочей поверхностью, радиус которой должен быть равен внешнему — радиусу свариваемых стержней, а глубина канавки — меньше его на 1,6—2 мм. Изготовители — опытный завод ИЭС им. Е. О. Патона АН УССР, завод опытных конструкций и оборудования им. В. А. Кучеренко Госстроя СССР.
Точечная контактная электросварка — основной технологический процесс при изготовлении арматурных конструкций. Точечную электросварку пересечений стержней производят, сжимая их между электродами и одновременно пропуская через пересечение электрический ток большой силы. Сварка осуществляется за счет тепла, выделяемого в местах контакта. 

Работу выполняют на одноточечных и многоточечных машинах.
Область применения дуговой сварки в арматурных работах: сварка стыков стержней больших диаметров при отсутствии стыковочных машин достаточной мощности; сварка тяжелых сеток, каркасов и блоков; монтажная сварка при сборке элементов каркасов в крупные блоки. Дуговая сварка производится на постоянном или переценном токе. Дуговая ванная, электрошлаковая и автоматическая сварка под флюсом отличаются значительной эффективностью при сварке стыков и узлов тяжелой арматуры. Для формирования стыков и узлов при ванной, электрошлаковой и автоматической сварке применяют стальные остающиеся накладки, а также съемные медные и графитовые формы.
При изготовлении закладных деталей в зависимости от их типа применяют различные способы сварки: электрозаклепками, контактную оплавлением, трением, рельефную контактную, под флюсом, электродуговую. В отдельных случаях арматуру соединяют вручную по способу вязки.
Для вязки арматурных конструкций применяют ручной инструмент конструкции ЦНИИОМТП:
Длина ручного инструмента,               мм     .. .    270
Длина полой рукоятки, мм                          ...        150
Диаметр рукоятки, мм                                 ...                                            35
Длина крюка, мм ...                                                25
Диаметр гнутого штока, мм                                                                 6
Масса ручного инструмента, кг                                                       1.2
Тяговое усилие, Н ..   до 50
Число оборотов при закручивании вязальной проволоки ..            ..        3—4