Стартовая >> Архив >> Ремонт электрооборудования на судах

Обмотки и выводы электрических машин - Ремонт электрооборудования на судах

Оглавление
Ремонт электрооборудования на судах
Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования
Документация для ремонта
Маркировка выводов электрических машин и трансформаторов
Проверка полярности обмоток и целости электрических цепей
Контроль качества электрической изоляции
Единицы физических величин
Проводниковые материалы
Магнитные материалы
Электроизоляционные материалы
Припои, флюсы
Клеи и самосклеивающиеся электроизоляционные ленты
Ленты, лакоткани и лакобумага
Дефектация электрических машин
Разборка и очистка электрических машин
Обмотки и выводы электрических машин
Бандажи ротора электрических машин
Коллекторы, петушки и контактные кольца
Щеточный аппарат электрических машин
Активная сталь электрических машин
Подшипниковые шиты и станины электрических машин
Ремонт силовых трансформаторов
Чистка электрической изоляции
Методы сушки изоляции электрических машин
Сушка синхронных, асинхронных и машин постоянного тока
Пропитка электрической изоляции обмоток
Ремонт контактов
Ремонт рубильников
Ремонт пакетных переключателей и автоматов
Ремонт катушек электрических аппаратов
Ремонт реостатов и контроллеров
Ремонт универсальных переключателей, кнопок, предохранителей
Ремонт реле
Ремонт электроизмерительных приборов
Ремонт осветительных приборов, связи и сигнализации
Марки, прокладка и крепление кабелей
Проходы кабелей через переборки, ввод в электрооборудование
Оконцевание кабелей
Заземление металлических оболочек,  ремонт оплеток, оболочек и жил кабелей
Дефекты изоляции кабелей
Проверка и испытания кабельных линий
Ремонт и эксплуатация аккумуляторов
Требования к режимам заряда и разряда, основные дефекты аккумуляторов
Ремонт аккумуляторов
Техника безопасности и охрана труда
Правила безопасности при проведении ремонтных работ
Меры безопасности при обслуживании и ремонте аккумуляторов
Противопожарные мероприятия
Оказание первой помощи при поражении электрическим током

Наиболее частыми случаями повреждения обмотки могут быть механические повреждения, пробой изоляции на корпус или бандаж, межвитковое замыкание в обмотке и обрыв витков.
Механические повреждения изоляции восстанавливают изолированием микафолием или лакотканью без извлечения секций из пазов. Для этого приподнимают поврежденные витки и накладывают изоляцию на предварительно зачищенные поврежденные места. Таким же способом можно восстановить поврежденную изоляцию и верхних витков пазовой части. Для этого выбивают клинья из пазов, вскрывают пазовую изоляцию и, подняв поврежденные витки, изолируют их, а затем покрывают лаком и сушат.
Обмотка наиболее часто замыкается на корпус в местах выхода ее из пазов железа якоря. В зависимости от характера повреждения его можно устранить чисткой места замыкания и наложением на него новой изоляции из слюды, миканита, электрокартона. При этом необходимо каждый слой промазать изоляционным лаком. Если секция замыкается в пазовой части, то в таких случаях ее следует заменить новой.
Перед разборкой катушки необходимо измерить сечение проводов, сделать эскиз катушки и изоляции и нанести их размеры, указав количество рядов и число витков в ряду, количество параллельных проводов, схему соединений, тип обмотки и шаг по коллектору и по пазам.
Перед разборкой обмотки якоря делают также эскиз бандажей, на котором указывают диаметр проволоки, число витков и замков в бандажах, размеры и расположение скобок для их крепления, и наконец, размеры и материал подбандажной изоляции. Сняв старую изоляцию с провода, производят намотку по шаблону. Катушку из медной шины наматывают на намоточном или токарном станке, перемещая шину специальной вилкой вдоль каркаса и осаживая молотком через деревянную или текстолитовую оправку. Между слоями прокладывают изоляцию. После заполнения шаблона или намотки нужного количества витков катушку проверяют на отсутствие короткозамкнутых витков или обрывов в витках, После проверки к ней припаивают выводы, далее обвязывают киперной лентой, снимают с шаблона, изолируют выводы и накладывают изоляцию. Затем катушке придают форму старой секции и проверяют укладку в пазы якоря. Если эта секция укладывается правильно, то по ней, как по контрольной, изготавливают и все остальные. Пазовую часть секций необходимо изготавливать на 5-10 мм длиннее железа якоря. Готовые секции покрывают лаком и сушат. Аналогично изготавливают и катушки из изолированного провода. Однако в них межвитковая изоляция, естественно, не укладывается.
При осмотрах обмоток якоря или установке отремонтированных секций необходимо обращать особое внимание на качество крепления секций в лазах железа якоря. Текстолитовые клинья, крепящие обмотку, должны сидеть в пазу плотно, без зазора. Слабо сидящие клинья необходимо заменить новыми. Зазоры же следует устранить путем установки дополнительных прокладок из электрокартона.
При проведении текущего ремонта проверяют также посадку катушек на полюсах возбуждения. Проверку осуществляют путем внешнего осмотра, обращая особое внимание на следы смещения, зашлифованности на фланцах и поверхностях катушек, наличие ржавчины и т. п. Зазоры между катушкой и остовом устраняют установкой П-образных прокладок из пропитанного в льняном масле или изоляционном лаке электрокартона. При осмотре необходимо также обратить внимание на крепление сердечников полюсов к станине. Проверку производят простукиванием полюсных болтов молотком. Исправные болты при ударах молотком должны издавать тот же звук, что и металлический монолит, Обнаруженные таким образом сорванные болты, а также болты с изношенными или забитыми гранями головки должны быть заменены на новые, После установки новых болтов или при ослаблении старых необходимо произвести их затяжку , которую производят при нагретых до температуры 60-70° С катушках, с тем чтобы при работе машины крепление полюсов к станине не ослабевало. Затяжку начинают со среднего болта, а затем затягивают и болты, расположенные по краям полюса. После крепления болтов путем простукивания ее фланца проверяют прочность посадки катушки.
Ремонт короткозамкнутых обмоток в большинстве случаев заключается в устранении трещин в кольцах, замыкающих стержни ротора, а также в самих стержнях или в местах соединения их с кольцами. Если трещины запаять невозможно, тс поврежденные стержни заменяют новыми, которые также необходимо вставить в гильзу из изоляционного материала. Изоляционную доску коробки выводов снимают при текущем ремонте электрической машины и тщательно осматривают. На исправной доске не должно быть подгаров, обугливания, трещин, отколов и других механических повреждений. Причиной дефектов коробок является нарушение контакта между наконечником и выводным болтом, в результате чего происходит перегрев токоведущих частей, а следовательно, и обгорание изоляционной доски,
В большинстве типов электрических машин небольшой мощности провода обмоток статора, как правило, присоединяют с внутренней стороны доски, а провода подключения машины к сети - с наружной. Выводной болт в таком соединении одновременно является и токоведущей частью. Нарушение контакта обычно случается с внутренней стороны доски. Это объясняется тем, что при подтягивании наружных гаек болт проворачивается, и плотность контакта нарушается. Кроме того, внутренний контакт в процессе технического обслуживания машины не осматривается. Если имеются признаки перегрева выводных болтов, то такое соединение разбирают и проверяют состояние контактных поверхностей, болтов, замковых шайб, гаек. Дефектные болты и гайки заменяют новыми, диаметр которых выбирается по максимальному току электрической машины:

 

Наибольший ток, А

14

25

48

100

200

300

500

Диаметр резьбы выводного болта, мм

М4

М5

Мб

М8

М10

М 12

М 14

Затем проверяют состояние выводных проводов и кабельных наконечников. При обрыве возле наконечника его перепаивают. Наконечники, имеющие признаки перегрева при шероховатости рабочей поверхности, зачищают шлифовальной бума· гой и лудят. В качестве флюса применяется 30%-ный раствор канифоли в бензине. Обугленные изоляционные доски зачищают наждачной бумагой, а затем покрывают электроизоляционным лаком или эмалью. Доски, имеющие трещины, отколы и другие механические повреждения, заменяются новыми. Выводные болты на них маркируют в соответствии со схемой соединения обмоток электрических машин.  Рис. 3.8. Ремонт изоляции провода

Одновременно с осмотром коробки выводов проверяют крепления соединительных проводов в остове (статоре), которые должны быть жесткими и исключать возможность их вибрации, а следовательно, истирания и повреждения изоляции, Местные повреждения изоляции устраняют намоткой изоляционной ленты. Ослабевшие бандажи заменяют новыми. При проверке выводных проводов особое внимание обращают на место нх вывода из остова, так как именно здесь наиболее часто наблюдаются случаи повреждения изоляции. Провода, имеющие обрыв более 15% жил или хрупкую и потрескавшуюся изоляцию, необходимо заменять новыми. Провод, имеющий поврежденную изоляцию длиной до 100 мм, ремонтируют путем наложения новой изоляции, как показано на рис. 3.8. При этом участок поврежденной изоляции вырезают, а краям основной изоляции придают конусообразную форму на участке длиной 20-25 мм. Новую изоляцию можно сделать из натуральной резины или лакоткани, накладывая ее плотно без морщин, вполунахлест и последовательно от одного края вырезанной части к другому с промазкой каждого слоя клеящим лаком. Общая толщина наложенных слоев изоляции должна быть не менее толщины основной изоляции. Поверх последней накладывают два слоя прорезиненной изоляционной ленты внахлестку.



 
« Расчет ресурсов для ремонта энергооборудования с использованием вычислительной техники   Ремонтное обслуживание электростанций в условиях полного хозрасчета »
электрические сети