Содержание материала

Величина удельного сопротивления грунта определяется по формуле (Ом-м)
Руководителям предприятий закрытых территорий и управляющим жилищно-эксплуатационных контор, на территориях которых проходят кабельные линии напряжением выше 1 000 В, ежегодно предъявляются требования о выделении специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил производства работ р — 2 naR,
где а — расстояние между электродами, м; R — показание прибора МС-07, Ом.
Минимальная годовая величина удельного сопротивления грунта вычисляется по формуле

где ризм — измеренная величина удельного сопротивления грунта; ηмин — коэффициент пересчета измеренной величины ризм к минимальной годовой рмин, зависящей от времени измерения и определяемой по табл. 10-22.
Данные степени коррозионной активности грунта по отношению к металлическим оболочкам кабелей в зависимости от их удельного сопротивления приведены ниже:

Данные взяты из правил СН 266-63.
Коррозионная активность грунтов, грунтовых, речных и других вод по отношению к свинцовой оболочке кабелей зависит от количества содержащихся в них органических и азотистых веществ и концентрации водородных ионов, определяемых лабораторными исследованиями.
Лабораторное исследование коррозионности производится отбором пробы грунта в количестве 0,5 кг, причем 70% этой пробы берется с глубины заложения кабеля и по 15% со стенок шурфа или траншей в двух характерных по цвету, составу и влажности местах. Все три части перемешиваются и помещаются в закрытую тару, не допускающую загрязнения образца.

Таблица 10-23
Коррозионная активность грунтов по отношению к свинцовым конструкциям в зависимости от содержания органических и азотистых веществ и значений pH'


Грунты

Показатели коррозионной активности

Коррозионная активность

количество органических веществ, %

концентрация водородных ионов (значение pH)

количество азотистых веществ, %

Песчаные, песчано- глинистые

Не более 1

От 6,5 до 7,5

Не более 0,0001

Низкая

Глинистые, солончаковые, известковые, слабочерноземные

От 1 до 1,5

От 5 до 6,5 и от 7,5 до 9

От 0,0001 до 0,001

Средняя

Богатые, черноземные, торфяные, грунты, засоренные посторонними веществами (мусор, известь, шлак)

Более 1,5

Менее 5 и более 9

Более 0,001

Высокая

Таблица взята из правил СН 266-63,
Таблица 10-24
Коррозионная активность грунтовых, речных и других вод по отношению к свинцовым конструкциям в зависимости от содержания органических и азотистых веществ, общей жесткости и значений pH*

* Таблица взята из СН 266-63.
Степень коррозионной активности грунтов по отношению к свинцовой оболочке кабелей оценивается сравнением данных анализа пробы грунта с величинами, приведенными в табл. 10-23, степень коррозионной активности грунтовых, речных и других вод — сравнением данных анализа пробы воды с величинами, приведенными в табл. 10-24.
Главтехуправление Минэнерго СССР предложило всем проектным и эксплуатационным организациям:
при определении коррозионной активности среды, впредь до установления более обоснованных норм, руководствоваться указаниями «Временных рекомендаций по защите от коррозии кабелей связи с алюминиевыми оболочками», приведенными в табл. 10-25 и 10-26;
для тяжелых агрессивных условий (средняя и высокая коррозионная активность) следует применять кабели со свинцовыми оболочками и защитными покрытиями типа Бв, кабели с алюминиевыми оболочками в сплошном пластикатовом шланге или, временно, с усиленной двухрядной ленточной защитой марки ААБ2в*.

* Производство отечественной промышленностью кабелей с алюминиевыми оболочками в сплошном пластикатовом шланге, а до их выпуска кабелей марки ААБ2в должно быть организовано в соответствии с решением Государственного Комитета Совета Министров СССР по науке и технике.

