Стартовая >> Архив >> Ремонт электрооборудования на судах

Ремонт силовых трансформаторов - Ремонт электрооборудования на судах

Оглавление
Ремонт электрооборудования на судах
Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования
Документация для ремонта
Маркировка выводов электрических машин и трансформаторов
Проверка полярности обмоток и целости электрических цепей
Контроль качества электрической изоляции
Единицы физических величин
Проводниковые материалы
Магнитные материалы
Электроизоляционные материалы
Припои, флюсы
Клеи и самосклеивающиеся электроизоляционные ленты
Ленты, лакоткани и лакобумага
Дефектация электрических машин
Разборка и очистка электрических машин
Обмотки и выводы электрических машин
Бандажи ротора электрических машин
Коллекторы, петушки и контактные кольца
Щеточный аппарат электрических машин
Активная сталь электрических машин
Подшипниковые шиты и станины электрических машин
Ремонт силовых трансформаторов
Чистка электрической изоляции
Методы сушки изоляции электрических машин
Сушка синхронных, асинхронных и машин постоянного тока
Пропитка электрической изоляции обмоток
Ремонт контактов
Ремонт рубильников
Ремонт пакетных переключателей и автоматов
Ремонт катушек электрических аппаратов
Ремонт реостатов и контроллеров
Ремонт универсальных переключателей, кнопок, предохранителей
Ремонт реле
Ремонт электроизмерительных приборов
Ремонт осветительных приборов, связи и сигнализации
Марки, прокладка и крепление кабелей
Проходы кабелей через переборки, ввод в электрооборудование
Оконцевание кабелей
Заземление металлических оболочек,  ремонт оплеток, оболочек и жил кабелей
Дефекты изоляции кабелей
Проверка и испытания кабельных линий
Ремонт и эксплуатация аккумуляторов
Требования к режимам заряда и разряда, основные дефекты аккумуляторов
Ремонт аккумуляторов
Техника безопасности и охрана труда
Правила безопасности при проведении ремонтных работ
Меры безопасности при обслуживании и ремонте аккумуляторов
Противопожарные мероприятия
Оказание первой помощи при поражении электрическим током

Осмотр и разборка.

До начала ремонта наружную поверхность трансформаторов очищают от грязи, пыли и масла. Проверяют их общее состояние и комплектность; выявляют имеющиеся дефекты, перечень которых дан в табл. 3.5. Тщательно осматривают места соединений и сварные швы на предмет отсутствия течи в масле.

Таблица 3.5. Основные дефекты трансформаторов и причины их возникновения


Дефект

Причины возникновения

Повышенная температура трансформатора (масла)

Перегрузка трансформатора; витковое замыкание в обмотке вследствие механического повреждения, естественного износа или динамического воздействия токов короткого замыкания; замыкание между стальными листами магнитопровода; образование короткозамкнутого контура в магнитопроводе или в стяжных шпильках в результате повреждения изоляции

Замыкание на корпус

Повреждение изоляции в результате механических повреждений, вызванных динамическим воздействием токов короткого замыкания; естественного износа изоляции; понижения уровня масла в баке

| Обрыв цепи

Обгорание выводных цепей концов обмоток при коротких замыканиях

Перекрытие от выводов на корпус

Повреждение изоляции выводов; трещины в изоляторах; понижение уровня масла в баке; загрязнение внутренней поверхности изоляторов

Повышенный ток холостого хода

Витковое замыкание в обмотке; наличие короткозамкнутого контура через стяжные болты; повреждение изоляции между стальными листами; ослабление прессовки стали магнитопровода; неправильное включение параллельных обмоток

Течь масла в местах сварки бака

Нарушение сварочного шва в результате механических или температурных воздействий

До начала ремонта при включенном трансформаторе обращают внимание на его гудение, которое у исправного трансформатора носит спокойный и равномерный характер. Фарфоровые изоляторы выводов тщательно протирают безворсяной салфеткой, увлажненной бензином или ацетоном.
Извлечение выемной часта производится после демонтажа трансформатора, снятия пробивного предохранителя, ослабления болтов крепления, установленных на крышке выводных изоляторов, и частичного слива масла до уровня ниже уплотнительной прокладки. Подъем ее, как правило, осуществляют вдвоем, приняв необходимые меры предосторожности, с тем, чтобы избежать задевания обмоток за края бака. После слива масла, осадка грязи, продукты разложения изоляции и масла смываются с частей магнитопровода и обмоток струей теплого масла под небольшим давлением. Делают это над баком или над специальной емкостью. Промывку выемной части производят постепенно сверху вниз. После того как стечет масло, ее ставят на жесткую подставку (или пол) и проверяют чистоту обмоток. Оставшуюся в каналах между обмотками и магнитопроводом грязь удаляют салфеткой или мягкой кистью.
Затем выявляют наличие витковых замыканий (по почерневшим местам обмотки), проверяют механическую прочность крепления отдельных катушек. Если появляется такая необходимость, то места короткого замыкания определяют при включении трансформатора под напряжением. Проверяют контактные соединения, места паек, изоляцию стяжных шпилек, состояние переключателей, изоляторов выводов. Изоляцию между обмотками, а также между обмотками и корпусом проверяют мегаомметром. Она не должна быть ниже паспортного значения более чем на 25%.

