При ремонте обмоток якоря проволочные бандажи, имеющие механические повреждения, смещение витков, ослабления, сдвиг или обрыв замковых скоб или концов витков в замке, заменяют новыми. Места, в которых обнаружены нарушения пайки витков проволочных бандажей, плохо пропаянные скобы и места окислений, зачищают и вновь пропаивают. При ремонте нельзя остукивать проволочные бандажи над пазом, производить их зачистку инструментом, наносящим поперечные риски, оставлять на бандажах капли припоя и флюса или выступающие над их поверхностью концы витков в замке, а также устанавливать скобы на два и более бандажа, и, наконец, наматывать бандажи без контроля количества витков и натяжения.
Диаметр проволоки, мм | 0,8 | 1,0 | 1,2 | 1,5 | 2,0 | 2,5 |
Рекомендуемое натяжение, кН (усреднено) | 0,45 | 0,55 | 0,70 | 1,10 | 1,85 | 2,80 |
При намотке новых бандажей применяют стальную, луженую, немагнитную проволоку марки Н2 ГОСТ 9124 59 диаметром 0,8-2,5 мм. Натяжение ее в зависимости от диаметра должно быть равно.
Проволочные бандажи по своей конструкции могут быть однослойными и двухслойными. При намотке последних натяжение проволоки в верхнем слое по сравнению с нижним снижается на 10-15%. Бандажи паяют электродуговым паяльником, показанным на рис. 3.9, который подключается к сварочному трансформатору. Для пайки используется припой ПОС-40, ПОС-61 или чистое олово; в качестве флюса применяют канифоль. Замковые скобы изготавливают из луженой жести толщиной 0,25-0,35 мм.
При намотке первого витка бандажа под него подкладывают начальную и конечную замковые скобы, а также требуемое число промежуточных скоб. Ширина замковых скоб составляет 15-20 мм, промежуточных 8-10 мм. Длина скоб выбирается по ширине бандажа и должна быть такой, чтобы после их загиба с каждой стороны оставалось по 10 мм. Промежуточные скобы располагают равномерно по окружности ротора, через каждые 70-90 мм. Расстояние между замковыми скобами выбирают равным 10-30 мм. Заделку скоб бандажа производят способом, показанным на рис. ЗЛО. Начало бандажной проволоки 1 закрепляют замковой скобой, которую сверху прижимают следующими витками бандажа. Аналогично закрепляют и конечную замковую скобу. Промежуточные скобы витками не прижимают. Намотку бандажа производят в направлении от стали ротора к лобовым частям обмоток.
Бандажировка возможна также и стеклолентой марок ЛСБ-/Г и ЛСБ-5 (буквы в марке указывают класс изоляции). Натяжение бандажной стеклоткани для ленты шириной 10; 15; 20 и 25 мм составляет 0,75; 0,80; 1,00 и 1,50 кН соответственно.
Намотку бандажа производят следующим образом. Конец ленты закрепляют за лобовые части обмотки ротора, если жесткость лобовых частей недостаточна, то натяжение ленты по сравнению с указанным уменьшают на 15-207%. Первый слой бандажа накладывают в направлении от пакета стали ротора, так что каждый последующий виток должен перекрывать предыдущий на 3/4 его ширины. Для закрепления бандажа на последний виток первого слоя накладывают три технологических витка ленты в полный нахлест, т. е. последующие витки должны полностью перекрывать предыдущие. Второй слой бандажа наматывают в направлении к стали ротора, и также тремя технологическими витками закрепляют его последний виток. Намотку третьего и последующих слоев выполняют без закрепления последних витков. Ширина бандажа во всех слоях должна быть одинакова. Всего наматывают не менее шести слоев стеклопенты. Последний ее виток припаивают электропаяльником к нижележащему слою на длине 60-80 мм и обрезают по всей ширине.
После этого обрезанный конец припаивают к бандажу. Ротор с наложенным бандажом запекают в печи при температуре 120-130 С в течение 16 час (пента ЛСБ-Б) или при температуре 150 С в течение 12 час (лента ЛСБ-В)