Таблица 10-25
Коррозионная активность грунтов по отношению к алюминиевой оболочке кабелей в зависимости от значений pH, содержания хлоридов, сульфатов и ионов железа

Примечания: 1. Отбор проб грунта и воды производится в соответствии с рекомендациями СН 266-63.
2. Химический анализ проб должен выполняться в лабораторных условиях.
Таблица 10-26
Коррозионная активность грунтовых, речных и других вод по отношению к алюминиевой оболочке кабелей в зависимости от значений pH, содержания хлоридов, сульфатов и ионов железа

Примечания: 1. Отбор проб грунта и воды производится в соответствии с рекомендациями СН 266-63.
2. Химический анализ проб должен выполняться в лабораторных условиях.

Предотвращение почвенной коррозии возможно за счет правильно выбранной трассы при проектировании кабельных линий и запрещения в условиях эксплуатации загрязнения действующих трасс всякими видами отбросов, действующих разрушающе на металлические оболочки кабеля. При необходимости на действующих трассах производится замена грунта на нейтральный грунт в отношении коррозии оболочек, или кабели перекладываются в другое место в обход участков с агрессивными грунтами.
Коррозия металлических оболочек кабелей блуждающими токами в процессе их эксплуатации происходит на кабелях, проложенных в земле (токи утечки от электрических установок постоянного тока, проходящие в земле и подземных металлических сооружениях).
Питающие линии

Рис. 10-7. Схема питания трамвая и образования опасных коррозионных зон блуждающими токами в земле.
Коррозия оболочек кабелей, вызываемая переменным током, как показывает практика, незначительна. Постоянный ток может при известных условиях вызвать значительные разрушения металлических оболочек, и поэтому для городской кабельной сети наиболее опасным источником коррозии являются устройства постоянного тока электрифицированных железных дорог.
Питание троллейного провода трамваев производится обычно от положительного полюса тяговой подстанции, отрицательный же присоединяется кабельными линиями к различным точкам рельсовых путей, называемых отсасывающими пунктами (рис. 10-7). К этим пунктам стекаются по рельсам обратные токи трамвайной сети. Так как рельсы электротяговых устройств практически не могут быть изолированы от земли, то проходящий по мим to к частично ответвляется в землю И находит пути наименьшего сопротивления к месту расположения отсасывающих пунктов. Если в зоне действия этих токов имеются кабельные линии, металлические оболочки которых являются хорошими проводниками, то блуждающие токи из земли переходят в оболочки кабелей, а вблизи отсасывающих пунктов выходят из них.
Зона, в которой блуждающие токи переходят из окружающей среды в оболочку кабеля, называется катодной. В этой зоне при отсутствии в грунте щелочных веществ коррозии оболочек кабелей не происходит. Зона, в которой блуждающие токи выходят из оболочки кабеля в окружающую среду, называется анодной, в ней-то и происходит коррозия оболочек кабелей. Определение той или иной зоны производится измерением потенциала на оболочках кабеля по отношению к земле. Положительный потенциал свидетельствует о наличии анодной зоны, отрицательный потенциал — о наличии катодной зоны.
Разрушение металлических оболочек происходит тем сильнее, чем больше плотность тока, переходящего с кабелей в землю. Для бронированных кабелей, проложенных в грунтах с удельным сопротивлением более 20Ом-м, среднесуточная плотность тока утечки в землю не должна превосходить 0,15 мА/дм2. Для голых освинцованных кабелей анодные зоны считаются опасными независимо от плотности блуждающих токов.
Блуждающие токи в земле возникают главным образом из-за неисправности рельсовых путей железнодорожного электротранспорта. Переход блуждающих токов в оболочки кабелей в значительной мере зависит от взаимного расположения кабельной линии и рельсовых путей, являясь особенно интенсивным при сближении с рельсами в различных местах по трассе. Опасными в части коррозии являются также места пересечений кабелей с рельсами, участки вблизи отсасывающих пунктов, в местах расположения крестовин и стрелок рельсовых путей.