Изоляторы выводов.

Наибольшее количество неполадок трансформаторов (до 80%) связано с дефектами обмоток и выводов. Последние обнаруживаются как при вскрытии трансформатора, так и при внешнем осмотре съемной части или проверкой при пониженном напряжении.
Наиболее характерным и для изоляторов выводов являются следующие дефекты

  1. трещины, сколы и разрушения;
  2. загрязнение или повреждение армировки;
  3. срыв резьбы стержня.

Нарушенную глазурь тщательно зачищают, обезжиривают и покрывают нитроэмалью 1201, глифталевым или бакелитовым лаком. Небольшие кусочки фарфора, если они сохранились, приклеивают эпоксидным клеем или клеем БФ-2. К эксплуатации допускаются изоляторы, имеющие не более 15% повреждения глазури на пути возможного перекрытия.
Изоляторы, у которых через армировочную замазку просачивается масло, подлежат снятию и ремонту. Старая замазка удаляется путем равномерного нагрева до температуры 100-120°С сначала фарфорового изолятора, а затем и фланца. Отделение фарфорового вывода производят легким ударом по фланцу. Замазку можно удалить также специальным острым зубилом или резцом при обработке на токарном станке.
Армирование выводов производят магнезиальным цементом, состоящим из следующих компонентов: магнезит - 37%, фарфоровая мука - 17%, раствор хлористого магния 46%. Порошок магнезита предварительно прокаливают в сосуде с плотно закрывающейся крышкой в печи, имеющей предварительную температуру 600°С, с последующим повышением ее до 750°С и выдержкой в течение 3 ч. Затем в течение 1,5 ч идет процесс охлаждения до 450°С. Далее сосуд выгружают и, не открывая его, охлаждают до температуры окружающей среды. Кристаллы хлористого магния дробят и засыпают в сосуд с водой в пропорции две весовых части магния на одну весовую часть воды. Смесь периодически помешивают и выдерживают до полного растворения хлористого магния. Затем ее отстаивают в течение 5-6 ч. Далее снимают образовавшуюся пену и через марлю смесь переливают в другой сосуд. Удельный вес раствора должен быть 1,2 мг/см3. Приготовленные таким образом компоненты после их взвешивания в соответствующей пропорции помешают в фарфоровую или стеклянную посуду, где их тщательно перетирают  и перемешивают до получения однородной кашеобразной массы, Готовая к употреблению замазка должна быть использована в течение 15-20 мин.

Для армирования изоляторов применяется также глетглицериновая замазка. Заливка выводов при армировке производится жидкой замазкой (соотношение глета к глицерину 3 1). Затирка широких швов, напротив, выполняется густой замазкой с соотношением компонентов 4:1. Эту работу производят в помещении с температурой не ниже +10 С без нагрева замазки, живучесть которой в таких условиях составляет 10 мин.
Заармированный изолятор выдерживают в неподвижном состоянии до полного затвердевания замазки (20-24 ч при температуре 18-20°С). После этого фарфор и место армирования протирают чистой салфеткой, замазку покрывают нитроэмалью 1201. Собранный вывод в течение 10-15 мин испытывают при гидравлическом давлении 150-200 кПа.

Трансформаторное масло.

Трансформаторное масло одновременно играет роль и охлаждающей жидкости и изоляции. Поэтому к нему предъявляют все требования, относящиеся к электроизоляционным материалам. При работе или хранении трансформаторное масло может окислиться, увлажниться и загрязниться. Это приводит к снижению его электрической прочности, так как даже незначительное содержание воды порядка 0,01л приводит к снижению пробивного напряжения примерно в 4 раза, и масло оказывается непригодным к эксплуатации.
Трансформаторное масло периодически испытывают на электрическую прочность и подвергают химическому анализу. Пробы масла берутся по определенному графику, в том числе и во время ремонта. Масло должно соответствовать техническим требованиям.

Ремонт магнитопровода.

В процессе его ремонтируют шпильки, у которых повреждены бумажно бакелитовые трубки, и листы стали. При замене старой изоляции шпилек новую изготавливают из бакелитовой бумаги толщиной 0,12 мм. После намотки она запекается в печи. Толщина изоляции зависит от диаметра шпильки. При диаметре 15-25 мм она составляет 2-3 мм, при диаметре 25- 40 мм - 3-4 мм.
Новые изолирующие шайбы и прокладки изготавливают из электротехнического картона марки ЭМ толщиной не менее 2 мм. Они должны быть больше стальных нажимных шайб по диаметру на 3-5 мм.
Перекодирование и смена отдельных стальных листов обычно производится после разборки магнитопровода.



 
« Расчет ресурсов для ремонта энергооборудования с использованием вычислительной техники   Ремонтное обслуживание электростанций в условиях полного хозрасчета »
электрические сети