Содержание материала

§ 2. Осветительные приборы, приборы связи и сигнализации

Техническое обслуживание осветительных приборов.

Все элементы сетей электрического освещения должны постоянно находиться в исправном состоянии и быть в полном комплекте. Перегоревшие лампы следует своевременно заменять новыми того же типа и мощности. Периодически светильники необходимо очищать от загрязнений. Электротехнический персонал судна должен постоянно следить за надежностью крепления светильников и предохранителей, а также герметичностью сигнально-отличительных фонарей и палубных светильников.
Электрооборудование аварийного освещения должно быть отмечено меткой красного цвета. Проверку исправности аварийного освещения и системы автоматического его отключения следует производить не реже одного раза в месяц. Аккумуляторная батарея аварийного освещения должна находиться в постоянной готовности к работе. Извлекать лампы аварийного освещения из их светильников даже на короткое время категорически запрещается. Судовой электрик должен постоянно следить за исправностью переносных ламп и аккумуляторных фонарей и не допускать их применения при обнаружении даже малейших неисправностей.
Переносным мегаомметром один раз в месяц в сетях сигнально-отличительных огней и палубных светильников необходимо измерять сопротивление изоляции. Остальное осветительное оборудование должно подвергаться этой проверке лишь перед началом и в конце навигация. Сопротивление изоляции должно быть не менее указанного в табл. 1.7.

Несмотря на большое разнообразие светильников» применяемых на судах, можно назвать и некоторые характерные их неисправности. К их числу относятся: механические повреждения стеклянных и пластмассовых колпаков, нарушение изоляции внутри светильника и на его выводных платах, потеря пружинящих свойств контактов патронов. Увеличение переходного сопротивления может привести даже к выгоранию изоляционных панелей или обугливанию изоляции внутри светильника. Последнее может послужить причиной пробоя изоляции и выхода светильника из строя. Нарушение его работы может произойти из-за потери уплотнения, что приводит к снижению сопротивления изоляции и ее пробою.
При ремонте светильника заменяют провода внутренней коммутации и дефектные детали (выводные платы, патроны, колпаки и т. д.). Одновременно очищают от загрязнений его внутреннюю полость, восстанавливают уплотнения и защитные покрытия. Сильно поврежденный светильник заменяют новым.
При ремонте светильников также заменяют уплотнения. Неисправные штепсельные соединения и выключатели в сетях освещения подлежат частичной либо полной замене. Отказы в осветительной сети нередко предопределяются конструктивными особенностями применяемых светильников и схемами их включения.

Техническое обслуживание приборов связи и сигнализации.

Надежность работы приборов связи и сигнализации во многом определяется уровнем их эксплуатации. Технический осмотр № i включает следующие работы: внешний осмотр приборов; удаление пыли; проверку их крепления; опробование в работе отдельных приборов и проверку надежности разъемных соединений. При выполнении ТО № 2 дополнительно производят работы, связанные со вскрытием приборов и заменой изношенных деталей. Проверяют зазоры между контактными поверхностями, которые должны быть в пределах 0,3- 1,5 мм. Величину их регулируют путем изгибания контактных пружин. В результате такой регулировки давление контактных пружин доводят до нормы (не менее 0,49 Н). Одновременно проверяют целостность внутреннего и внешнего монтажа.
Зазор между бойком и чашечкой звонка в звуковых приборах должен быть в пределах 0,3-3,0 мм, а между якорем и сердечником катушек - в пределах 0,5- 5,0 мм. В последнем случае регулировка производится путем перемещения электромагнитов. Зазор между контактами шарового сигнала должен быть не менее 0,5 мм. Он регулируется изгибанием контактных пружин на выходе из изоляционных прокладок. Помимо этого проверяют ход якоря реле и в случае необходимости доводя его до нормы 1,2-1,5 мм. Давление свободных пружин на якорь должно быть в пределах 0,245-0,33 Н. Нажатое на контакты, идущие к сигнальной пампе, должно быть не менее 0,392 Н, а их раствор в пределах 0,8-1 мм.
Замену любых деталей в приборе нужно производить при полностью снятом напряжении. По довершении ремонта собственно прибора производится сборка и проверка состояния уплотнительного шнура. При потере им эластичности его следует заменить новым, склеивая концы внахлест. После проведения всех работ необходимо произвести пробное включение прибора.
Работу авральной и пожарной сигнализаций следует проверять раз в неделю. Периодичность должна быть согласована с капитаном или вахтенным штурманом. Один раз в месяц необходимо производить опробование всей системы сигнализации. Перед каждым выходом в рейс следует проверить работу рулевых указателей и машинного телеграфа. Прежде всего необходимо убедиться в плотности закрытия и целости их корпусов, а также проверить наличие напряжения на щитке. При этом нужно обратить особое внимание на согласованность показаний датчиков и приемников во всех положениях. При необходимости выполняют соответствующую регулировку, добиваются четкости срабатывания стопоров фиксаторов при переводе рукоятки машинного телеграфа из одного положения в другое.
Вскрывать приборы следует только для устранения неисправности или же при выполнении ТО № 2, 3. При первом из них дополнительно к перечню работ, предусмотренных ТО № I, делают проверку:
а)    надежности крепления приборов и исправности их заземления;
б)    состояния коллектора и щеточного аппарата тахомеров;

в)     правильности показаний указателей электротахометров (по секундомеру);
г)   согласования датчиков и приемников машинных телеграфов и рулевого указателя;
д)    сопротивления изоляции всех приборов.

Необходимо следить за нормальной работой тахогенераторов. Нажатие на щетку должно быть номинальным, т. е. в пределах 1,25-2,20 Н. При его уменьшении, о чем будет свидетельствовать колебание стрелки прибора, следует вывернуть винт щетки, и, утопив ее на 4-5 мм, вставить винт в следующее отверстие щеткодержателя, расположенное ближе к коллектору. Изношенные щетки необходимо заменить новыми той же марки и тех же размеров, произведя их притирку к поверхности коллектора стеклянной бумагой № 0000. Все движущиеся трущиеся части механизмов смазывают касторовым, костным, вазелиновым или веретенным маслом, Кожаные прокладки пропитывают рыбьим жиром. Резиновые прокладки, потерявшие эластичность, заменяют новыми.