Требования по устройству рельсовых путей и организации надзора за их состоянием определяются правилами СН 266-63, которыми предусматривается обязательное устройство сварных соединений рельсовых стыков, с тем чтобы обеспечить хорошую проводимость токов по ним, и регламентируются величины сопротивления стыков в рельсовой сети, а также требования к отсасывающим линиям и другие основные положения по устройству рельсовых путей электрифицированных железных дорог и подземных металлических сооружений, пересекающих рельсовые пути или сближающихся с ними.
Опыт эксплуатации показывает, что если рельсовые пути и другие устройства электрифицированных железных дорог соответствуют требованиям указанных правил, то блуждающие токи очень незначительны и не представляют большой угрозы для подземных кабельных линий.
Необходимо отметить, что разрушение металлических оболочек кабелей от действия блуждающих токов в значительной степени ослабляется тем, что броня и свинцовая или алюминиевая оболочка кабеля хорошо заземляются иа обоих концах линии, а в местах устройств соединительных муфт припаиваются металлические перемычки, обеспечивающие хорошую проводимость металлических оболочек соединяемых концов кабелей. Эти заземления снижают потенциал оболочек кабеля, отводя частично непосредственно в землю блуждающие токи.
Таким образом, только по наружному осмотру брони и даже по результатам электрических измерений потенциалов и плотности тока на броне кабеля нельзя сделать для всех возможных случаев правильного заключения о состоянии свинцовой или алюминиевой оболочки и опасности, угрожающей им в данном месте.
Оценка опасности коррозии металлических оболочек кабелей блуждающими токами производится на основании определения наличия блуждающих токов в земле, разности потенциалов между металлическими оболочками кабеля и землей, рельсами электрифицированного транспорта и другими подземными сооружениями, находящимися вблизи кабельной линии, величины и направления тока в металлических оболочках кабеля и поверхностной плотности тока, стекающего с оболочки кабеля в землю.
Определение наличия блуждающих токов производится путем анализа измерений разности потенциалов между двумя точками земли через каждые 1 000 м по двум взаимно перпендикулярным направлениям при расстоянии 100 м между измерительными электродами. Для измерения используется вольтметр с внутренним сопротивлением не менее 10 000 Ом/В шкалы с пределами измерений 100—0—100 мВ, 1—0—1 В
и 10—0—10 В. Очень удобен для этой цели многопредельный самопишущий переносный милливольтметр постоянного тока типа Н39. Контакт с землей осуществляется при помощи неполяризующихся электродов. Показания вольтметра отмечают через каждые 30 с в течение 15 мин.
Если измеряемая разность потенциалов имеет неустойчивый характер, т. е. изменяется по величине и знаку или только по величине, то это указывает на наличие блуждающих токов; устойчивый характер указывает на наличие токов почвенного происхождения, либо блуждающих токов от линий передачи постоянного тока по системе «провод — земля», если такие имеются в обследуемом районе.
Измерение разности потенциалов между металлическими оболочками кабеля и землей производится контактным методом с применением вольтметра с большим внутренним сопротивлением не менее 10 000 Ом/В шкалы с пределами измерений 1—0—1, 10—0—10 и 20—0—20 В. При разности потенциалов меньше 1 В следует использовать неполяризующийся электрод, а при большей разности потенциалов — металлический стальной или свинцовый электрод. Заземляющий электрод должен располагаться возможно ближе к кабелю. Показания вольтметра отмечают через 15—20 с, а при частом движении поездов—через 5—10 с. Необходимо, чтобы за период измерений прошло не менее трех электропоездов в разных направлениях.
Измерение разности потенциалов между металлическими оболочками кабелей и другими металлическими подземными сооружениями и рельсами трамвая или электрифицированной железной дороги производится вольтметром с пределами измерений 10—0—10, 20—0—20 и 100—0—100 В. Определение направления тока в оболочках кабеля производится по методу падения напряжения с помощью милливольтметра с пределами измерений 1—0—1 и 10—0—10 мВ. Контакт измерительных проводников с броней кабелей осуществляется стальным электродом, а со свинцовой оболочкой кабеля — свинцовым электродом. О направлении тока в оболочке кабеля судят по отклонению стрелки от нулевого положения.
Измерение величины тока, проходящего по оболочкам кабеля, производится по методу падения напряжения или по методу компенсации. Измерение величины тока методом падения напряжения производится милливольтметром с пределами измерений 1—0—1, 10—0—10 мВ. Среднее значение тока, проходящего по металлическим оболочкам кабеля, определяется по следующей формуле:
где ΔUcp — среднее значение падения напряжения на измеренном участке кабеля; R — сопротивление 1 м металлических оболочек кабеля, Ом; I — расстояние между точками измерения, м.

