ПОДСИСТЕМЫ И ЗАДАЧИ
Автоматизированная система управления промышленной или строительной организацией представляет собой систему управления, основанную на применении электронно-вычислительной техники и экономико-математических методов для решения основных задач управления производственно-хозяйственной деятельностью организации. Цель создания АСУ — повышение эффективности производства путем совершенствования системы управления.
АСУ является сложной системой, состоящей из комплекса взаимосвязанных частей (подсистем), выделяемых по уровням управления, по функциональному, структурно-организационному и другим признакам. В строительстве для функциональных подсистем АСУ приняты следующие уровни управления: общесоюзные и союзно-республиканские министерства; республиканские министерства; территориальные главки и объединения; комбинаты; общестроительные и специализированные тресты; предприятия и организации. Первоочередные функциональные задачи, которые необходимо решать в строительных организациях, решаются с помощью следующих подсистем.
Подсистема развития и размещения предприятий и организаций отрасли. Задачи: анализ использования существующих мощностей подрядных строительных организаций, предприятий (подразделений) стройиндустрии, транспорта, механизации, прозводственно-технологической комплектации.
Подсистема управления научно-техническим прогрессом. Задачи: расчет показателей экономического эффекта от использования отдельных научно-технических достижений; формирование проекта плана использования достижений науки и техники; формирование годового плана технического развития и повышения экономической эффективности производства; контроль за выполнением плана технического развития и повышения экономической эффективности производства.
Подсистема технико-экономического планирования. Задачи: расчет проекта плана подрядных строительно-монтажных работ; расчет сводных показателей плана ввода производственных мощностей, плана по труду и зарплате, потребности в материально-технических ресурсах, механизмах и машинах.
Подсистема управления подготовкой производства. Задачи: формирование календарных планов работ по исполнителям, по объектам; автоматизация составления документации по комплектном поставкам материально-технических ресурсов; формирование нормативов затрат труда.
Подсистема управления производством работ. Задачи: формирование и уточнение календарного плана строительства; формирование и уточнение графиков потребности в материальных ресурсах (строительных конструкциях, изделиях, полуфабрикатах, основных материалах и оборудовании), потребности и движения основных машин и механизмов, потребности в рабочих кадрах; формирование и уточнение графиков обеспечения строительства проектно-сметной документацией; формирование тематического плана (набора работ) строительной организации и ее подразделений на очередной плановый период; контроль за ходом строительства важнейших объектов; учет и контроль выполнения календарных планов производства работ и его обеспечения на объектах строительства по организации в разрезе подразделений; оперативное регулирование производства работ.
Подсистема управления материально-техническим снабжением. Задачи: определение потребности в материальных ресурсах; формирование комплектовочной ведомости; формирование плана материально-технического снабжения; учетный комплекс (учет и контроль запасов, реализации фондов, выполнения плана поставок, движения материальных ресурсов); анализ выполнения планов поставок материальных ресурсов; планирование, учет и контроль комплектных поставок строительных конструкций.
Подсистема управления транспортом. Задачи: формирование плана перевозки грузов, грузооборота; расчет оптимального закрепления потребителей за поставщиками; оперативное управление перевозками («супер»); учет, контроль и анализ выполнения планов перевозки грузов; учет выполнения сменных заданий (обработка путевых листов) и т. д.
Подсистема управления механизацией работ. Задачи: расчет парка машин, его структуры и распределения машин по организациям и объектам строительства; расчет потребности в капитальных ремонтах, текущих ремонтах и техническом обслуживании строительных машин; расчет плана — графика работы и планово-предупредительных ремонтов основных строительных машин; контроль и анализ выполнения планов капитального ремонта и технического обслуживания и т. д.
К функциональным подсистемам АСУ в строительстве относятся также подсистемы управления финансовой деятельностью; планирование, учет и анализ труда и заработной платы; бухгалтерский учет.
Кроме перечисленных функциональных подсистем, являющихся объективно необходимыми в системе управления, АСУ включает ряд обеспечивающих подсистем, связанных с применением в сфере управления ЭВМ, а именно: подсистемы информационного, программно-математического и технического обеспечения.
Информационное обеспечение включает систему классификации и кодирования информации и систему организации нормативов. Программно-математическое обеспечение представляет собой систему программ, обрабатывающих данные на ЭВМ, а также совокупность средств и методов, позволяющих строить экономико-математические модели задач управления строительными организациями.
Техническое обеспечение — комплекс технических средств (КТС), Обеспечивающих сбор, подготовку, передачу, обработку и представление данных. Состав КТС АСУ приведен в п. 4 настоящей главы.
АСУ В ЭНЕРГОСТРОИТЕЛЬСТВЕ
Отраслевая автоматизированная система управления ОАСУ «Энергия» включает три специализированные подсистемы, характеризующие основные направления деятельности Минэнерго СССР (АСУ ПРЭ — автоматизированная система управления производством и реализацией электроэнергии, АСДУ — автоматизированная система диспетчерского управления, АСУ Энергострой — автоматизированная система управления строительством и строительной индустрией), а также девять общих функциональных подсистем: перспективного развития отрасли, технико-экономического управления, управления материально-техническим снабжением, управления финансовой деятельностью, управления кадрами, управления транспортом и централизованными перевозками, бухгалтерского учета, управления научно-исследовательскими и проектными работами.
