Содержание материала

Раздел VI СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ
Глава 1. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

1. УСТРОЙСТВО ОСНОВНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ

При строительстве ТЭС и АЭС выполняется большой объем земляных работ на самых различных объектах. Земляные работы выполняют разнообразными способами и разнообразными механизмами.

Методы разработки грунта и типы землеройных и транспортных средств выбирают на основании объема земляных работ и срока их окончания, видов грунтов, технических характеристик применяемых механизмов, взаимного расположения отвалов, карьеров или насыпей, а также с учетом технико-экономических показателей процессов.
При разработке котлованов под главный корпус ТЭС и АЭС широко используют экскаваторы.
При разработке грунтов I—III групп в зависимости от месячного объема работ, тыс. м3, используют экскаваторы с ковшами вместимостью, м3:


ДО 20

0,6-0,65

20-60

1—1,25

60-100

2

свыше 100

2,5

Применение большегрузных транспортных средств увеличивает производительность комплектов (табл. VI.1.1, VI.1.2). Оптимальные соотношения вместимости ковша экскаватора и кузова автомобиля- самосвала — 1 :6, 1:8.

  1. 1.1. Эксплуатационная среднечасовая производительность одноковшовых универсальных экскаваторов, оборудованных прямой лопатой

 

Вместимость ковша экскаватора, м3

Объем погруженных материалов, м3

Производительность экскаватора, т/ч, или плотности грунта 1,75 т/м3

0,15

17

30

0,25

22

38

0,4

43

76

0,65

63

110

1

91

169

VI. 1.2. Рациональная грузоподъемность автомобилей-самосвалов


Расстояние транспортировки, км

Грузоподъемность автомобилей-самосвалов, т, при вместимости ковша экскаваторов, м3

0,4

0,65

1

1,25

1,6

0,5

4,5

4,5

7

7

10

1

7

7

10

10

10

2,5

7

7

10

10

12

2

7

10

10

12

18

3

7

10

12

12

18

4

10

10

12

18

18

5

10

10

12

18

18

Примечание. При выборе грузоподъемности и типа автомобилей-самосвалов необходимо учитывать тип и состояние дорог и искусственных сооружений на пути следования автомобилей.

РАЗРАБОТКА ТРАНШЕИ ЭКСКАВАТОРАМИ

При сооружении ТЭС и АЭС значительная часть от общего объема работ приходится на сооружение подземных коммуникаций. Наибольшей производительности при рытье траншей экскаватор достигает при движении по оси траншеи при укладке грунта в отвал с одной стороны траншеи» оставляя вторую сторону свободной для производства работ по укладке коммуникаций.
Объем грунта в отвале:

где Кпр — коэффициент первоначального увеличения объема грунта при разрыхлении. зависящий от вида грунта (растительные грунты 1,2—1,3; песок с гравием и щебнем 1,14—1,24, песок без примесей 1,08—1,17, суглинки, глины 1,25—1,32, скала разборная 1,3—1,45, скала сплошная 1,4—1,5).
Высота отвала принимается на 0,5 м меньше высоты выгрузки экскаватора

где Fo — площадь поперечного сечения отвала;; b — ширина
отвала в основании.
Экскаватор можно ставить на ось траншеи, если соблюдается условие

где R — радиус выгрузки экскаватора. Величина бровки а принимается равной 0,5—1 м.
Широкие траншеи, когда не соблюдается это условие, разрабатываются в две или три проходки. Способ выполнения работ в две проходки при одностороннем отвале заключается в том, что отвал от первой проходки перемещается бульдозером за пределы отвала от второй проходки.
В плотных глинистых грунтах траншеи разрабатываются с вертикальными стенками шириной 0,8—21 м и глубиной до 2,5 м роторными кэскаваторами ЭР-4, ЭТР-30. Недобор грунта при работе экскаваторов зависит от вместимости ковша (табл. VI.1.3).

V1.1.3. Недоборы грунта при работе одноковшовым экскаватором


Рабочее оборудование экскаватора

Недобор грунта, см, при вместимости ковша экскаватора, м3

0,25—0,4

0,5—0,65

0,8—1,25

1,5—2,5

Обратная лопата

5

10

10

15

Драглайн

15

20

25

30

На рис. VI.1.1—VI.1.7 представлены различные схемы и способы производства земляных работ.

  1. 1.1. Разработка котлованов экскаваторами с прямой лопатой

а — экскаватор с прямой лопатой; б — вариант разработки лобового забоя; 1 — козырек; 2 — направление стока поверхностных вод; 3 — экскаватор; 4 — автомобили самосвалы; 5 — направление движения автомобилей самосвалов; 6 — направление разработки забоя; Н — оптимальная высота забоя

VI. 1.2. Схема разработки выемки экскаватором задним ходом 1—V111 — заходки экскаватора

VI.1.3. Поперечно-челночная схема работы экскаватора, оборудованного драглайном, с погрузкой грунта на один (а) и на два (б) самосвала: 1 — экскаватор; 2 — набор грунта; 3 — разгрузка грунта; 4 — самосвал


VI. 1.4. Схемы работы скреперов:
а — эллиптическая; б — восьмеркой; в — зигзагообразная; г — продольно-челночная; д — спиральная; 1 — существующий рельеф территории; 2 — проектный рельеф; 3 — загрузка грунта; 4 — разгрузка грунта

VI. 1.15. Продольно-челночная схема работы экскаватора, оборудованного драглайном
1—4 — см. рис. VI.1.3


VI.1.6. Схемы работы самоходного скрепера с толкачом (заштрихованные стрелки — путь набора грунта): а — прямоугольная; б — ступенчатая; 1 — скрепер; 2 — толкач; 3 — холостой ход толкача; 4 — порожний ход скрепера; 5 — путь груженого скрепера; i — уклон подошвы забоя; /р — участок резания грунта
VI.1.7. Схемы перемещения грунта а — в насыпь; б — в две смежные насыпи; 1—загрузка; 2 — выгрузка