Рис. 10-8. Схема измерения по методу компенсации величины тока, протекающего по оболочкам кабеля.

Рис. 10-9. Схема измерения плотности тока, переходящего с оболочки кабеля в землю с помощью вспомогательного электрода.

Измерение величины тока по методу компенсации производится по схеме, приведенной па рис. 10-8. По милливольтметру определяется направление тока в оболочке кабеля. При подключении ключом к постороннему источнику тока реостатом изменяют величину тока до тех пор, пока милливольтметр не покажет нулевое значение. Показание амперметра в этот момент равно величине тока, проходящего по оболочке кабеля. Для измерения необходимо иметь милливольтметр с пределами измерений 1—0—1 и 10—0—10 мВ. Источник тока, амперметр и реостат выбирают по измеряемой величине тока. При частых изменениях направления и величины тока в оболочках кабеля метод компенсации неудобен.
Измеряют плотность тока, сходящего с оболочки силового кабеля в землю миллиамперметром с внутренним сопротивлением 1—5 Ом, который включается в цепь, соединяющую исследуемый кабель с вспомогательным электродом. Для вспомогательного электрода используется отрезок силового кабеля с наружной поверхностью, одинаковой по износу с поверхностью испытуемого кабеля. Сечение кабеля для вспомогательного заземлителя не имеет особого значения, но длина его выбирается из расчета, чтобы площадь поверхности равнялась 5—10 дм2. Вспомогательный электрод закладывается рядом с испытуемым кабелем на одной глубине и на расстоянии 0,3—0,5 м от него (рис. 10-9).
Броня испытуемого кабеля соединяется путем пайки изолированным проводником через миллиамперметр с броней вспомогательного электрода. Место исследования закапывается так, чтобы создать равные внешние условия как для кабеля, так и для вспомогательного электрода. Ток, проходящий через миллиамперметр, равен току, сходящему с поверхности вспомогательного электрода в землю. Поскольку поверхности исследуемого кабеля и вспомогательного электрода одинаковы и внешние условия среды совпадают, то плотность тока, сходящего с брони вспомогательного электрода в землю, будет иметь ту же величину, что и для исследуемого кабеля.
Измерения должны производиться непрерывно в течение часа с записью показаний через 10—20 с. Плотность тока утечки определяется по формуле (мА/дм2)
где I — среднее значение показаний миллиамперметра за время измерения, мА; 5 — площадь поверхности измерительного электрода, дм2; К — коэффициент часовой нагрузки ближайшей к месту измерения тяговой подстанции, который определяется как отношение среднесуточной затраты энергии на тягу в час, в течение которого производилось измерение.
По величине тока, проходящего по оболочке кабеля, можно судить о степени коррозионной опасности, а по направлению тока можно определить места входа и выхода блуждающих токов с оболочек кабеля и установить анодные и катодные зоны.
Блуждающие токи в оболочках кабелей резко колеблются по величине и могут менять свое направление в зависимости от графика движения электропоезда, и чтобы судить об интенсивности их действия, следует брать средние величины. Сопоставляя график изменения блуждающих токов по времени с графиком прохождения поездов через определенную точку пути, можно установить источник опасных блуждающих токов и дефектные ^места в рельсовых путях электротяги.
При сооружении кабельных линий, трассы которых находятся в особо агрессивных условиях по коррозии, следует применять кабели, предусмотренные решением Главтехуправления Минэнерго. При применении таких кабелей электрическая защита их не требуется. В этом решении указано также следующее:
при наличии высоких Дровней блуждающих токов, когда не соблюдаются основные требования, приведенные в СН 266-63, или когда применяются совместные защиты от электрокоррозии, требующие принятия ряда мер, практически не выполнимых в условиях эксплуатации (контроль состояния изоляции алюминиевых оболочек по отношению к земле, автоматическое регулирование защитных потенциалов на кабельных сооружениях и др.), применение кабелей с алюминиевыми оболочками не допускается;
наличие совместных защит не является препятствием к использованию и прокладке кабелей с алюминиевыми оболочками в случаях, когда устройство совместных (комплексных — многоэлементных) защит предшествует или сопутствует выполнению мероприятий по снижению уровней блуждающих токов, когда соблюдаются требования СН 266-63 (без ограничений, оговоренных в § 3 общей части этих правил) или когда совместные защиты устанавливаются в местах отсутствия блуждающих токов.
Применение электрохимической защиты кабелей в каждом случае должно быть обосновано проектом, согласованным с другими организациями, эксплуатирующими металлические подземные сооружения, учитывая, что применение такой защиты требует обязательного систематического контроля для регулирования. К электрическим методам защиты относятся катодная поляризация, прямой, поляризованный или усиленный электрический дренаж и протекторная защита.
Катодная поляризация — защита металлического сооружения путем образования на защищаемом металле сооружения отрицательного защитного потенциала по отношению к окружающей коррозионной среде. Обычно такая защита производится с помощью тока от внешнего источника, при этом защищаемый металл присоединяется к отрицательному полюсу источника, т. е. в качестве катода (рис. 10-10).
Защите путем катодной поляризации подлежат бронированные кабели, расположенные в анодных и знакопеременных зонах:
при прокладке в грунтах с удельным сопротивлением грунта выше 20 Ом-м и среднесуточной плотности тока утечки в землю, превышающей 0,15 мА/дм2;
при прокладке в грунтах с удельным сопротивлением грунта менее 20 Ом-м независимо от среднесуточной плотности тока утечки в землю.