В Минэнерго СССР функционирует Главный информационновычислительный центр по управлению энергетическим строительством (ГИВЦЭС), вычислительные центры в трестах Мосэнергострой, Братскгэсстрой, Куйбышевгидрострой, Донбассэнергостройиндустрия, Энергостройконструкция, Энергостальконструкция и др.
В АСУ Минэнерго СССР на высшем уровне (ОАСУ) решаются следующие задачи.
Автоматизированная система расиста двухгодичных календарных планов ввода энергомощностей в увязке с ресурсами. Эта система предназначена для улучшения координации работ и поставок ресурсов при строительстве ТЭС, ГЭС и АЭС. В системе реализуется принцип последовательности планирования. В марте-апреле года, предшествующего планируемому, составляются укрупненные сетевые модели на каждый пусковой и задельный блок ТЭС, ГЭС, АЭС. На базе этих моделей увязывают контрольные сроки выполнения основных строительно-монтажных работ (готовность фундаментов и ячеек главных корпусов) и сроки поставки основного оборудования (котлов, турбин). После согласования этих сроков со строительно-монтажными и обеспечивающими подразделениями министерства на базе разработанных эталонов строительные организации разрабатывают комплексные укрупненные сетевые графики (КУСГ) на каждый пусковой и задельный блок.
На каждую работу задается следующая характеристика: продолжительность работы (минимальная и максимальная), стоимость, трудоемкость (фактическая за текущий год), потребность в материалах и строительных конструкциях. Производится расчет на ЭВМ на два срока ввода: директивный, заданный проектом плана, и минимальный с учетом минимального времени выполнения всех работ. Если сроки поставки именникового оборудования не обеспечивают заданных сроков ввода, рассчитывают необходимые сроки поставки оборудования. В результате расчета графиков с ЭВМ получают необходимые календарные сроки поставки материалов и конструкций, потребность в рабочих, трудоемкость и объем строительно-монтажных работ, а также интегральные кривые распределения стоимости и трудозатрат.
После уточнения планов по состоянию на 15 февраля планируемого пода уточняют график производства отдельных работ и поставок. Уточненные фрагменты КУСГ, направляемые на стройку и в тресты, являются основой для составления рабочих сетевых графиков.
Автоматизированная система контроля хода строительства энергетических объектов. Ежедневно, еженедельно и ежемесячно (в зависимости от периода строительства) в ГИВЦЭС по каналам связи от строительно-монтажных организаций и дирекций поступают сведения о ходе строительства и о вопросах, тормозящих строительство и требующих решения в аппарате министерства. В ЭВМ сравниваются фактические и плановые сроки и выдается информация о ходе строительства и нерешенных вопросах на все уровни управления в министерстве. Кроме того, по запросу можно получить на ЭВМ различные дополнительные аналитические справки.
В десятой пятилетке введена в действие диспетчерская информационная система контроля хода строительства электростанций «ДИСК*, включающая систему телеобработки данных.
С помощью системы телеобработки информация о ходе энергетического строительства и поставке ресурсов, хранящаяся в памяти ЭВМ, может быть вызвана на экран специального телевизора-дисплея (см. п. 4 настоящей главы). Установленные в подразделениях Министерства дисплеи позволяют получать необходимые справки непосредственно с ЭВМ. Аналогичная система телеобработки установлена также на строительстве Чернобыльской АЭС, в трестах Донбассэнергостройиндустрия, Днепроэнергостройиндустрия.
Применение таких систем позволяет получать непосредственно из ЭВМ оперативную информацию в необходимых разрезах.
Автоматизированная система плановых расчетов (АСПР) предусматривает оптимальное распределение и расчет планов капитальных вложений и строительно-монтажных работ по отрасли «Электроэнергетика» в различных разрезах.
Автоматизированная система контроля выполнения плана подрядных работ по отрасли «Электроэнергетика». Ежемесячно все тресты, выполняющие генподрядные строительно-монтажные работы по отрасли «Электроэнергетика», передают по каналам связи данные о выполненных объемах работ по отрасли «Электроэнергетика» в целом, а также по каждой электростанции. Эти данные обрабатываются на ЭВМ и выдаются в различных разрезах на все уровни управления в министерстве. Такая же информация, только по пусковым стройкам, передается и обрабатывается ежедекадно.
Система контроля отгрузок сборного железобетона и металлоконструкций, позволяющая контролировать обеспечение каждого объекта строящихся электростанций строительными конструкциями. В памяти ЭВМ записываются плановые данные по поставке конструкций по приказу № 1. Ежемесячно от трестов и заводов-поставщиков по телетайпу в ГИВЦЭС передается информация о фактической, отгрузке на основе отгрузочных документов. Эта информация вводится в ЭВМ, где сравнивается фактическая отгрузка с плановой и выдаются сведения об обеспеченности объектов стройки строительными конструкциями.
