Содержание материала

§3. Пакетные переключатели

При работе пакетных переключателей, один из которых показан на рис. 5.4, наибольшему износу подвергается пружина, служащая для быстрого подключения и отключения цепи. Она должна обеспечивать быстрое перемещение подвижных контактов из одного положения в другое, с тем чтобы исключить возможность образования между ними дуги. Последняя должна гореть и гаснуть только около искрогасительных фибровых шайб 1. Вышедшие из строя детали при ремонте заменяют новыми. Подгоревшие подвижные 2 и неподвижные 3 контакты зачищают, для чего производят разборку пакетного выключателя. Губки подвижных контактов должны обладать достаточной упругостью, чтобы обеспечить надежную коммутацию при вхождении в них неподвижного контакта. Изношенные контакты заменяются запасными или изготовленными по образцам или чертежам старых. При сборке неподвижные контакты устанавливают свободно в пазах и затем прижимают их дугогасительными фибровыми шайбами.
Пакетные переключатели в конструктивном отношении отличаются от выключателей только тем, что узлы их разных полюсов имеют и различную конфигурацию подвижных контактов. В остальном они идентичны, и их ремонт выполняется аналогично. Для нужд судостроения выпускаются пакетные выключатели серий ПВ и ПП одно, двух и трехполюсные с числом пакетов не более семи, Они изготавливаются в защищенном (ВПК, ВПП) и герметическом (ГПВ, ГПП) исполнении. Номинальный ток указывается цифрами, стоящими после обозначения типа.
Пакетный переключатель
Рис. 5.4. Пакетный переключатель

Они широко применяются в сетях постоянного и периодического токов промышленной и повышенной частот. Магнитные элементы контакторов постоянного тока выполняются из сплошных стальных заготовок, периодического- шихтованными из листовой электротехнической стали. По конструктивному исполнению магнитные системы контакторов выполняются либо с поворотным якорем клапанного типа, либо с прямоходным якорем броневого типа. При прохождении токе до обмотке электромагнита его сердечник намагничивается и притягивает якорь с закрепленным на нем подвижным контактом. Последний, касаясь неподвижного контакта, замыкает цепь.
Магнитные пускатели представляют собой трехполюсные контакторы, применяемые для дистанционного управления трехфазными двигателями периодического тока. Они могут быть клапанного и прямоходового типов, При подаче напряжения на катушку якорь поворачивается или перемещается вместе с закрепленными на нем изолированными подвижными контактами, которые, замыкаясь с неподвижными, создают электрическую цепь,
В отремонтированном контакторе (пускателе) следует тщательно проверить крепление всех соединений. Подвижные части должны свободно, без заеданий и торможения перемещаться как при включении, так и при отключении. Гибкие соединения не должны касаться неподвижных частей и тормозить движение якоря (поворотного механизма). Площадь касания определяется по отпечатку копировальной бумаги на белом листе при закладке их в место касания подвижной и неподвижной частей. Требуемой площади касания добиваются путем регулировки положения сердечника (подвижной части магнитопровода) и (или) шлифовкой плоскостей касания вдоль слоев пакета.
Вышедшие из строя пластмассовые детали заменяют запасными или изготавливают по старым образцам из других изоляционных материалов (гетинакса, текстолита, фибры) .Так же поступают и со штампованными деталями. Части искрогасительной камеры, подвергшиеся воздействию электрической дуги, зачищают. Неровности внутренних поверхностей устраняются протиранием их смесью измельченного асбеста и цемента.
Электротепловые реле, осуществляющие защиту в магнитных пускателях, как правило, ремонту не подлежат, а заменяются запасными. Их параметры должны соответствовать номинальному току защищаемого двигателя.

§ 5. Автоматические выключатели (автоматы)

Ремонт контактной системы автоматов аналогичен ремонту контакторов. Большинство деталей автоматов штампованные, и поэтому возможен только их мелкий ремонт. Детали, пришедшие в негодность, заменяются запасными промышленного изготовления.