Рис. 10-10. Схема катодной защиты кабеля, проложенного в земле.
1 — кабель; 2 — заземлитель; 3 — стальная шина; 4 — контакт шины с металлическими оболочками кабеля и с заземлителем; 5 — источник постоянного тока.
Катодная поляризация металлических оболочек кабеля должна осуществляться так, чтобы создаваемые на этих оболочках потенциалы были не менее величии, приведенных в табл. 10-27, и не более приведенных в табл. 10-28, а также чтобы исключалось вредное влияние ее на соседние подземные сооружения. 
Таблица 10-27
Величины минимальных защитных потенциалов


Материал сооружения

Значения минимальных защитных потенциалов по отношению к неполяризующимся электродам, В

Среда

водородному

медно- сульфатному

свинцовому

Сталь

—0,55

—0,87

—0,38

Для всех сред

Свинец

—0,20

—0,52

—0,03

Для кислой

Свинец

—0,42

—0,74

—0,025

Для щелочной

Алюминий

—0,68

— 1

Таблица 10-28
Величины максимальных защитных потенциалов

При этом вредным влиянием катодной поляризации считаются: уменьшение минимального или увеличение максимального допустимого защитного потенциала на соседних металлических сооружениях, имеющих катодную поляризацию более чем на 0,1 В;
появление опасности коррозии на соседних подземных сооружениях, ранее не требовавших защиты от нее.
В случаях, когда при осуществлении катодной поляризаций нельзя избежать вредного влияния на соседние сооружения, должна осуществляться совместная защита этих сооружений или другие меры, устраняющие вредное влияние.
Помимо катодной поляризации для электрической защиты оболочек кабелей от разрушения блуждающими токами может применяться электрический дренаж — способ защиты, заключающийся в отводе блуждающих токов от металлических оболочек кабелей к источнику этих токов, а также электродная (протекторная) защита, описанная ниже.
Дренаж электрический прямой — дренажное устройство, обладающее двусторонней проводимостью; его следует применять только в случаях, когда исключена возможность стекания токов с рельсов в защищаемые оболочки кабеля. В остальных случаях следует применять поляризованный электрический дренаж.
Присоединение прямого дренажа к отрицательным шинам или сборкам отсасывающих линий тяговых подстанций трамвая допускается в случаях, когда подключение дренажа к отсасывающему пункту не обеспечивает поддержание защитного потенциала на подземном сооружении. Присоединение дренажа к сборкам отсасывающих линий тяговых подстанций электрифицированных железных дорог допускается только в случаях, когда подключение дренажа к отсасывающему пункту не обеспечивает поддержания защитного потенциала на кабеле.
Дренаж электрический усиленный — дренажное устройство, в цепь которого для увеличения эффективности его работы включен источник постоянного тока; его следует применять в случаях, когда на подземном сооружении имеется опасная зона, а потенциал рельса выше потенциала подземного сооружения, либо в других случаях, когда его применение может быть технико-экономически оправдано. В противном случае следует применять катодную защиту.
Дренаж электрический поляризованный — дренажное устройство, обладающее односторонней проводимостью (отвод блуждающих токов с металлических оболочек кабеля к элементам трамвайной и железнодорожной сетей), которая обеспечивается при помощи электромагнитного реле, включающего дренажную цепь только при правильном направлении дренажного тока.
Электродная (протекторная) защита — соединение металлических оболочек кабеля с электродом (протектором), заложенным в земле, имеющим более низкий потенциал, чем оболочки (рис. 10-11).

Рис. 10-11. Схема электродной (протекторной) защиты кабеля, проложенного в земле.

