Раздел VI СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ
Глава 1. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ
1. УСТРОЙСТВО ОСНОВНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ
При строительстве ТЭС и АЭС выполняется большой объем земляных работ на самых различных объектах. Земляные работы выполняют разнообразными способами и разнообразными механизмами.
Методы разработки грунта и типы землеройных и транспортных средств выбирают на основании объема земляных работ и срока их окончания, видов грунтов, технических характеристик применяемых механизмов, взаимного расположения отвалов, карьеров или насыпей, а также с учетом технико-экономических показателей процессов.
При разработке котлованов под главный корпус ТЭС и АЭС широко используют экскаваторы.
При разработке грунтов I—III групп в зависимости от месячного объема работ, тыс. м3, используют экскаваторы с ковшами вместимостью, м3:
ДО 20 | 0,6-0,65 |
20-60 | 1—1,25 |
60-100 | 2 |
свыше 100 | 2,5 |
Применение большегрузных транспортных средств увеличивает производительность комплектов (табл. VI.1.1, VI.1.2). Оптимальные соотношения вместимости ковша экскаватора и кузова автомобиля- самосвала — 1 :6, 1:8.
- 1.1. Эксплуатационная среднечасовая производительность одноковшовых универсальных экскаваторов, оборудованных прямой лопатой
Вместимость ковша экскаватора, м3 | Объем погруженных материалов, м3/ч | Производительность экскаватора, т/ч, или плотности грунта 1,75 т/м3 |
0,15 | 17 | 30 |
0,25 | 22 | 38 |
0,4 | 43 | 76 |
0,65 | 63 | 110 |
1 | 91 | 169 |
VI. 1.2. Рациональная грузоподъемность автомобилей-самосвалов
Расстояние транспортировки, км | Грузоподъемность автомобилей-самосвалов, т, при вместимости ковша экскаваторов, м3 | ||||
0,4 | 0,65 | 1 | 1,25 | 1,6 | |
0,5 | 4,5 | 4,5 | 7 | 7 | 10 |
1 | 7 | 7 | 10 | 10 | 10 |
2,5 | 7 | 7 | 10 | 10 | 12 |
2 | 7 | 10 | 10 | 12 | 18 |
3 | 7 | 10 | 12 | 12 | 18 |
4 | 10 | 10 | 12 | 18 | 18 |
5 | 10 | 10 | 12 | 18 | 18 |
Примечание. При выборе грузоподъемности и типа автомобилей-самосвалов необходимо учитывать тип и состояние дорог и искусственных сооружений на пути следования автомобилей.
РАЗРАБОТКА ТРАНШЕИ ЭКСКАВАТОРАМИ
При сооружении ТЭС и АЭС значительная часть от общего объема работ приходится на сооружение подземных коммуникаций. Наибольшей производительности при рытье траншей экскаватор достигает при движении по оси траншеи при укладке грунта в отвал с одной стороны траншеи» оставляя вторую сторону свободной для производства работ по укладке коммуникаций.
Объем грунта в отвале:
где Кпр — коэффициент первоначального увеличения объема грунта при разрыхлении. зависящий от вида грунта (растительные грунты 1,2—1,3; песок с гравием и щебнем 1,14—1,24, песок без примесей 1,08—1,17, суглинки, глины 1,25—1,32, скала разборная 1,3—1,45, скала сплошная 1,4—1,5).
Высота отвала принимается на 0,5 м меньше высоты выгрузки экскаватора
где Fo — площадь поперечного сечения отвала;; b — ширина
отвала в основании.
Экскаватор можно ставить на ось траншеи, если соблюдается условие
где R — радиус выгрузки экскаватора. Величина бровки а принимается равной 0,5—1 м.
Широкие траншеи, когда не соблюдается это условие, разрабатываются в две или три проходки. Способ выполнения работ в две проходки при одностороннем отвале заключается в том, что отвал от первой проходки перемещается бульдозером за пределы отвала от второй проходки.
В плотных глинистых грунтах траншеи разрабатываются с вертикальными стенками шириной 0,8—21 м и глубиной до 2,5 м роторными кэскаваторами ЭР-4, ЭТР-30. Недобор грунта при работе экскаваторов зависит от вместимости ковша (табл. VI.1.3).
V1.1.3. Недоборы грунта при работе одноковшовым экскаватором
Рабочее оборудование экскаватора | Недобор грунта, см, при вместимости ковша экскаватора, м3 | |||
0,25—0,4 | 0,5—0,65 | 0,8—1,25 | 1,5—2,5 | |
Обратная лопата | 5 | 10 | 10 | 15 |
Драглайн | 15 | 20 | 25 | 30 |
На рис. VI.1.1—VI.1.7 представлены различные схемы и способы производства земляных работ.
- 1.1. Разработка котлованов экскаваторами с прямой лопатой
а — экскаватор с прямой лопатой; б — вариант разработки лобового забоя; 1 — козырек; 2 — направление стока поверхностных вод; 3 — экскаватор; 4 — автомобили самосвалы; 5 — направление движения автомобилей самосвалов; 6 — направление разработки забоя; Н — оптимальная высота забоя
VI. 1.2. Схема разработки выемки экскаватором задним ходом 1—V111 — заходки экскаватора
VI.1.3. Поперечно-челночная схема работы экскаватора, оборудованного драглайном, с погрузкой грунта на один (а) и на два (б) самосвала: 1 — экскаватор; 2 — набор грунта; 3 — разгрузка грунта; 4 — самосвал
VI. 1.4. Схемы работы скреперов:
а — эллиптическая; б — восьмеркой; в — зигзагообразная; г — продольно-челночная; д — спиральная; 1 — существующий рельеф территории; 2 — проектный рельеф; 3 — загрузка грунта; 4 — разгрузка грунта
VI. 1.15. Продольно-челночная схема работы экскаватора, оборудованного драглайном
1—4 — см. рис. VI.1.3
VI.1.6. Схемы работы самоходного скрепера с толкачом (заштрихованные стрелки — путь набора грунта): а — прямоугольная; б — ступенчатая; 1 — скрепер; 2 — толкач; 3 — холостой ход толкача; 4 — порожний ход скрепера; 5 — путь груженого скрепера; i — уклон подошвы забоя; /р — участок резания грунта
VI.1.7. Схемы перемещения грунта а — в насыпь; б — в две смежные насыпи; 1—загрузка; 2 — выгрузка