Система расчета средневзвешенных норм расхода материалов и потребности в материальных ресурсах на 1 млн. руб. строительномонтажных работ.
Автоматизированная система контроля реализации фондов на металлопрокат, трубы и метизы. Перед выдачей фондовых заказ-нарядов на металлопрокат, трубы и метизы все заказ-наряды записываются в память ЭВМ. По мере реализации фондов от контор и отделений Главснаба, расположенных вблизи заводов-поставщиков металлопродукции, по телетайпу в ГИВЦЭС поступает информация о реализации фондов по каждому заказ-наряду. Эта информация обрабатывается совместно с плановой, хранящейся в памяти ЭВМ. Выдаются сведения о ходе реализации фондов в различных разрезах (по фондодержателям, заводам-поставщикам, главкам-потребителям, по отдельным важнейшим электростанциям и др.).
Кроме задач планирования и контроля, связанных со строительством электростанций, решается также ряд задач АСУ по линиям передач и подстанциям (расчет потребности в материалах на основе паспортов, контроль хода строительства важнейших подстанций и др.), а также ряд задач по обработке на ЭВМ различных форм статистической отчетности.
АСУ В СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНЭНЕРГО СССР
Мосэнергострой. Здесь выделены три подсистемы в соответствии с циклами управления: планирование; оперативное управление; учет, отчетность и анализ. Цель подсистемы планирования — обеспечить формирование планов строительного производства треста и его подразделений, в которых были бы взаимоувязаны плановые задания каждому исполнителю с потребностью и сроками поставок необходимых ресурсов, с учетом изменений, возникающих в ходе строительства. В подсистеме решаются следующие основные задачи: составление календарных расписаний производства строительно-монтажных работ; формирование годового, квартальных и месячных планов производства по объектам и исполнителям; расчет технико-экономических показателей и потребности в ресурсах по работам, объектам и исполнителям.
Подсистема учета, отчетности и анализа решает с помощью ЭВМ и счетно-перфорационного оборудования задачи учета материальных ценностей, накладных расходов и т. д.
В составе информационной базы в тресте разработаны 20 классификаторов и шифраторов: строительно-монтажные работы; организации треста и их структурные подразделения; профессии рабочих, занятых на строительно-монтажных работах; объекты строительства; основные фонды; заказчики треста; внешние субподрядные организации треста; единицы измерения; поставщики; строительные материалы, детали и конструкции; сборные железобетонные конструкции и изделия; коэффициенты ЕНиР для работ, производимых в зимний период; дневные тарифные ставки рабочих; коэффициенты перехода от производственных норм к нормам СНиП; производственные нормы затраты ресурсов и др. Для решения всех задач используется единая нормативная база — производственные нормы и нормы ЕРЕР.
Братскгэсстрой. Здесь разработаны и внедрены следующие задачи: расчет физических объемов строительно-монтажных работ и нормативной потребности в ресурсах на годовой и квартальный планы; учет выполнения строительно-монтажных работ по этапам; оперативное управление строительством на основе сетевых графиков; расписание поставок бетона на объекты; расчет потребности и учет изготовления, поставок и монтажа сборного железобетона; планирование производства земельно-скальных работ; оперативный учет работы землеройных механизмов и автотранспорта; учет движения материалов на складах и др.
Куйбышевгидрострой. В АСУ Куйбышевгидростроя решается около 60 задач: управление перевозками раствора и бетона; учет движения материалов в строительстве; расчет зарплаты; комплектация строящихся объектов; контроль монтажа конструкций; учет основных фондов и др.
Камгэсэнергострой. Решаются следующие задачи: расчет годового, квартального и месячного планов; управление перевозками раствора и бетона; оперативный учет движения железобетонных конструкций; учет труда и заработной платы; учет наличия и движения кадров; управление транспортными перевозками; бухгалтерский учет.
АСУ УС Чернобыльской АЭС. Решаются задачи ведения информационного обеспечения (классификаторов, справочников, нормативов с использованием системы телеобработки); задачи по управлению материально-техническим обеспечением, по информационному обеспечению руководства, по технической подготовке производства.
АСУ промышленных трестов. В трестах Донбассэнергостройконструкция, Энергостройиндустрия, Днепроэнергостройиндустрия, Энергостальконструкция решается большое число задач по управлению производством строительных конструкций. Одновременно с этим многие их задачи могут быть использованы для управления строительством энергетических объектов: в указанных организациях в памяти ЭВМ имеется ежедневная оперативная документированная информация об отправке конструкций для строящихся энергетических объектов. Некоторые строительные организации Министерства, в частности трест Спецсетьстрой, получают эту информацию на магнитной ленте и обрабатывают ее на ЭВМ, получают необходимые ему сведения, включая обеспеченность объектов конструкциями. Следует отметить, что указанные системы включают также средства телеобработки, что позволяет оперативно получать на экране дисплея необходимые для управления сведения: об отгрузке конструкций по потребителям, об обеспеченности материалами, о ходе выполнения плана и др.