  1. — кабель; 2 — металлический электрод (протектор); 3 — засыпка из смеси сульфатов натрия и магния; 4 — стальная шина; 5 — контакт шины с металлическими оболочками кабеля.

Защиту рекомендуется применять при блуждающих токах малой величины в анодных или знакопеременных зонах, когда наложенный положительный потенциал на оболочках кабеля не превышает 0,3 В. В качестве электрода лучше всего применять листы из сплава алюминия, цинка и магния; можно применять листы медные, магниевые, алюминиевые, железные.
Для улучшения противокоррозионной защиты и уменьшения затрат на ее осуществление следует применять совместную электрическую защиту близко расположенных друг от друга подземных сооружений, если это допустимо по условиям эксплуатации этих сооружений. При совместной защите кабелей выше 1 000 В и подземных трубопроводов должны быть приняты меры, обеспечивающие безопасную эксплуатацию всего комплекса защищаемых сооружений.
На всех кабелях, выходящих за пределы сооружения метрополитена, должны быть установлены изолирующие муфты, препятствующие прохождению электрического тока по оболочкам кабеля. Муфты должны быть установлены в пределах сооружений метрополитена в сухих, допустимых для осмотра местах, на расстоянии не более 10 м от места выхода кабеля из сооружений метрополитена. На участке от изолирующей муфты до места выхода за пределы сооружений метрополитена кабели должны быть изолированы от окружающих сооружений и устройств. В местах установки изолирующих муфт сооружаются контрольно-измерительные пункты, обеспечивающие возможность производства измерений по обе стороны муфты.
Контроль за состоянием коррозии кабельных линий блуждающими токами должен осуществляться организациями, эксплуатирующими кабельные сети в соответствии с требованиями ПТЭ: «Систематически должно контролироваться выполнение управлениями и службами городского трамвая, метрополитена и электрифицированных железных дорог мероприятий по уменьшению величин блуждающих токов в земле в соответствии с правилами СН 266-63».
При обнаружении на кабельных линиях опасного потенциала н плотности блуждающих токов должны быть приняты меры по предотвращению разрушения кабелей электрокоррозией (установка электродренажей, протекторов и катодной защиты); при этом должна быть также учтена необходимость защиты кабелей от почвенной или химической коррозии.
За установленными защитными устройствами должно вестись регулярное наблюдение».
Основными мероприятиями по борьбе с блуждающими токами является контроль за состоянием рельсовой и отсасывающей сети трамвая и электрических железных дорог. При обнаружении неисправностей в устройствах электрифицированного железнодорожного транспорта, опасных с точки зрения электролитической коррозии, необходимо добиваться проведения мероприятий по сварке стыков рельсов, устройства надлежащих отсосов и других мер, обеспечивающих величины блуждающих токов в пределах установленных норм. Не допускается питание других потребителей энергией постоянного тока от трамвайной сети. Промышленные предприятия, имеющие установки постоянного тока, руководствуются в части предотвращения блуждающих токов также правилами СН 266-63.
В местах сближения и пересечения кабельных линий с трамвайными и железнодорожными путями электрифицированного транспорта необходимо соблюдение расстояний, установленных ПУЭ.
Все случаи коррозионных повреждений кабельных линий регистрируются и актируются с указанием причин коррозионного повреждения и с обязательной информацией об этом управления (отдела) подземных сооружений местного горисполкома.
Контроль за состоянием коррозии металлических оболочек кабелей производится при помощи карты подземных сооружений исследуемого района с указанием анодных и катодных зон и участков с агрессивными грунтами.

На карту наносятся рельсы электрифицированных железных дорог, источники питания тяговой сети, отсасывающие пункты и все виды защиты от блуждающих токов, установленные на подземных сооружениях; она систематически пополняется и корректируется на основании получаемых от энергетических служб управлений электрифицированных железных дорог и из других источников протоколов измерении потенциалов, сопротивлений стыков рельсов, случаев коррозионных повреждений и других сведений. Карта позволяет выявить участки, где необходимо осуществить проверку состояния металлических оболочек кабелей и опытную проверку разности потенциалов, плотности тока и направления блуждающих токов с наименьшими затратами по разрытию кабельных трасс для производства этих измерений.
При обнаружении коррозии металлических оболочек кабелей разрабатываются мероприятия по предотвращению дальнейшего разрушения их и замене поврежденных участков линий. Мероприятия должны основываться на глубоком анализе причин повреждения, данных исследования блуждающих токов и коррозионности грунта и изучении состояния путей и других устройств электрифицированного транспорта. Необходимо учитывать также состояние и расположение смежных с кабельными линиями металлических подземных сооружений. Выбранная защита кабельных линий от коррозии не должна ухудшать условий-работы других подземных сооружений.
Устройства электрической защиты оболочек кабелей от разрушения блуждающими токами должны периодически проверяться: электродная (протекторная) защита— не реже 1 раза в год (электроды при разрушении заменяются); электрическая защита и электрический дренаж — не реже 2 раз в год, а также после каждого существенного изменения режима работы источников блуждающих токов.
Коррозия свинцовой оболочки от вибрации наблюдается в практике эксплуатации кабельных линий в результате воздействия на свинцовую оболочку кабелей постоянных и переменных механических напряжений. При этом в свинцовой оболочке возникают тонкие трещины, снижающие пластичность; оболочка от этого становится хрупкой, появляются крупные трещины, ведущие к разрушению оболочки.

Такие разрушения свинцовой оболочки имели место на кабелях, проложенных по железнодорожным мостам, подверженным вибрации, а также на кабелях, проложенных на металлических кронштейнах в туннеле на подходе к электростанции. В последнем случае механические напряжения на свинцовой оболочке возникали от вибрации стен и укрепленных на них кронштейнов при работе турбогенераторов станции. Разрушение свинцовой оболочки кабеля от вибрации было также обнаружено при осмотре состояния барабанов кабеля после длительной их транспортировки на пароходе.
Для предотвращения повреждения от вибрации применяются кабели со свинцовыми оболочками, имеющими специальные присадки, обеспечивающие их стойкость при данных условиях работы. Кроме того, под кабели в местах их крепления прокладываются эластичные прокладки.
Кабели с алюминиевыми оболочками являются более стойкими к вибрации, и поэтому могут быть рекомендованы для применения в этих условиях.